Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Из поколения созидателей

11 ноября, 2019

К юбилею заслуженного строителя России, почетного гражданина города Иркутска Анатолия Косякова

Он один из тех, чье поколение энтузиазмом и неимоверным трудом сделало Иркутск привлекательным и современным городом. Да и Сибирь благодаря им перестала быть далекой и недоступной, и все меньше остается в ней «медвежьих углов».

С 19 лет Анатолий Косяков крутил баранку в Крутинском совхозе Омской области, а после окончания Сибирского государственного автомобильно-дорожного института (СИБАДИ) в 1967 году по распределению попал в Иркутское отделение Гипроавтотранс – тогда так называлось нынешнее АО «Иркутскгипродорнии». Здесь он прошел путь от инженера мостового отдела до генерального директора и председателя совета директоров. Больше полувека судьба Анатолия Яковлевича связана с проектным институтом, и потому невозможно, говоря о юбиляре, не говорить о самом АО «Иркутскгипродорнии».

1-1.jpg

Анатолий Косяков – почетный гражданин города Иркутска, награжден орденом Дружбы народов, медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали», памятной медалью «За заслуги в укреплении конкурентоспособности России, медалью имени А.А. Николаева, знаком «Почетный дорожник», почетным знаком «Строительная слава», почетной грамотой Законодательного собрания Иркутской области. Заслуженный строитель РФ.


Все гости, приезжающие в Иркутск, стремятся побывать в Листвянке. Сегодня мало кто помнит, что когда-то эта дорога была просто грунтовкой. В 1959 году на Байкал с ответным визитом ждали тогдашнего президента Америки Эйзенхауэра. В связи с этим было принято решение о строительстве Байкальского тракта. Это был один из первых проектов института.

К этой дороге коллектив АО «Иркутскгипродорнии» вернется почти через пятьдесят лет, выполнив проект реконструкции самых аварийных километров автодороги Иркутск – Листвянка.

– Мы подходили к проектированию Байкальского тракта комплексно, – рассказывает Анатолий Косяков, – выявили самые опасные участки дороги. Первый из них – с восьмого по двадцать девятый километр. Группа разработчиков обосновала необходимость инвестиций в строительство этой зоны, а также предложила проекты реконструкции отдельных участков трассы. Еще один – с 62-го по 65-й километр. Предложили одновременно с расширением автодороги провести гидротехнические и берегоукрепительные мероприятия вдоль всей береговой линии Байкала, а также обустроить набережную в Листвянке. К сожалению, полностью реализовать задуманное тогда не удалось.

– Но удалось многое другое…

– Да, удалось привести в нормативное состояние федеральную автомобильную дорогу «Сибирь» Иркутск – Красноярск. По нашему проекту был построен обход Ангарска – второй технической категории, потом был сдан сложнейший обход Иркутска с мостом через Иркут, обход Тайшета, закрыт семнадцатикилометровый гравийный разрыв в Нижнеудинском районе. Были построены путепроводы через ВСЖД на 101-м километре федеральной автомобильной дороги Р-258 «Байкал» в Слюдянском районе, реконструирован путепровод на 96-м километре вблизи Култука, сдан в эксплуатацию путепровод на 1362-м километре автодороги Р-255 «Сибирь» в Нижнеудинском районе.

Кроме того, специалисты института принимали участие в разработке программы модернизации и развития сети автомобильных дорог Сибирского федерального округа до 2025 года «Дороги Сибири», разрабатывали программу улично-дорожной сети Иркутска на 2012–2025 годы. Иркутск, как областной центр, тоже стал точкой приложения сил проектировщиков Иркутскгипродорнии. Академический мост через Ангару, мостовые переходы через Ушаковку по улицам Энгельса и Урожайной, благоустройство и берегоукрепление набережной Ангары, реконструкция городского перинатального центра, реконструкция улиц Мира, Байкальской, Лермонтова с установкой подземных переходов. Силами коллектива построены правобережные подходы с двумя путепроводами к Академическому мосту через Ангару.

– А еще и стройка. Многие социальные объекты были построены коллективом АО «Иркутскгипродорнии».

– Мы активно занялись стройкой в лихие девяностые. Да-да, не удивляйтесь. Я понимал: чтобы удержать коллектив, ему нужно создать условия. Не только производственные, но и бытовые. Тогда мы начали строить жилье для своих сотрудников. А уж потом вышли на промышленные объемы. Построили собственные офисные здания, хирургический корпус областного онкологического диспансера и жилой микрорайон «Крылатый», детский садик.

Жизнь идет по синусоиде. Ты карабкаешься вверх, рвешь жилы. Когда достигаешь цели, неизбежен спад – нужно осознать сделанное и наметить путь к новым вершинам. Но одно дело, когда такое происходит естественно, и совсем другое, когда тебя бьют под дых, заставляя упасть, – с горечью продолжает Анатолий Яковлевич. – Так произошло с АО «Иркутскгипродорнии». На несколько лет коллектив оказался заложником грязных чиновничьих игр, когда под благовидным предлогом создания конкурентной среды происходило сознательное выдавливание компании с рынка проектно-изыскательских услуг. В самых высоких кабинетах областной власти открыто заявлялось: Иркутскгипродорнии к проектированию не допускать!

Но ощущение бездонного падения в неизвестность, в непредсказуемость уже давно прошло! Я глубоко убежден, что, если хочешь чего-то добиться в жизни, надо с уверенностью смотреть в будущее, и не только смотреть, но и обязательно делать, делать дело.

Коллектив выжил. Собрался в кулак и продолжает работать на благо Иркутской области и родного города.

Полным ходом идет реконструкция «тещиного языка» – печально известного своей смертельной статистикой по ДТП участка с 47-го по 55-й километр федеральной автодороги Р-258 «Байкал». Готов проект реконструкции участка с 26-го по 47-й километр этой же автодороги. По нашему проекту начато строительство автомобильной дороги Р-255 «Сибирь» Новосибирск – Кемерово – Красноярск – Иркутск на участке км 1524 + 474 – км 1537 + 880 в Иркутской области, где предусмотрено строительство путепровода через железную дорогу и строительство моста через реку Или. Идет реконструкция мостового перехода через реку Куду на 15-м километре автомобильной дороги Иркутск – Оса – Уда в Иркутском районе Иркутской области. В текущем году завершено строительство мостовых переходов через реки Кукуре и Марха в Республике Саха (Якутия). В Чукотском автономном округе завершено строительство двух мостовых переходов, еще два находятся в стройке, а также 15 км федеральной дороги Колыма – Омсукчан – Омолон – Анадырь.

Интерес вызывают и законченные ремонтом участки автомобильной дороги «Амур» Чита – Хабаровск в Забайкальском крае, где реализованы различные противодеформационные мероприятия, направленные на восстановление мерзлоты под насыпью дороги. За последние два года по нашим проектам отремонтировано 40 км дороги еще 40 ждут реализации в следующем году.

Большой задел по проектам реконструкции автомобильных дорог Иркутской области. 11-километровый отрезок автодороги Тайшет – Чуна – Братск, двадцать восемь километров на автодороге Усть-Кут – Уоян, еще десять на автодороге Видим – Прибойное. В работе проекты мостовых переходов на автодороге Иркутск – Оса – Усть-Ордынский и Жигалово – Казачинское. Мостовой переход через реку Лену у села Тутура в Жигаловском районе имеет большое значение для транспортного сообщения северных районов Иркутской области. Сейчас переправа через Лену идет по понтонному мосту. Строительство нового капитального мостового перехода позволит увеличить пропускную способность и обеспечит безопасность движения.

1-2.jpg

Совсем недавно справило новоселье Региональное диспетчерское управление энергосистемой Иркутской области – филиал государственного АО «Системный оператор Единой энергетической системы». Новую, специально построенную и первоклассно оборудованную для этого площадку и здание спроектировали в АО «Иркутскгипродорнии». На выходе проект по берегоукреплению и благоустройству набережной Ангары от бульвара Постышева до плотины ГЭС. Здесь будут объекты для отдыха, спорта, общественного питания. На участке от плотины ГЭС до бульвара Постышева предлагается создать комплекс многофункциональных зон рекреационного назначения, причальную зону и укрепительные сооружения для защиты берега от размывов, заболачивания и эрозии. Протяженность защитных берегоукрепительных сооружений превысит полтора километра.

По словам старейших сотрудников АО «Иркутскгипродорнии», «что нас всегда спасало и выручало в трудных ситуациях, так это бойцовский характер Анатолия Яковлевича Косякова. Он настоящий боец, с хорошей интуицией и высоким чувством ответственности».

Пожелаем юбиляру крепкого здоровья, успехов, благополучия и, как говорят дорожники, хороших дорог!

Алексей Ребров, специально
для «Байкальских вестей».

Фото автора.

На фото: С помощником президента
РФ Игорем Левитиным

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии