С ног на голову и наоборот
Кто на самом деле раскалывает общество?
Обсуждение этого вопроса порой напоминает диспут о том, что первично: курица или яйцо. Взять хотя бы очередной законопроект, дополнительно регулирующий, точнее, ужесточающий и без того жесткие условия проведения (точнее, непроведения) массовых акций. Или закон, подтверждающий и конкретизирующий новую норму Конституции, что нельзя быть президентом более двух сроков (без «подряд»), но – и это, судя по всему, главное – исчисление первого срока для нынешнего президента начнется только со следующих выборов в 2024 году. «Эти законы еще больше объединяют общество, защищают его от радикалов и экстремистов, желающих раскачивать лодку и подорвать стабильность», – говорят одни (в государственной власти они сейчас в явном большинстве, а то и вообще – в государственной власти только они). «Наоборот, попытки загнать любое мнение, отличное от официального, на кухни и в подворотни, в конце концов так раскачают ситуацию, что мало не покажется», – убеждены другие.
И так по всем направлениям. Отвергая слухи, что у него неважные отношения с армянским премьером Николом Пашиняном, Владимир Путин все же заметил: «Вы знаете, он пришел к власти с помощью улицы, а эти вещи раскалывают общество». Но, быть может, общество раскалывали не демонстрации и митинги в поддержку Пашиняна два с половиной года назад, а попытка его предшественника усидеть во главе страны больше положенного срока? Если так, то уличные выступления – лишь закономерная реакция разгневанного народа, у которого не оставалось других рычагов (в органах власти все было схвачено предшественником). Кстати, заоблачный процент поддержки Пашиняна на тех выборах говорил как раз не о расколе, а о сплочении общества.
Или Александр Лукашенко. Наверное, он уже стал чемпионом планеты по числу заявлений типа «не позволю расколоть страну» и «спасу мой народ от уличной угрозы». Но кто и от чего спасает? Быть может, народ пытается спасти страну от Лукашенко? Если причиной белорусских протестов стала фальсификация выборов реально проигравшим кандидатом, то второй, нелукашенковский, вариант ближе к истине. И тогда страну раскалывает – да еще как! – сам Александр Григорьевич с присными.
А прошлогодние выборы в Мосгордуму? Версия № 1: во всем виноваты бузотеры-демонстранты, они выходят на несанкционированные акции, то есть нарушают закон. Версия № 2: а что еще делать «бузотерам», если их кандидатам отказано в регистрации по политическим соображениям (нынешняя редакция закона о выборах позволяет обернуть эти соображения в юридическую обертку, что называется, на «раз-два»)? Утереться, что ли? Опять же: кто на самом деле раскалывает?
И даже далекие, заокеанские выборы стали чуть ближе к нам по сценарию. Вот я выхожу со своим большущим Твиттером и заявляю, что «масштабы нарушений, подтасовок, фальсификаций больше, чем когда-либо». И все: слова Трампа становятся для кого-то фактом. Начинаются рассуждения, что, мол, теперь Байден не будет легитимным и т. п. А хоть какие-то доказательства со стороны Трампа – где? Ну ладно, в Америке все же другие порядки, а потому собака (пусть даже из Белого дома) лает, а караван идет. И все же попытки перевернуть ситуацию с ног на голову или переложить вину с больной головы на здоровую активизировались и там.
У кого что болит… В условиях пандемии, когда на первый план вышли, казалось бы, иные заботы, остервенелое задраивание и без того плотно закрытых люков можно оценить словами средневекового политкорифея Макиавелли: «Что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись? Говорят, что лучше всего, когда боятся и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбрать страх».
Юрий Пронин, «Байкальские вести», ИА «Альтаир».
На фото: На улицах Минска.
Кто раскалывает, а кто спасает? Фото ptoday.ru
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.