Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Год начался – пора менять бюджет

20 Февраля, 2023


1и.jpg

Очередная сессия Законодательного собрания Иркутской области состоялась в среду, 15 февраля. В повестку дня сессии были включены 30 вопросов, в том числе правительственный час «Системная поддержка и повышение качества жизни граждан старшего поколения в Иркутской области».

Минус шесть сёл

Депутаты начали работу с решения текущих вопросов о назначении на должности мировых судей и о привлечении к исполнению обязанностей мирового судьи. Третьим в повестке дня значился закон об упразднении населенных пунктов Иркутской области, который оказался самым длинным в истории нынешнего созыва ЗС. По предложению губернатора Законодательное собрание решило упразднить село Сполошино Петропавловского муниципального образования и деревню Кондрашина Юбилейнинского МО Киренского района; село Чуя, Мамско-Чуйского района;  участок Игнит Уковского МО, Нижнеудинского района; поселок Белая Зима Кирейского МО, Тулунского района, и поселок Красный Яр Захальского МО, Эхирит-Булагатского района. В Мамско-Чуйском районе после принятия этого закона осталось всего три муниципальных образования – Витимское, Луговское и Мамское.

Как пояснил представитель губернатора в ЗС Роман Буянов, все эти населенные пункты существуют только на бумаге: в них нет постоянных жителей, нет объектов инженерной и социальной инфраструктуры. Депутат Антон Романов отметил, что каждый такой указ вызывает горькое чувство, а кроме того, «на землю без народа придет народ без земли». Депутат попросил рассказать, существуют ли какие-то программы по возвращению жителей в брошенные деревни, однако ответ был вполне ожидаемый: программ нет. В деревне Сполошино, например, произошел пожар, который уничтожил все жилье. В других деревнях население разъезжалось постепенно из-за отсутствия работы. Удержать людей без работы какими-то льготами вряд ли возможно.

– Ликвидация населенных пунктов – вынужденная мера, и мы должны обеспечить людям достойные условия жизни, – заявил Роман Буянов. Тем не менее полемика между Романовым и Буяновым получилась весьма напряженной, и председатель ЗС Александр Ведерников даже сделал замечание представителю губернатора за невыдержанность. 

Депутат Павел Сумароков в своем выступлении заявил, что ликвидация населенных пунктов – это следствие деятельности правительства области и Законодательного собрания. Павел Сумароков родился в селе Ук, Нижнеудинского района: в 1950-е годы это был свиноводческий совхоз-миллионер, награжденный орденом Ленина, а сейчас село включено в такой закон.

– Мне очень горько, я не буду голосовать за это решение, – сказал Павел Сумароков.

Огорчение депутата, как пояснил Роман Буянов, напрасно: Ук не ликвидируется, в законе уточняются его картографические границы. Депутат Антон Романов предложил разработать программу по сохранению и возрождению населенных пунктов в отдаленных районах. С точки зрения депутата, в том, что села обезлюдели, виноваты не граждане, а власть, которая создала условия, когда в селе нет ни работы, ни связи, ни энергии. По оценке Романова, область является одним из лидеров по оттоку населения, хотя располагает ресурсами для создания комфортных условий для жизни.  

Правительство в новых рамках

Депутаты приняли поправки в закон «О правительстве Иркутской области», в котором, в частности, появился такой пункт: правительство «…участвует в проведении единой государственной политики в сферах финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии». На правительство области возложены дополнительные обязанности «…по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью».

Правительство должно обеспечить разработку и осуществление мер, направленных на социально-экономическое развитие Иркутской области; осуществлять меры по сохранению и развитию этнокультурного многообразия народов РФ, проживающих на территории Иркутской области, их языков и культуры, защите прав коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств. Для социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактики межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечения межнационального и межконфессионального согласия впору создавать отдельное министерство.

Для некоторой симметрии сессия приняла во втором чтении закон «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» и перешла к блоку финансовых законов. По предложению комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству сессия приняла во втором чтении закон о транспортном налоге, а по докладу министра финансов Наталии Бояриновой – закон «Об утверждении заключенных дополнительных соглашений о реструктуризации обязательств (задолженности) Иркутской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам». Как пояснила Бояринова, речь идет о том, что правительство РФ перенесло срок погашения кредитов с 2022 на 2029 год. Для Иркутской области это означает, что регион заплатит 704 млн рублей по бюджетному кредиту в 2029 году, хотя должен был сделать это до конца 2022 года.

На учебники и дороги

Министр финансов представила депутатам поправки в закон «Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов». Областная казна направит дополнительные средства муниципальным образованиям – на ремонт учреждений образования, на строительство и капитальный ремонт учреждений спорта и культуры, приобретение учебников и учебных пособий, строительство дорог и другие вопросы. Министр отметила, что ранее (уже в феврале) распределение дополнительных средств для муниципалитетов происходит по инициативе депутатов, которые хотели бы ускорить процедуру заключения муниципальных контрактов и начала работ в строительный сезон.

Председатель комитета по бюджету Наталья Дикусарова пояснила коллегам, что в списке трат, на которые пойдут дополнительные средства, есть 3 млрд рублей на строительство дорог, суммы на приобретение учебников для школ и другие инициативы, отработанные самими депутатами ЗС. Несмотря на замечания Контрольно-счетной палаты (обратившей внимание депутатов на рост долгов муниципальных образований области), закон решили принять в трех чтениях уже на текущей сессии – все ради того, чтобы муниципальные образования получили деньги и запустили их в дело как можно быстрее.

Комитет по социально-культурному законодательству подготовил к сессии свой пакет законов, в том числе «Об областной государственной поддержке отдельных категорий студентов в целях привлечения их для дальнейшей работы в государственных образовательных организациях Иркутской области и муниципальных образовательных организациях…», «Об архивном деле в Иркутской области» и «О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». Внесение изменений в закон «Об Усть-Ордынском Бурятском округе как административно-территориальной единице Иркутской области с особым статусом» инициировал губернатор Игорь Кобзев. Поправки приводят областной закон в соответствие с федеральным законодательством – в частности, с законом об образовании, где появились новые положения об образовании на родном языке.

От садовода до пенсионера

Для защиты прав граждан при комплексном развитии территорий и приведения областного законодательства в соответствие с федеральным был принят и закон «Об отдельных вопросах комплексного развития территории в Иркутской области». Закон почему-то вызывает сомнения у многих депутатов, так что министру строительства Александр Галкину пришлось пояснять: если граждане, чей дом попадает в зону комплексного развития, не желают перемен, они могут отказаться от участия в программе.

Это право не распространяется на те дома, которые были признаны аварийными до 1 января 2017 года, – из такого жилья граждан могут переселить «в границах муниципального образования», то есть, к примеру, из Юбилейного в Ново-Ленино. Граждан такое переселение, разумеется, устраивает не всегда, они идут к депутату по своему округу, тот идет в правительство или поднимает вопрос на сессии – процедура длинная и ненадежная, поэтому закон о комплексном развитии и скорректировали.

Сессия приняла поправки в закон об общинах коренных и малочисленных народов (в соответствии с федеральным законодательством им теперь не требуется подавать информацию об изменении уставов), в закон «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области» (земли садоводств теперь можно включать в городские муниципальные образования). Утверждено и постановление «О проекте Соглашения о межпарламентском сотрудничестве Законодательного собрания Санкт-Петербурга и Законодательного собрания Иркутской области».

Правительственный час «Системная поддержка и повышение качества жизни граждан старшего поколения в Иркутской области» открыла заместитель председателя правительства Валентина Вобликова. Она отметила, что доля пожилых людей в Иркутской области растет и уже достигла 20,3 процента (более 480 тыс. человек старше 60 лет), что на 5,4 процента больше, чем в 2000 году. Далее в выступлении прозвучали два противоречащих друг другу тезиса: с одной стороны, пожилые граждане – носители опыта и знаний, с другой – им трудно адаптироваться в современном мире, а уж про сохранение работы в пенсионном возрасте и говорить нечего.

Государство (в первую очередь) и общество (в меру возможностей) должны решать множество вопросов, связанных с увеличением количества пожилых людей – от обеспечения достойного медицинского обслуживания до социальной поддержки. Хотя в РФ принята стратегия по решению этих задач, говорить об улучшении положения и условий жизни пожилых людей не приходится. Пожилым людям нужно обеспечить достойные условия для продолжительной жизни, помочь наладить общение с окружающими, защитить от одиночества. В так называемые приемные семьи были приняты 112 пожилых людей – но за какой именно срок, Валентина Вобликова не сказала, а ведь именно это важно: если за 20, то технология не работает, надо разрабатывать новую. Чуть позже выяснилось, что закон был принят в 2019 году, то есть за полных три года работы он, на взгляд дилетанта, проявил себя как не слишком удачный. Однако 112 человек – это контингент полноценного социального учреждения с бюджетом 38 млн рублей, так что правительство области вполне может гордиться проделанной работой.   

Министр социального развития, опеки и попечительства Владимир Родионов отметил, что и среди пожилых людей есть категории с особыми потребностями – в области проживает более 71 тыс. человек старше 80 лет (в 2000 году – 32 тыс.). Таким людям часто требуется социальное обслуживание в стационарных условиях, а в области имеется всего 15 учреждений и два отделения на 3,4 тыс. мест.

В стационарах проживают 1,6 тысячи инвалидов первой группы, которым нужны особые условия – за 11 лет их количество выросло на 46 процентов, то есть нагрузка на систему растет. Поэтому в области действуют школы семейного ухода, в которых обучается до двух тысяч человек в год. Для решения проблемы размещения инвалидов в 2023 году планируется строительство одного объекта на 64 места (290 млн рублей) и приобретение трех модульных корпусов на 18 мест каждый (75 млн рублей). В 2024–2026 годах в Марковском геронтологическом центре планируют построить два корпуса на 120 мест – это будет стоить 1,5 млрд рублей.

Депутаты выслушали доклад главного врача областного гериатрического центра Жанны Капустенской и директора Иркутского научного центра хирургии и травматологии Владимира Сороковикова. Нагрузка на оба учреждения год от года растет, при этом центр хирургии относится не к министерству здравоохранения, а к министерству науки, что создает проблемы для участия в тендерах и при оказании помощи пожилым людям. Законы написаны так, что в очереди на замену одного из суставов в области стоят 200 человек – а очереди могло бы и не быть, ведь центр проводит ежегодно более пяти тысяч операций и готов помогать людям в большем объеме.

Большая часть вопросов, возникших у депутатов, была адресована министру Владимиру Родионову. Он рассказал, в частности, что пенсионеры, жалующиеся депутатам на недостаточное количество поездок по льготному тарифу, иной раз не вполне справедливы в своих претензиях к властям – при среднем количестве 28–29 поездок на человека один пенсионер в области за месяц совершил 600 поездок. То есть он просто катался в свое удовольствие, а бюджет региона все это оплатил.

Жанна Капустенская подкинула депутатам информации к размышлению: в то время как количество врачей-гериатров в области по разным причинам сокращается, пройти переобучение на эту профессию становится все сложнее – так написано федеральное законодательство. Единственный разумный выход, который нашла Жанна Капустенская, – формировать бригады гериатров, которые смогут вести телеконсультации для отдаленных территорий, а время от времени будут выезжать и помогать на месте. Сессия приняла постановление с рекомендациями правительству области о развитии системы помощи пожилым людям.

Спор о долгострое

Сессия заслушала ответ  на парламентский запрос к губернатору Иркутской области «О завершении строительства и вводе в эксплуатацию объекта капитального строительства «Детская поликлиника на 350 посещений ОГАУЗ “Иркутская городская клиническая больница № 8” в Ленинском районе г. Иркутска в 2021 году». Министр строительства Александр Галкин сообщил депутатам, что последние необходимые лицензии и разрешения были получены в январе 2023 года, на днях в правительстве произойдет передача документов на объект от министерства имущественных отношений в министерство здравоохранения. Еще две недели потребуется минздраву для оформления своих лицензий, и где-то весной больница откроет двери для посетителей.

Заместитель председателя ЗС Ольга Носенко напомнила, что строительство шло с незапамятного уже 2015 года, и поинтересовалась: включена ли строительная организация в черный список недобросовестных? Оказалось, что ничуть не бывало: по оценке министра, виноват не строитель, а «слабая проектная документация», из-за которой проект много раз корректировали и подгоняли под требования СанПиНов и других документов. Депутаты напомнили правительству, что за прошедшие годы населенность района рядом с больницей существенно выросла и больница не соответствует уже потребностям жителей. Заместитель министра здравоохранения Галина Синькова заверила, что существует план строительства второй очереди – еще лет через восемь количество посещений можно увеличить с 350 до 500.

Сессия приняла решение о формировании рабочей группы по рассмотрению вопросов, связанных с функционированием единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). В нее пожелали войти 22 депутата, то есть половина наличного состава депутатов ЗС.

Следующая сессия ЗС состоится 22 марта.

Борис Самойлов, «Байкальские вести».

Фото Татьяны Глюк, «Байкальские вести»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии