Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Губернатор спросит персонально

25 сентября, 2012

 

 

Президиум правительства Иркутской области на своем заседании, состоявшемся 17 сентября, рассмотрел три вопроса: незавершенные объекты строительства и проблема «обманутых дольщиков», участие области в федеральных целевых программах и готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства и объектов социальной сферы к отопительному сезону-2012/13.

 

Дольщики, они же жалобщики

Руководитель службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области Денис Воронов отчитывается о положении дел в своей отрасли так регулярно, что может дать справку по любому объекту или о ситуации в целом, не заглядывая ни в какие справки. Проблема имеет федеральное распространение, и сейчас правительство области в своих попытках решить ее опирается на поручение президента Российской Федерации от 5 сентября 2011 года. Всего, по данным службы строительного надзора, которая в соответствии с областным законом ведет реестр проблемных объектов и реестр обманутых дольщиков, в области имеется 18 объектов и 1316 пострадавших от несвоевременного возведения жилья. За год, прошедший с момента подписания поручения президента, изменилось немногое: принятые Государственной думой законы всего лишь легализовали распространенную практику процедуры банкротства строительных компаний с передачей проблемных объектов дольщикам. Правительство Иркутской области в апреле приняло решение об увеличении уставного капитала Иркутского регионального жилищного агентства на 150 млн рублей, однако до сих пор средства не выделены и план выкупа некоторых объектов (что решило бы проблемы хотя бы части дольщиков) не реализован.

В то же время проблема, считает Денис Воронов, сильно преувеличена СМИ и самими дольщиками. Печально знаменитая «Иннокентьевская слобода», ставшая самым известным долгостроем, казалось бы, должна дать множество заявлений от обманутых дольщиков — но заявления для включения в реестр подали всего 76 человек, а социально незащищенных из них оказалось всего 32. В ближайшее время, по данным службы надзора, будет завершено строительство как минимум двух объектов, но при самом удачном раскладе к концу года останется не менее тысячи обманутых дольщиков. Денис Воронов предложил правительству довести свою инициативу до конца и увеличить уставной капитал ипотечного агентства области на 150 млн рублей с тем, чтобы выкупить часть квартир и тем самым поддержать проблемные стройки. Внутренние ресурсы дольщиков, строительных компаний и службы надзора, за счет которых количество проблемных объектов в 2010—2012 годах удалось сократить с 38 до 18, исчерпаны, и теперь нужно идти путем, уже пройденным в Москве и Новосибирске, — то есть выделять средства из бюджета региона.

Губернатор Сергей Ерощенко с предложениями главы службы не согласился. Он напомнил Денису Воронову состоявшуюся три месяца назад беседу о том, что недобросовестные застройщики и аффилированные с ними структуры, несмотря на декларируемое отсутствие средств, часто становятся владельцами коммерческой недвижимости в недостроенных зданиях. Во время той беседы губернатор потребовал разобраться в этой проблеме с привлечением прокуратуры. Но, тут же объяснил Денис Воронов, прокуратура каждый раз отказывала в возбуждении уголовного дела, объясняя это тем, что собственность была оформлена до начала процедуры банкротства.

— Хорошо, — согласился губернатор, — а как дела с тем руководителем, который неоднократно обманывал и правительство, и граждан (речь шла о директоре ИРЖА Владимире Щербакове. — Авт.)? Я потребовал его уволить, а он все еще на своем месте. Мы начали заседание президиума с проблемы исполнительской дисциплины, и это как раз тот случай, когда представители правительства заседают в совете директоров, а человек, которого я потребовал уволить, до сих пор на своем месте? Ответственность за расходование бюджетных средств в любом случае лежит на исполнительной власти, и если кто-то не исполняет решения правительства, он будет уволен.

 

Нужно пройти всю цепочку

К разговору подключился министр строительства Михаил Литвин, предложивший свой список мер, направленных на решение проблемы обманутых дольщиков. У каждого объекта своя история и свои проблемы, заявил министр, и единственное общее решение в данном случае — это включение в совет директоров ИРЖА министров строительства и министра имущественных отношений.

Министр имущественных отношений не заставил себя долго ждать и выступил с дополнительными предложениями: выделить строительным компаниям, которые возьмут на себя труды по завершению строительства проблемных объектов, земельные участки без обременений под новое строительство. До сих пор была сделана всего одна попытка провести такую операцию, но она сорвалась из-за отказа мэрии областного центра выделить необходимый земельный участок. В то же время управление капитального строительства города выделяет земельные участки под цели благоустройства, по ходу работ меняет назначение участка на жилищное строительство и успешно застраивает очередной участок жилыми домами.

— Эта практика должна быть прекращена, — заявил в ответ Сергей Ерощенко, — если я найду в городе хоть один участок, выделенный под строительство детского сада или благоустройство и застроенный жилыми домами, буду разговаривать с каждым мэром. Сейчас в каждом городе, где есть обманутые дольщики, в кратчайшие сроки нужно найти земельные участки и выделить для тех фирм, которые возьмутся достроить проблемные объекты. Пока же по всем объектам нужно пройти всю цепочку — кто выдавал разрешение на строительство, кто контролировал ход стройки, кто курировал эту проблему в министерстве строительства. И тогда это прекратится. Провести эту работу за неделю, максимум две, и доложить. А кандидатуры в совет директоров — прерогатива министерства, занимайтесь.

Попытка членов правительства и Дениса Воронова настоять на предложенных ими мерах (которые первый заместитель председателя правительства Владимир Пашков охарактеризовал как «недостаточные и неэффективные») натолкнулась на нежелание губернатора вести разговор в традиционном для области стиле. Сергей Ерощенко привел ряд примеров, из которых следовало, что одни и те же люди в областном центре причастны к выделению земельных участков без конкурсов и, соответственно, без налоговых поступлений в бюджеты разных уровней, изменению целевого назначения участков и последующему «освоению» бюджетных средств.

— Этот алгоритм нужно остановить, — потребовал губернатор. – Решение президиума по этому вопросу должно быть конкретным: сроки  и ответственный. Деньги выделим, но за каждый рубль министерство ответит. Нужно также, чтобы в решении проблем, созданных муниципалитетами, мэры принимали активное участие — чем больше обманутых дольщиков, тем коррумпированней процесс в этом городе.

 

Тщательнее пишите заявки

Иркутская область участвует в 23 из 55 федеральных целевых программ, рассказал членам президиума министр экономического развития области Руслан Ким. Еще в четырех программах область хотела бы участвовать, но чиновники не смогли качественно подготовить документы, и в 2013 году область в лучшем случае останется участником все тех же 23 ФЦП. В то же время область подавала заявку на выделение 16 млрд рублей по программам, реализуемым в рамках региональных полномочий, а получила всего 1,6 млрд — то есть всего 10 процентов. Еще 10 млрд область получила на реализацию программ, выполняющихся в рамках полномочий федерального правительства.

Печально обстоят дела, если разобраться, на какие именно цели область хотела получить деньги, но не смогла защитить свои заявки. Существенно урезали в федеральном правительстве заявку министерства здравоохранения — практически в три раза; полностью провалилась попытка получить средства по программе развития внутреннего въездного туризма — область не смогла защитить ни одного объекта. По мнению Руслана Кима, проблем у правительства несколько: недостаточная проработка вопросов в федеральном правительстве; слишком большая доля софинансирования ряда программ — за три года размер областной доли вырос с 20 до 36 процентов; отсутствие проектно-сметной документации для строительства капитальных объектов; отсутствие долгосрочных областных программ в наборе, соответствующем федеральному.

Министр предложил правительству ряд очевидных мер, в том числе развитие частно-государственного партнерства. Революционно прозвучало заявление Руслана Кима: «К бюджету нужно обращаться только в том случае, если исчерпаны все остальные способы финансирования программ».

Заместитель председателя правительства Алексей Зезуля включился в дискуссию и рассказал о своем видении проблем области при получении средств по федеральным программам. Оказывается, область отстает на очень ранней стадии — представители других регионов постоянно «живут» в федеральных ведомствах и знают о подготовке очередной ФЦП в тот момент, когда она еще только пишется. Это позволяет им вносить свои предложения и очень серьезно влиять на прописанные в ФЦП цели и методы работы. Софинансирование можно было бы уменьшить, но областные министерства зачастую даже не пишут соответствующие заявки.

Меры, предложенные Русланом Кимом в проект решения президиума, вызвали у губернатора некоторое недоверие, но в целом понравились. Закрывая тему, Сергей Ерощенко предупредил, что неисполнение принятого решения будет оценено крайне негативно.

 

Отопительный сезон начался вовремя

Заместитель министра жилищной политики, энергетики и транспорта Александр Трифонов начал свой доклад о начале отопительного сезона со сдержанным оптимизмом: сезон фактически начался 3 сентября без срыва сроков, в 17 муниципальных районах включены 247 теплоисточников, подготовлено 26 млн квадратных метров муниципального жилья, готовы к пуску 1020 теплоисточников из 1083 имеющихся. Готовность тепловых, водопроводных и электрических сетей оценивается специалистами министерства ЖКХ в 98—99 процентов, точно так же, как насосные и трансформаторные подстанции. Из 16 показателей готовности, по которым область отчитывается перед федеральным центром, по девяти регион идет с превышением уровня 2011 года. В ходе ремонтной кампании 2012 года основное внимание уделялось надежности различных сетей, и в результате тепловых сетей на 17 сентября было отремонтировано больше, чем годом ранее.

Затраты на подготовку к зиме составили 4,3 млрд рублей, в том числе 500 млн из местных бюджетов, средства предприятий — 2,1 млрд (такой объем выделен впервые), остальное составили расходы областного бюджета. Ситуация с выделением средств в некоторых районах и населенных пунктах настолько непростая, что правительство в нынешнем году впервые вводит новое понятие «финансовая готовность к зиме», а на сентябрьскую сессию выносится предложение об увеличении финансирования ряда статей.

Наиболее крупные работы были проведены в Усть-Куте, где новая теплотрасса и центральные тепловые пункты позволят переключить отопление двух микрорайонов на муниципальную котельную. Продолжается дорогостоящая реконструкция коммунальных систем в Бодайбо, где необходимо сократить потребление нефти (ее цена выросла за год с 7 до 14 тысяч рублей за тонну). Завершается строительство 15 блочных котельных в небольших поселках — к новым теплоисточникам подключают социальные объекты и иногда жилье. С отставанием идет строительство в Усть-Уде и Хомутово: подрядчик, по словам Александра Трифонова, не способен справиться со своими обязательствами — пресловутый 94-ФЗ в очередной раз подставил правительство.

Северный завоз выполнен почти полностью: необходимо было доставить 145 тысяч тонн топлива, по факту завезено 123 тысячи тонн, отгружено — 135 тысяч. Запасы угля на всех теплоисточниках имеются, причем в ряде случаев они даже выше нормативных. Остается актуальной проблема долгов за поставленные ресурсы — еще по отопительному сезону-2011/12: Усолье-Сибирское должно 214 млн рублей, Усть-Илимский район должен 113 млн, Усольский район — 85 млн, Слюдянский район — 70 млн, Бодайбинский — 56 млн рублей. Практически все должники за год накопили долги, причем в некоторых случаях рост составил почти сто процентов. Александр Трифонов отметил, что Слюдянский район числится в отстающих практически по всем статьям, хотя социально-экономическая обстановка примерно такая же, как в других районах.

Правительство ожидает в начинающемся отопительном сезоне проблемы в Мамско-Чуйском районе, причем заместитель министра даже предложил переселить один из наиболее отдаленных поселков — расходы на содержание инфраструктуры составляют примерно 1 млн рублей на каждого жителя, при этом весь район давно уже дотационный.

Сплошной проблемой становятся и военные городки: Министерство обороны РФ бросает их один за другим, население остается на месте, и кто должен содержать и снабжать топливом 47 котельных, понятно не до конца. Технические проблемы правительство готово решить, а вот с топливом (у Министерства обороны единые поставщики) ясности нет.

Всего в области 24 военных городка, и ситуация в каждом находится у правительства на особом контроле. Как и в Байкальске, где местная ТЭЦ вскоре получит около 100 млн рублей, что позволит вовремя начать и полноценно провести отопительный сезон. По поводу передачи военных городков на баланс муниципальных образований правительство области планирует обратиться с письмом к министру обороны.

 

Борис Самойлов, «Байкальские вести».

Фото Александра Еловского.

На фото: Сергей Ерощенко: «Если кто-то не исполняет
решения правительства 
— он будет уволен»

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии