Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Хранительница

24 октября, 2011

 

 

Каково быть директором музея,
хорошо знает Людмила Колесник

 

 

 

 

 

 

 

Областной краеведческий музей — визитная карточка Иркутска.  В нашем городе его отделы расположены в зданиях — памятниках архитектуры XIX века. Руководит этим непростым хозяйством заслуженный работник культуры России Людмила Михайловна Колесник, для которой 2011 год стал юбилейным.

 

 


Сорок лет прошло с того дня, когда она начала работать научным сотрудником отдела природы, двадцатью годами исчисляется срок пребывания в должности директора, и ее собственный возраст — тоже юбилейный. Одним словом, жизнь Людмилы Михайловны распорядилась так, что все совпало, сошлось во времени...

Продвижение к этим знаменательным событиям начиналось в городе Новочеркасске, Ростовской области, когда выпускница средней школы Люда Шеликова твердо решила поехать в Сибирь.  Многие молодые люди конца 60-х годов были романтиками, стремились к перемене мест, но не все решались оторваться от семьи, от места, в котором родились.

Людмила решилась. По приезде в Иркутск она поступила в институт народного хозяйства, полагая, что из нее получится хороший экономист. Через год-другой поняла: избранный путь не для нее, слишком непоседлива и стремительна она для профессии, требующей усидчивости и сосредоточенности.

Ветер странствий, движущий многими поступками Людмилы Михайловны, привел ее на географический факультет государственного университета. Здесь она поняла, что нашла дело, к которому стремилась, нашла и мужа — молодого специалиста, приехавшего в Иркутск из Воронежской области.

Молодые люди создавали семью без родительской поддержки, без заботы бабушек и дедушек о родившихся девочках. Говорить не приходится, как трудно было молодой маме-студентке успевать везде и во всем, с дневного отделения пришлось перевестись на заочное, работать в детском садике, чтобы быть рядом с детьми.

Многое пришлось пережить Колесник до момента, когда она, выпускница университета, прогуливаясь по улице Карла Маркса, зашла в отдел природы краеведческого музея. Надо быть отчаянно храброй, чтобы без протекции и поддержки сверху попроситься на работу. Наверное, энергия Людмилы Михайловны была сокрушительной: без испытательного срока ее взяли сразу на должность научного сотрудника.

Зато какой восторг испытывала она, прикасаясь к книгам, которые держали в руках ученые — исследователи Сибири, к экспонатам, найденным ими в экспедициях по Якутии, Монголии, Китаю. Детишки подросли, начались экспедиции и для Людмилы Михайловны. Она ездила по заповедникам, по раскопкам стоянок древнего человека. Для музея «Тальцы» собирали экспонаты в северных деревнях, которые должны были уйти под воду вздыбленной Ангары, готовящейся к перекрытию строителями Братской и Усть-Илимской ГЭС.

Краеведческий музей не предполагал узкой специализации своих сотрудников, каждый должен был уметь построить любую экспозицию, придумать такую выставку, чтобы она надолго запомнилась посетителям. Досконально изучив специфику музея, Колесник всей душой полюбила отдел природы и со временем стала его заведующей. Если вспомнить, что большинство его посетителей — дети, можно представить, как старались сотрудники делать экскурсии интересными, учитывающими возраст и любознательность своих гостей.

В работе выяснилось, что молодой географ обладает не только глубоким знанием своего предмета, но и незаурядными организаторскими способностями.

— В 1970-е годы в Иркутске был настоящий музейный бум, — вспоминает Людмила Михайловна. — В год мы принимали до ста тысяч посетителей, приезжавших в город из области, других регионов страны, иностранцев, которых в ту пору было немало.  С утра до вечера проводили экскурсии, рассказывали о флоре и фауне Сибири, о целебных свойствах растений, о повадках животных и птиц. Отдел природы дружил с географами, биологами, зоологами Иркутска, которые не только помогали нам своими знаниями, но и показывали в музее коллекции растений и насекомых. Эти выставки разнообразили работу отдела, делали ее живой и интересной.

В 1991 году краеведческий музей остался без директора, и занять вакантное место предложили ей. Людмила Михайловна долго отнекивалась, однако согласилась поработать при условии, что при первой возможности вернется в любимый отдел природы.

Но шли месяцы, завершился год руководства музеем. Молодой директор освоилась, сомнения прошли, душа успокоилась. Надо заметить, к краеведческому музею тогда относились музей-усадьба «Тальцы», музей декабристов, выставочный зал «Спасская церковь» (да и сегодня иркутские краеведы остаются центром методической помощи для всех музеев области).

В начале 90-х — в годы разброда и шатания страны, призывов к новому мышлению, которое заключалось в умении зарабатывать деньги, — Колесник пришлось нелегко. Вместе с научными сотрудниками всех отделов музея приходилось быстро переходить на непривычные формы работы. Начали организовывать выставки, на которых экспонаты можно было трогать руками, фотографироваться с ними, примерять на себя.

Поначалу посетители, привыкшие к музейной тишине, вели себя робко, но какая женщина не поддастся искушению примерить на себя шляпку дамы прошлого века?! Какой мужчина устоит, если ему разрешено подержать в руках старинный предмет техники?!  Выставки, рассказывающие о быте и укладе жизни иркутян XIX века, пользовались популярностью, посетителей приходило множество, несмотря на тяжелое время.

Колесник гордится тем, что в 90-е заработную плату сотрудники музея получали вовремя. Именно тогда, во время реконструкции отдела природы, они нашли возможность сотрудничества с коммерческими структурами. Директор сдала в аренду помещения отдела природы, на вырученные деньги начала строить новую экспозицию, помогать другим отделам музея.

— Мы не выживали, — говорит Людмила Михайловна, — мы жили — интересно, работая в полную силу. Правда, я десять лет не была в отпуске, но — здоровье позволяло...

С момента реконструкции отдела природы началась «строительная карьера» Людмилы Михайловны. Сегодня неузнаваемо изменились помещения для администрации музея, отдела фондов, который теперь соответствует всем нормам хранения экспонатов; открылся выставочный зал «Музейная студия», а со временем в освободившееся здание типографии № 1 перевели оставшиеся фонды.

В бывшем магазине «Цветы» сегодня ведется ремонт, там будут открыты новые выставочные залы. Директору хочется, чтобы музейные богатства были доступны людям, чтобы современники могли знать о своих предшественниках, собиравших в экспедициях уникальные предметы старины, чтобы знали о дарителях и материальной помощи музею.

— В 130-м квартале, строительство которого завершается, нам отведено четыре здания, в которых будут размещаться наши экспозиции, — говорит Людмила Колесник. — Мы постараемся показать, как развивался Иркутск, какое значение имел для всей России в целом. Если Петр I городом Санкт-Петербургом прорубил окно в Европу, то Иркутск стал тем форпостом, который открыл России путь на Восток, стал «великой чайной дорогой». Ученые, торговый люд, устремлявшийся в Китай, Монголию, Японию, другие восточные страны, останавливались в нашем городе, формировали свои экспедиции, отсюда прокладывались маршруты дальнейших путешествий. Совершая прогулки по деревянному городу, а по сути — по истории Иркутска, люди могут узнать много нового и интересного в наших выставочных залах, которые мы оборудуем новейшей техникой, установим там голографические экраны, компьютеры.  К счастью, для того, чтобы сделать музейные залы познавательными и интересными, экспонатов у нас достаточно.

С особым трепетом отношусь к зданию исторического отдела, расположенному на берегу Ангары, неподалеку от памятника императору Александру III, — продолжает Людмила Михайловна.  — Это величественное строение после пожара 1879 года было возведено на средства горожан. Оно возникло, когда в Иркутске не было ни университетов, ни институтов. По сути, это первое здание, которое превратило Иркутск в город, «не уступающий европейским», — как говорил Антон Павлович Чехов. Писатель был в нашем музее, как и Александр Васильевич Колчак, как многие другие великие люди России.

Сегодня помещение отдела истории, построенное в виде замка в мавританском стиле, тоже нуждается в реконструкции. Замена кровли, ремонт фасадов — это инъекционные вливания, а необходима капитальная починка. Стыдно говорить, но в нашем музее, в который приходят vip-персоны, иностранцы, просто горожане, нет туалета. Мне часто говорят: неприлично делать из этого проблему. А так хотелось бы завершить дела, которым отданы не только энергия и сила, но и большая часть души!

Людмила Михайловна Колесник награждена грамотами губернатора области, она победитель конкурса «Женщина-директор 2000 года». По своей сути она — женщина-созидатель.

За последнее десятилетие в музее ее стараниями оживилась научно-исследовательская деятельность по актуальным темам истории и современности Прибайкалья. В музейные фонды поступило более 50 тысяч предметов, среди которых наиболее ценными стали коллекции по буддизму, старообрядчеству, российским и зарубежным орденам XIX — первой половины ХХ века, этнографические коллекции из жизни коренных народов Прибайкалья — бурят и тофов.

 

Светлана Жартун, специально для «Байкальских вестей».

Фото из архива музея

 

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии