Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

И вновь разольются весенние воды…

13 ноября, 2023

К 150-летию со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова

Окончание. Начало в № 45

В творчестве Рахманинова особое место занимает фортепианная музыка. Сам прекрасный пианист, он оставил богатое наследие для этого инструмента: 24 прелюдии, 6 музыкальных моментов, 15 этюдов-картин, 5 концертов для фортепиано с оркестром.

Типичная для русского искусства тема русской дороги с удивительной поэтичностью раскрывается в прелюдии соль-диез минор. Это достойная преемница пьесы «На тройке» Чайковского: в музыке слышно то легкое цоканье копыт, то тихое позваниванье колокольчиков. Один, другой упругий рывок, и «кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит, летит вся дорога невесть куда – в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сем быстром мелькании, где успевает означиться пропадающий предмет».

Еще одна прелюдия – соль-бемоль мажор (переложение для фортепиано и виолончели) – исполнена лирических чувств, проникнутых созерцанием родного пейзажа. Эти образы навеяны поэзией уютного уголка природы. Мелодия прелюдии – широкая и плавная, раскачивающаяся – изложена композитором в излюбленном регистре – баритоново-виолончельном.

Все творчество Рахманинова проникнуто песенной стихией. Подтверждение тому – любовь композитора к камерному вокальному жанру. Поскольку сам Рахманинов был прекрасным пианистом, роль фортепианной партии в его романсах чрезвычайно велика. В годы дружбы с Шаляпиным Рахманинов часто аккомпанировал гениальному певцу, и тогда Федор Иванович говорил: «Когда Рахманинов сидит за фортепиано и аккомпанирует, то приходится говорить не «я пою», а «мы поем».

Из воспоминаний Н.П. Кошиц, современницы Рахманинова и Шаляпина: «Шаляпин, как только вошел, сейчас же заявил: «Братцы, петь до смерти хочется!» Рахманинов вскоре приехал, Шаляпин не дал ему даже чаю напиться. Усадил за фортепиано, и началось нечто удивительное. Шаляпин поджигал Рахманинова, а Рахманинов задорил Шаляпина. И эти два великана, увлекая один другого, буквально творили чудеса… Рахманинов прекрасно импровизировал, и, когда Шаляпин отдыхал, он продолжал свои чудесные экспромты, а когда отдыхал Рахманинов, Шаляпин садился сам за клавиатуру и начинал петь русские народные песни. А затем они снова соединялись, и необыкновенный концерт продолжался далеко за полночь».

1э.jpg

Шаляпин – сын курской крестьянки – довольно часто пел Рахманинову русские народные песни, это отразилось в жанре его некоторых романсов. Так, романс «Полюбила я на печаль свою» (перевод из Т. Шевченко) написан в стиле русской протяжной песни и посвящен русской женщине, крестьянке, ее тяжелой, горькой доле. Она ждет своего мужа – рекрута, который вернется из армии только через 25 лет… да и вернется ли… Образ вечного, бесконечного ожидания раскрывается с помощью плаче- причитальных интонаций, проникнутых полной безысходностью.

Романс «Здесь хорошо» – один из самых вдохновенных лирических романсов. Образ светлой мечты, созерцательности, покоя может ассоциироваться с картинами русской природы, одухотворенной присутствием в ней человека. Романсы «Сирень» и «Здесь хорошо» – светло-красочные пейзажи, оттененные грустью любовно-лирических мотивов. Все в этой музыке проникнуто чувством безмятежного покоя, тишины, желания остановить прекрасное мгновенье. Природа в этих произведениях – утешительница, целительница ран человеческого сердца.

Дружеские отношения связывали Сергея Васильевича с замечательной русской певицей – Антониной Васильевной Неждановой, которой он посвятил одно из самых своих прекрасных произведений – «Вокализ».

Вокализ – это вокальное сочинение без текста, своего рода вокальное техническое упражнение. Это произведение создавалось в тесном сотрудничестве композитора и певицы. Нежданова вспоминала позднее: «Репетируя со мной, он несколько раз менял некоторые места, находя каждый раз какую-нибудь другую гармонию, новую модуляцию и нюансы».

В «Вокализе» мелодия разворачивается очень длительно и постепенно затухает, ее можно назвать «мелодией – далью – тропою». По мысли академика Б.В. Асафьева, «она стелется как тропа в полях, не придуманная, не навязанная, и нет ей ни конца ни края». В воображении возникает картина Шишкина «Рожь» как прямой аналог рахманиновской мелодики, в которой органично сливаются черты bel canto и русской протяжной распевности.

Фортепианная партия насыщена мелодическими подголосками, сплетающимися с голосом в красивейшие узоры; она вообще могла бы стать самостоятельным фортепианным произведением, настолько она индивидуальна и выразительна. В этой музыке царит мелодическая щедрость, покоряющая сердечной доверчивостью и благородством, целомудренной сдержанностью.

Еще один образец музыкального пейзажа в вокальной лирике Рахманинова – романс «Островок». Безмятежный «островок» – символ отдаленности от жизненных гроз, заветный образ родной природы. Романс написан светлыми, прозрачными акварельными красками. Мелодический рисунок мягко стелется, кружится вокруг звука «ре», фактура невесома и прозрачна.

Рахманинов мистически боялся судьбы. О ней он говорил шепотом: «Одно слово, но какое!» Интересно, что Сергей Васильевич был ловким и смелым спортсменом, спокойным и уверенным даже в минуты смертельной опасности, но как-то он сказал: «Всего боюсь – мышей, крыс, жуков, быков, разбойников, боюсь, когда сильный ветер дует и воет в трубах. Когда дождевые капли ударяют по окнам; боюсь темноты».

Очень важное место в творчестве Рахманинова занимает тема смерти. М. Шагинян вспоминала, что после прочтения одного из романов Сергей Васильевич с жаром доказывал ей, что нельзя жить, зная, что придется умереть. «Говоря так, он незаметно для себя увлекся жареными в соли фисташками, которые очень любил. Придвинул тарелку, посмотрел и засмеялся: «За фисташками страх смерти куда-то улетучился. Вы не знаете, куда?»

Пресса называла Рахманинова «певцом ужаса и трагизма», о нем говорили: «трагический пессимист». И действительно, трагическая тема занимает огромное значение в творчестве композитора, особенно в поздний период. В России же трагические страницы рахманиновской музыки не столь многочисленны. Одно из таких произведений – романс на слова Ратгауза «Проходит всё». Это скорбный монолог, проникнутый унынием и безнадежностью, своего рода философия «опускания рук». Но противоречие заключается в кульминации романса, на словах «…Я не могу веселых песен петь» происходит большое динамическое нарастание, движение ускоряется, и в партии фортепиано звучит фраза в восходящем движении – как гневный возглас-протест, в котором нет и следа покорности судьбе.

К пушкинскому шедевру – стихотворению «Не пой, красавица, при мне», – обращались М. Глинка и М. Балакирев. Не прошел мимо него и Рахманинов, в его творчестве этот романс – вершина. Драматизм этого произведения заключен в столкновении образов прошлого и настоящего: образ Грузии и связанных с ней воспоминаний о прекрасной, недосягаемой деве-красавице.

2э.jpg

Рахманиновым написаны две сюиты для двух фортепиано, обе они написаны в «весенний» период и проникнуты светлым, восторженным мироощущением. Третья часть второй сюиты – «Романс» – имеет упоенно-созерцательный характер. В ней прослеживаются наиболее типичные, характерные для рахманиновского стиля черты: лирическая, певучая мелодия – даль; мелодия – тропа; экстатическая, восторженная кульминация – полноводный разлив чувств; прием постепенного растворения, истаивания образа – гаснущая CODA.

Одно из самых любимейших и популярнейших произведений Рахманинова – романс «Весенние воды» (слова Тютчева). В нем нашла яркое выражение тема свободолюбивых надежд, раскрытая с помощью образа бушующей стихии – весенней бури, грозы, половодья. Рахманинов в своем творчестве не прошел мимо революционных идей, бродивших в русском обществе начала века. Романс обнаруживает близость молодому Горькому, его «Песне о Буревестнике» с его страстным призывом: «Пусть скорее грянет буря!» В обоих произведениях – огромный пафос, порыв вдаль, к неизведанному, стремление сдвинуться, сорваться и помчаться прочь от застоявшейся жизни. Это одно из самых оптимистичных произведений композитора.

«Ночь сильнее дня», – нашептывали Рахманинову властители дум эпохи безвременья. «Ночь сильнее дня», – поверив им, он пытался убедить людей своим искусством. Но творения опровергали творца. «День сильнее ночи, весна сильнее зимы, жизнь сильнее смерти», – уверенно и звонко гласят во все концы лучшие произведения Рахманинова, и широким потоком в них разливаются весенние воды. Этим он и дорог всему человечеству.

Лариса Неделько, преподаватель Детской музыкальной
школы № 2 г. Иркутска, специально для «Байкальских вестей».

На фото: Сергей Рахманинов с женой Натальей…;

С дочерьми Ириной и Татьяной

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии