Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Богхедовые марзаны художника Андреева

24 января, 2022

Изобретатели земли иркутской

В Иркутском областном художественном музее хранятся 11 живописных и около 20 графических работ Николая Андреевича Андреева. Самые известные из них – «На крайнем Севере» (1922), «Пуговичник. Такмосит» (1925), «Сосновый лес» (1926), «Собаки Севера» (1935), «Лесорубы» (1937), «Партизан» (1938). Причем две последние остались неоконченными. Еще несколько работ Андреева хранятся в Новосибирской и Якутской картинных галереях.

1и.jpg

В 1936 году газета «Восточно-Сибирская правда» характеризовала художника Андреева как «сторонника кропотливой и добросовестной работы над своими вещами».

Однако, кроме того, что Николай Андреевич был художником, он был еще и изобретателем. Информация об этом сохранилась в фондах Государственного архива новейшей истории Иркутской области.

3 марта 1933 года в адрес Восточно-Сибирского краевого совета Всесоюзного общества изобретателей (ВОИЗ) Андреев написал заявление. Приведем его текст полностью, сохранив авторский стиль:

«В марте м-це 1932 года в письме, адресованном Совету Комитета по изобретательству при СТО «Бюро новизны» по заявке, на клише из богхеда, № 92873, я одновременно сообщал об опытах, производимых мною в местной типографии над марзанами  (Прим. авт.: марзан – пробельный материал, используемый при изготовлении печатных форм способа высокой печати), изготовленными из богхеда (Прим. авт.: богхед – разновидность сапропелевых углей, образовавшихся главным образом в результате преобразования остатков водорослей).

Опыты дали положительные результаты. Но до сего времени я от Комитета по изобретательству не имею справки на это предложение замены существующих гартовых (Прим. авт.: гарт – типографский металл) марзанов богхедовыми.

Поэтому прошу Краевой совет О-ва изобретателей В. Сибири оформить мое предложение и выдать мне соответствующую справку.

Идея изготовления богхедовых марзанов состоит в следующем:

1. Экономия ценного типографского металла гарта, из которого отливаются шрифты и сплав которого состоит из свинца, олова и сурьмы. Значит, прежде всего, богхедовые марзаны, изготовленные в различных размерах, целиком освобождают ценный металл, который может быть использован для других целей в полиграфическом или другом деле.

Для расчета экономии можно взять приблизительную цифру, т. н. в местной типографии имеется гартовых марзанов в работе от 8 до 10 тонн, а по всему Союзу эта цифра выразится в тысячах тонн.

2. Физическое и рабочее преимущество богхедовых марзанов над гартовыми – легкость в весе, немнущиеся, не дающие заусениц при накалывании шилом, поэтому отпадает нарушение правильности подгонки шрифтов при верстке, чем так часто страдают гартовые поношенные марзаны; отсутствие вредной (свинцовой) пыли, дешевая стоимость самого материала и его изготовления; не деформируются при смывании водой, скипидаром и проч. жидкостью.

Чертежей я не представляю, т. к. марзаны по своей конструкции имеют форму брусков различной величины, поэтому я прилагаю образец богхедового марзана.

В отдельной записке я сообщаю вам о всех препятствиях, послуживших причиной продвижения моего предложения в жизнь.

Ник. Андреев.
Иркутск, 3/3 1933 г.
Адрес: Иркутск, 1-я Казачья, 7»

Та самая отдельная записка, упомянутая Андреевым в своем письме, содержала следующую информацию:

«В иркутских условиях дело с применением богхеда в полиграфической промышленности наткнулось на целый ряд препятствий, пошел уже третий год после моего предложения, т. е. с 1931 года, а дело с богхедом все еще продолжает находиться на мертвой точке.

Главной причиной этому является разгром шлифовальной мастерской, которая с большим трудом была оборудована мною в Иркутске на окраине города по Русиновской улице.

История организации мастерской такова:

Когда я 23 июля 1931 года впервые в местной типографии «Власть Труда» проделал опыты над богхедовым клише, зафиксировав это особым актом, я тогда же подал докладную записку заведующему В.-Сибирским краевым управлением ОГИЗа (Прим. авт.: ОГИЗ – объединение государственных книжно-журнальных издательств) тов. Басову, в которой сообщал об идее применения богхедового клише и одновременно просил оказать содействие в дальнейших опытах; тов. Басов пошел мне навстречу, им было за счет издательства отпущено мне на опыты 500 руб. и сообщено в Москву Главному Управлению ОГИЗа и тов. Халатову, после чего последовал из Москвы и других городов целый ряд запросов от научно-исследовательского института полиграфической промышленности и других заинтересованных учреждений.

Идея применения богхеда в полиграфической промышленности и использования его для товаров ширпотреба была подхвачена центральной печатью, появился целый ряд заметок в газетах и журналах.

В том же году тов. Басову пришлось быть в Москве, где ему было предложено оказать мне полное содействие в открытии в Иркутске шлифовальной мастерской по обработке богхеда для полиграфической промышленности и изготовления предметов ширпотреба. На открытии такой мастерской я все время настаивал. По возвращении т. Басова из Москвы началась работа по организации мастерской.

Мною были составлены чертежи шлифовальных резательных станков, по иркутским мастерским отливались и оттачивались отдельные части; с большим трудом находились нужные инструменты и моторы; на окраине города было найдено помещение. Пришлось ехать на месторождение богхеда, чтобы организовать добычу и доставку его в Иркутск.

После больших трудов, когда все техническое оборудование было изготовлено, помещение отремонтировано и подготовлено под мастерскую вплоть до того, что даже были включены электрические провода для моторов, был подобран штат мастеров-шлифовальщиков, в самый момент установки станков пришел тов. Миллер – ответственный сотрудник РКИ – с ордером на это помещение, и, угрожая старшему мастеру тов. Васильеву наганом, при ближайшем сотрудничестве милиции выбросили станки и все начатое оборудование на улицу. Никакие протесты не помогли.

В ОГИЗе в это время тов. Басова заменил тов. Губанов А.Н., который к моему изобретению относился весьма и весьма _____ . Я не знаю, что предпринимал ОГИЗ в лице тов. Губанова в обратном отвоевании помещения, но трижды поставленные вопросы в горсовете потерпели фиаско, и помещение до сих пор находится в руках захватчика тов. Миллера.

Между тем выброшенные механические части станков продолжали лежать под дождем, ржавели, портились, инструменты и заготовленный богхед растаскивался, штат работников ходил без работы.

Так проходили месяцы. Зав. ОГИЗа тов. Губанов в отношении помещения ничего не предпринимал, наоборот, приятно улыбался и пророчествовал, что ничего у нас с богхедовыми делами не выйдет. Но, как всегда бывает с такими хозяйственниками, по прошествии продолжительного времени он спохватился, что что-то надо предпринимать – люди ходят без дела, цифры расходов растут, и он принимает самое горячее участие в окончательном разгромлении мастерской. Он распускает штат и распродает все оборудование. На этом и заканчивается содействие ОГИЗа в деле продвижения богхеда в полиграфпромышленность.

Но мне все же удалось при всех неприятностях изготовить десятков пять марзанов крупного размера, которые я и передал для опытов в местную типографию. Опыты удались, и рабочие дали о них прекрасные отзывы, но т. к. типография принадлежит все тому же злополучному ОГИЗу, то никаких дальнейших шагов в применении богхедовых марзанов типография не предпринимает. Образцы испробовали, сказали: хорошо, подойдут и проч. и сложили в сторонку, в уголок, где они и лежат уже больше года. Поэтому прошу краевой совет о-ва изобретателей из уголка богхедовые марзаны извлечь и делу дать надлежащий ход.

Ник. Андреев.
Ирк., 3/3 1933 г.»

В архивных материалах есть письмо руководителя Крайполиграфбазы треста «Полиграфкнига» Иванова, адресованное уполномоченному треста «Полиграфкнига» т. Губанову, в котором говорится: «По наведенным нами справкам в тресте «Полиграф» выяснилось, что трест «Полиграф» в свое время вопрос о применении угля в полиграфии проработал, и сейчас трест «Полиграф» организовал производство пробельного типографского материала и к осени этого года имеет в виду выпустить 400 комплектов пробельного типографского материала. А потому затрачивать средства на проведение экспериментов нецелесообразно». Письмо датировано 10 мая 1933 г.

Ознакомившись с заявлением Андреева, Краевой совет ВОИЗ 25 июня 1933 года за подписью председателя Гончарука и заведующего орготделом Тольмана отправил в адрес Комитета по изобретательству при СТО ходатайство в поддержку идей Николая Андреевича (с приложением образца богхеда) следующего содержания:

«Настоящим Краевой совет общества изобретателей Восточной Сибири просит от имени изобретателя тов. Андреева Николая Андреевича оформить и дать ход заявке, поданной в марте месяце 1932 года № 22873. По личной просьбе тов. Андреева содержание ее оформить в следующем виде: «способ применения богхеда в типографиях (изготовление марзанов клише) и в качестве изоляционного материала (эбонита, фибры) при изготовлении мелких бачков кислотных аккумуляторов, детали радиоаппаратуры, и т.д., а также в изделиях (письменные приборы, портсигары, ручки для медицинских инструментов, ручки для ножей, рамы для картин, коробки фотоаппаратов, радиоприемники, всевозможные шкатулки, пуговицы и т. д.).

Богхед из месторождений, находящихся вблизи г. Иркутска».

К сожалению, история не сохранила информацию о том, был ли внедрен в итоге предложенный Андреевым марзановый богхед в производство. Скорее всего, нет. Над страной сгущались тучи предстоящих репрессий, жертвами которых стали и сам Николай Андреевич (расстрелян 25 июля 1938 года), и ВОИЗ  (ликвидирован в начале мая 1938 года). Владимир Иванович Гончарук, выступавший в поддержку изобретения Андреева, арестован 22 мая 1938 года, но, по счастью, через несколько месяцев освобожден.

Павел Деранжулин, специально для «Байкальских вестей».

P. S. Благодарим директора ОГКУ «Государственный архив новейшей истории Иркутской области» Семена Михайловича Жабинского за предоставленную им возможность работать с архивными фондами ВОИЗ.

На фото: Николай Андреев


Уважаемые читатели! Иркутская региональная общественная организация Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов собирает информацию об истории изобретательства и рационализаторства Иркутской области. Если вы сами, ваши родственники, друзья или знакомые были рационализаторами или имели изобретения, просим предоставить нам информацию об этом на электронную почту: irk_voir@mail.ru.

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии