Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Гаснущий свет «Единой России»

16 августа, 2021


1е.jpg

Нести чемодан без ручки накладно для страны

Один из афоризмов Виктора Черномырдина гласит: «Какую партию ни делаем, получается КПСС». Именно не КПРФ, а КПСС – с виду общественная организация, а по существу, на самом деле подчиненная часть, элемент, придаток, шестеренка в государственном механизме. Почти 20 лет такую функцию – «Чего изволите? Чего прикажете?» – выполняет «Единая Россия»: громоздкая, монументальная, забронзовелая. Но сама по себе она так и не стала партией – общественной силой, выросшей снизу, из народа. Хотя изо всех сил «делает вид». 

Хроника отложенного счастья

Преувеличение? Ничуть. Нормальная траектория серьезной, настоящей партии такова: сначала собираются единомышленники, сторонники одинаковых или, во всяком случае, близких взглядов. Затем они организуют партию, потом вступают в борьбу за власть, побеждают на выборах, берут на себя ответственность за развитие страны, формируют правительство, отчитываются перед населением за свою работу, оставляя при этом свободу критики и оппозиции в свой адрес. Тем не менее через какое-то время они проигрывают следующие (последующие, третьи по счету и т. д.) выборы, не разваливаются, уходят в оппозицию, и – история повторяется.

Ничего подобного с «Единой Россией» не произошло. Точнее, произошло, но в обратном порядке, шиворот-навыворот. Исполнительная власть (условно говоря, Кремль) собрала начальников всех уровней и направлений (от «нефтянки» до «оборонки», от пищевой промышленности до киноискусства) и учредила из них (фактически именно так) «Единую Россию». То есть изначально правящую партию, не прошедшую дорогу снизу вверх. Да, собственно, проходить какой-то там путь или тем более период оппозиционности в принципе не входит в жизненные планы большинства «единороссов». Не за тем пришли…

В общем, сразу, минуя этапы и ступеньки, сформирована брежневская КПСС-2 эпохи рыночной экономики и интернет-коммуникаций. И в «Единой России» имеются наряду с административно-хозяйственной мощью как минимум две болезни, которые были присущи поздней КПСС. Во-первых, нескончаемый перенос «сбычи наших мечт», то есть широко объявленных планов, на более поздние сроки. Помните, был сборник обещаний «Россия-2020», то есть что будет сделано к 2020 году? А затем национальные проекты к 2024-му? Как только сроки стали поджимать, цифры поменяли на 2030, а там, глядишь, будет и 2040. Получается политическая морковка, которую у народа держат перед носом, но эта близость обманчива. На деле мы видим иное, противоположное: целое десятилетие практически потеряно для экономики – топчемся на месте, а то и уходим в минус. Реальные доходы населения начиная с 2014 года упали, даже по официальным данным, на 10 процентов, а по неофициальным, но отнюдь не экстремистским, – на все 15. Какой уж тут «догнать и перегнать» не только Китай, но и страны Запада: отставание, наоборот, увеличивается. А ведь почти все годы цены на нефть были сверхвысокими. Где деньги, Зин?        

В лучах чужой славы

Кто-то возразит: позвольте, но кое-что все-таки сделано! Но достаточно ли «кое-чего», чтобы вот уже 20 лет оставаться у власти и теперь добиваться «продолжения банкета»? Как бы вы отнеслись к такой арифметике? Например, сначала от нефти получают 20 долларов за баррель, из которых 10 достается народу, а столько же, скажем так, остается «наверху»; затем нефть подскакивает до 80 долларов, и народу отстегивают 20 долларов (достижение! стабильность! жить стало веселее!), но в другие места без шума и пыли уходит… 60 долларов? А если нефтедолларов опять стало меньше, то сокращают прежде всего народную «двадцатку», а не остальные 60.     

Да, повсюду накануне выборов слышен «одесский шум, похожий на прибой»: «Единая Россия» рапортует об успехах, о том, что «обратила внимание», «взяла под контроль», «выдвинула инициативу», «добилась решения». Бесконечно «вырабатывает концепции», «обсуждает программы», «формирует команду».  Но за деревьями надо видеть лес – недаром сказано: «перед выборами». Именно голосами «Единой России» принимаются бюджет страны и все законы. Быть может, новых школ, больниц, детских садов было бы построено в несколько раз больше, чем строится (а того, что строится, явно недостаточно), если снизить затраты на госаппарат (проще говоря, на чиновников), раздувшийся за последние годы до неприличия? Но нет, это, видимо, не входит в планы «Единой России». Куда проще восклицать на рекламных щитах «Мы за новые школы и больницы!». А что, кто-то против?

Во-вторых, гарантированное нахождение у власти привлекает сначала в «Единую Россию», как и в позднюю КПСС, несметное число карьеристов. Эта публика слетается как мухи на мед. Да, тут не всё так просто, и в словах «если я вступлю в эту партию, то смогу сделать больше полезного для страны, области, города; а если не вступлю – то меньше или ничего» есть доля правды, хотя много и самооправдания. И ///среди «единороссов», как и раньше среди членов КПСС, немало достойных, толковых, порядочных людей. Но и сейчас, и тогда система перемалывает частности: поодиночке многие смотрятся прилично, а вместе получается тревожно-грустная картина./// Опять вспомним Черномырдина: «Никогда такого не было, и вот опять!».    

Есть и коренное отличие от прошлого. В советское время у избирателей не было выбора, кроме КПСС. Сейчас есть. Правда, многие из других партий подобраны и взлелеяны самой «Единой Россией» – специально послабее, покарикатурнее, чтобы не казались серьезной альтернативой. К тому же ЕР чуть что заявляет: «Мы – партия Путина». Так и греется, словно политический нахлебник, в лучах чужой славы…

Проценты уходят налево

Наверное, главе государства так проще: сказал принять закон – приняли. А в остальном у «Единой России» индульгенция на произвольные выступления. И выступления, надо сказать, впечатляют. В послужном списке «Единой России» – голосование за пенсионную реформу, лишившую каждого, кому еще предстоит выйти на пенсию, до двух миллионов рублей при среднестатистической пенсии (если повышение пенсионного возраста коснулось их в полном объеме, то есть на 5 лет – с 55 до 60 у женщин и с 60 до 65 у мужчин). Если пенсия выше, то потери еще больше. Это и шестой год, как не индексируются пенсии работающих пенсионеров. Это и повышение налога на добавленную стоимость (НДС), подтолкнувшее рост цен на широкий перечень товаров. Это и неспособность (одни слова!) остановить повышение цен на бензин и услуги ЖКХ. У «Единой России» в предыдущей Госдуме был полный карт-бланш – более двух третей мандатов. Так что принятие или непринятие тех или иных решений полностью зависело от «медвежьей» воли. 

Кстати, и решительные действия в отношении ряда СМИ и общественно-политических организаций, основанные на законах, принятых, опять же, депутатами-«единороссами», имеют большее отношение к повседневной жизни каждого, чем это может показаться. Зададимся вопросами: а стала ли власть прозрачнее от новых запретов? окрепла ли борьба с коррупцией? доказана ли в судебном порядке ложность обнародованной информации, в том числе в отношении некоторых высокопоставленных представителей «Единой России» (например, спикера Госдумы уходящего созыва Вячеслава Володина)? Нет, зато тем, кто публиковал эту информацию, крепко влетело, причем официально по другим, на удивление тут же возникшим причинам.

Каков масштаб проблемы? По мнению декана экономического факультета МГУ Александра Аузана, из-за низкого качества государственных и общественно-политических институтов (непрозрачность, отсутствие конкуренции, коррупция) народ почувствует улучшение жизни, только если экономический рост в России превысит три процента в год. То есть стартовые три процента попросту уходят налево. А у нас в последние годы вообще нет роста. Партия «единороссов» ни при чем?   

Камень на шее

Дефицит реальных достижений порой приходится компенсировать заявлениями в стиле «современных Нью-Васюков». Наверное, министр обороны Сергей Шойгу немало сделал для укрепления Вооруженных сил, но сейчас ему приходится выступать в другом амплуа – первого номера в федеральном списке кандидатов в Госдуму от «Единой России». Здесь задача, возможно, труднее, и остается разве что «хайпануть». Именно в этом стиле выдержано его недавнее заявление о желательности строительства в Сибири трех, а еще лучше пяти крупных городов. Как это просчитано с экономической точки зрения? Кто и за счет каких средств будет финансировать массовое переселение? Откуда, из каких территорий страны люди захотят приехать в Сибирь? Разъяснений не прозвучало, но сказано красиво, поражает смелостью и размахом. Во всяком случае, министр обороны задействовал доступные ему средства – быстроту и натиск. Быть может, на то и расчет: до 19 сентября запомнится, а там как всегда.       

Вероятно, на скорую руку для Кремля сойдет в качестве опоры и современное переиздание КПСС. Только чем дальше, тем меньше годится опора – множатся трещины, сыплется штукатурка, того и гляди рухнут несущие конструкции. Приходится на каждых выборах вытягивать «Единую Россию» из трясины народного недоверия. Тут и особенности избирательного законодательства, и режим благоприятствования на телевидении. Но и этого становится маловато. Сам президент и популярные лидеры регионов берутся подтянуть рейтинг «Единой России». Но та, в свою очередь, словно камень на шее, тянет вниз рейтинги «первых лиц». Получается, как в присказке про чемодан без ручки: и нести тяжело, и бросить жалко.  

Виктор Сотников, «Байкальские вести»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии