Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Лингвистический уходит в оборону

10 декабря, 2012

На стенде у входа в Иркутский государственный лингвистический университет — листовка на зеленой бумаге — приглашение студентам и сотрудникам вуза принять участие в митинге 7 декабря у Дворца спорт «Труд». Вуз, попавший по воле чиновников Министерства образования Российской Федерации в список неэффективных, готов защищать себя.

Не мониторинг, а срез

1 ноября 2012 года были обнародованы итоги «Мониторинга деятельности федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования», проведенного  Министерством образования и науки Российский Федерации. По итогам мониторинга Иркутский государственный лингвистический университет оказался в списке четырех вузов Иркутска, имеющих «признаки неэффективности». В этот же список вошли Иркутский государственный медицинский университет, Иркутская государственная сельскохозяйственная академия и Восточно-Сибирская государственная академия образования. Согласно протоколу заседания межведомственной комиссии от 22 ноября, медицинский университет и  сельхозакадемия зачислены в группу вузов, к которым «будут применяться меры оптимизации», а ВСГАО и ИГЛУ вошли в так называемый «черный список» вузов, подлежащих реорганизации.

Мы беседуем с профессором кафедры китаеведения Олегом Марковичем Готлибом и проректором по научной работе Татьяной Ивановной Семеновой. Люди с большим опытом преподавательской и научной работы вот уже более месяца пребывают в растерянности: за что государство решило расправиться с единственным лингвистическим вузом на всей территории от Урала до Владивостока? Что еще нужно сделать коллективу, чтобы доказать свою полезность?

 


В Лингвистическом университете реализуются более 60 программ основного, дополнительного, послевузовского образования, работают несколько научных школ, предоставлена возможность изучения 13 иностранных языков. Базовое образование ИГЛУ обеспечивает выпускнику универсальные компетенции, что служит гарантией успешной профессиональной карьеры в самых различных областях. Подтверждением сказанного является высокая востребованность выпускников ИГЛУ в разнообразном спектре отраслей и секторов экономики региона: образование, туризм, Министерство внутренних дел,  Министерство чрезвычайных ситуаций, представительство Министерства иностранных дел РФ в Иркутской области, федеральные миграционная и таможенная служба, средства массовой информации, бизнес-структуры самого широкого профиля и т.д.
 

 

— Мы понимаем, что в худшем варианте развития событий слово «реорганизация» может означать ликвидацию, — констатирует Татьяна Семенова. — Мониторинг изначально предусматривал 50 критериев, отражающих образовательную, научную, международную сферы жизни вуза и его инфраструктуру. Мы предоставили всю необходимую информацию, а на выходе для отнесения вуза к той или иной группе (всего их четыре) использовали пять критериев. Первый критерий — балл ЕГЭ, причем не только у студентов-бюджетников, а средний по всем студентам. По бюджетным студентам у нас второе место в области, 67 баллов. У внебюджетных студентов, которых мы набрали ровно столько же, сколько бюджетников, средний балл изначально ниже, это понятно. Причем у нас главный ЕГЭ — по иностранному языку, один из самых сложных, и в стране в целом пороговый балл по этому предмету составляет 20 баллов. Мы смогли набрать таких студентов, что у нас даже при проведении этого мониторинга средний балл получился 59, пороговый для отнесения к неэффективным — 60 баллов. То есть даже в этих искусственно созданных неблагоприятных условиях мы недотянули совсем чуть-чуть.

Второй критерий — объем НИОКР (научно-исследовательской работы) на одного преподавателя. Аккредитационный показатель , который с нас требовали на протяжении многих лет, — 18 тысяч,  а пороговый показатель для мониторинга определен в 50 тысяч рублей. Даже с учетом этого требования мы, гуманитарный вуз, «не дотянули» до этого показателя какие-то доли процента. Нас поставили  в равные условия с федеральными вузами,  на развитие науки в которых предусмотрены серьезные инвестиции. А ведь вопрос финансирования — это вопрос не только к вузам, но и к государству, которое не выделяет достаточно средств на гуманитарную  науку. И даже в этих условиях мы привлекаем гранты, внебюджетные средства, ищем источники финансирования науки.

Третий критерий — доходы на одного преподавателя, пороговый показатель — 1 миллион 100 тысяч рублей. Мы вышли на миллион, хотя бюджет финансирует нас всего на 800 тысяч. Мы оказываем дополнительные образовательные услуги, зарабатываем деньги. И вот вместо того, чтобы поддержать вуз, который почти выполнил пороговый показатель, нас хотят реорганизовать и отбросить назад!

— По четвертому показателю — процент иностранных студентов — у нас пятикратное превышение порогового значения: 3,96 процента вместо порогового  0,7 процента, — продолжает Татьяна Семенова. — Это говорит о том, что к нам едут иностранцы, которые хотят изучать русский язык и получать другие знания.

Пятый показатель — количество квадратных метров площади на одного студента, здесь был установлен порог 11 квадратных метров на одного студента.  С учетом площадей, закрепленных на праве оперативного управления,  арендованных и других форм владения у нас на студента приходится 10,58 кв. м, а с учетом только площадей, закрепленных на праве оперативного управления, —  6,56 кв. м, что соответствует показателям, которые требуются при прохождении процедуры аттестации и аккредитации.

У нас, вуза гуманитарного и педагогического профиля, нет возможности самостоятельно строить здания. Но у нас есть проект мансарды над нашим зданием. Он достаточно дорогостоящий, самостоятельно мы выполнить его не можем. И снова вместо того, чтобы принять участие в софинансировании, нас зачислили в неэффективные.

Надо отметить, что в мониторинге использованы данные 2011 года, а когда мы проверили по критериям оценки данные 2012 года, мы уже  прошли три пороговых значения! По сути, это был не мониторинг, когда учитывается динамика, развитие вуза, а срез, который не дает полноты картины.

 


Лингвистический университет осуществляет подготовку научно-педагогических кадров высшей квалификации для вузов, школ и иных организаций Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.  В аспирантуре ИГЛУ обучаются представители регионов Центральной части России, Западной и Восточной Сибири, Забайкалья, Дальнего Востока, республик Хакасия, Тыва, Бурятия, Саха-Якутия. На 1 ноября 2012 года в аспирантуре ИГЛУ обучаются 217 человек. Результативность работы аспирантуры составляет 62,5 процента, что значительно выше соответствующего аккредитационного показателя для университетов (25 процентов).  В университете активно работает докторский диссертационный совет (единственный на территории от Урала до Дальнего Востока) по трем филологическим специальностям. Только за период 2007—2011 годов в диссертационном совете защищены 9 докторских диссертаций и 128 кандидатских, причем 78 диссертаций защищены аспирантами из других вузов и регионов. В 2012 году диссертационный совет был признан соответствующим требованиям «Положения о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук, ученой степени кандидата наук» без представления  дополнительных документов (Приказ Минобрнауки № 105/нк от 11апреля 2012 года). Такая практика применена для ограниченного количества диссертационных советов России, подтвердивших высокий уровень работы.
 

 

Когда финансы важнее науки

— Мы не против мониторинга, — уверяет Татьяна Семенова. — Но мы возражаем против того, что из пятидесяти критериев были выбраны те пять, которые не могут в полной мере отражать идею эффективности или неэффективности вуза. Нет показателей по трудоустройству выпускников, нет показателя качества обучения. Не принята во внимание научная результативность – издание монографий, учебников, защита диссертаций. А ведь у нас за все эти годы не было ни одной диссертации, отклоненной Высшей аттестационной комиссией!

— Уже после обнародования результатов мониторинга министр образования и науки комментировал списки неэффективных вузов и говорил, что преподавателю должно быть стыдно получать 20 тысяч рублей, — продолжает перечислять встречные претензии преподавательского сообщества Татьяна Семенова. — Кстати, проведенный мониторинг средней зарплаты вуза показывает, что у нас достаточно стабильная финансовая ситуация: средняя заработная плата преподавателя — 32 900 рублей, то есть в 1,6 раза выше, чем в среднем по экономике области. Это тоже говорит о том, как мы работаем: создаем условия для преподавателей, стараемся заинтересовать их. Есть вузы, которые считаются эффективными, а заработная плата там ниже, чем в ИГЛУ.

Если проследить статистику, характеризующую привлекательность вуза для студентов, то и тут у нас хорошие результаты. На 315 бюджетных мест мы набрали 519 внебюджетных — а насильно ведь никого не загонишь. Нужно еще учитывать, что в этом году в соответствии с требованиями Министерства образования плата за обучение была увеличена. Таких вузов — лингвистических — всего четыре в стране. Мы гордимся своей историей и тем, как работаем сегодня, мы считаем, что нужны области.

Прогноз на мрачноватое завтра

Накануне митинга 7 декабря работники и студенты лингвистического университета еще не знали точно, что предложит им Министерство образования и науки, речь шла только о том, что неэффективные вузы нужно реорганизовать путем присоединения к более сильным.

— Во всей этой ситуации, — констатирует Татьяна Семенова, — категорическое неприятие вызывает именно то, как Министерство образования интерпретирует результаты мониторинга, и тот факт, что в мониторинге принимали участие только государственные вузы. Если сейчас нас подвергнут реорганизации, то негосударственные вузы останутся «на плаву», начнут активно привлекать абитуриентов. Мы проводим подготовку по 13 иностранным языкам и в первую очередь готовим учителей. Если сейчас разрушить эту систему, то с каким результатом мы выйдем к 2020 году, когда будет введен обязательный ЕГЭ по иностранным языкам?

— Образование требует определенной автономии, — объясняет проблему Олег Готлиб. — Что, если мы не останемся в режиме автономии? Я не понимаю, зачем в принципе резать курицу, несущую золотые яйца. Самое главное, мы теряем  свое лицо, свою историю. Нам 65 лет. Почему бы министру не уничтожить то, что он сделал? А то, что было до него, он уничтожать не имеет никакого права — ни морального, ни этического, ни политического. Лучшей кафедры китаеведения, чем кафедра ИГЛУ, нет в  России, это признает даже Высшая школа экономики. В прошлом году наша студентка заняла первое место на всемирном конкурсе на знание китайского языка.

— В 1948 году, вскоре после войны, руководство страны считало, что стране нужны переводчики и преподаватели иностранных языков, — продолжает Татьяна Семенова. — Сейчас такое впечатление, что специализированный вуз стране не нужен. Работает межведомственная комиссия, но ни один вуз к ее работе не привлекался.

— Абсолютно непонятно, кто и что приобретет от ликвидации вуза, — констатирует Олег Готлиб. — Нельзя даже предположить, что кто-то из желающих получить образование поедет в ту же Москву: цены — несопоставимые. В результате что мы будем иметь вместо наших специалистов? Ничего. Многие уже готовы уехать — из города, из страны. Я уже подумываю об отъезде. Кто от этого выиграет? Если ничего не поможет, ни митинги, ни обращения, кафедры — сильные, состоящие из личностей, — распадутся. У студентов уже сейчас сильнейшая апатия. Люди учатся, готовятся в аспирантуру, докторантуру, занимаются наукой. Готовы связать с вузом много лет своей жизни. Зачем это все ломать?

 


ИГЛУ — единственный вуз страны, в котором по инициативе университета в 2011 году открыт Региональный центр (филиал Базовой организации) по языкам и культуре государств — участников СНГ. Одним из результатов работы центра стал выпуск единственного в России учебника для трудовых мигрантов «Живем и работаем в Сибири». Университет участвует в «народной дипломатии», являясь членом общественных организаций «Байкал — Япония», «Альянс Франсез Иркутск», общество российско-немецкой дружбы «Иркутск — Пфорцхайм», российско-итальянской дружбы «Байкал — Гарда» и иных организаций. ИГЛУ является опорной площадкой для общения всех национальных диаспор и национально-культурных объединений, ведет поддержку национальных меньшинств, организовывая обучение их языку и культуре. На базе университета проходят национальные экзамены на определение уровня владения японским (Норёку Сикэн), корейским (TOPIC), немецким (DaF) языками, а также государственное тестирование на определение уровня владения русским языком для иностранных граждан.
 

 

Отъезд, однако, крайняя мера, до которой, надеются в ИГЛУ, не дойдет. Пока вуз готовит эшелонированную систему обороны. Митинг, намеченный на 7 декабря, заранее планировался как акция не в защиту двух вузов, признанных неэффективными, а в защиту образования. Особые надежды у коллективов вузов на содействие и защиту со стороны региональных властей. О поддержке вузов неоднократно говорил губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко, направивший министру образования два письма на эту тему. В защиту ИГСХА, ИГМУ, ИГЛУ и ВСГАО выступили депутаты Законодательного собрания (все четыре фракции) и депутаты, представляющие Иркутскую область в Государственной думе.

— В протоколе Межведомственной комиссии есть так называемое особое  мнение группы депутатов Государственной думы, — рассказывает Татьяна Семенова. — Оно звучит так: «Не проводить реорганизацию без получения результатов второго мониторинга». Этот мониторинг должен пройти в 2013 году с участием государственных и негосударственных вузов, и он уже учтет динамику. Вот если какой-то вуз окажется неэффективным и в этом случае — давайте реорганизовывать. Нам уже сейчас нанесен ущерб: родители будут думать, что лучше отдать детей учиться в вуз, где нет такой лингвистической подготовки, но он не внесен в черные списки. Нам будет сложнее привлечь абитуриентов после такого урона.

…Будущее двух ключевых вузов Иркутской области — педагогического и лингвистического — сегодня представляется довольно туманным. В чем нет сомнения, так это в том, что после многих лет работы на благо региона оба они заслуживают всемерной поддержки и защиты со стороны всех жителей области. Без них область потеряет важную частицу самой себя, перестанет быть той Иркутской областью, которой мы привыкли гордиться.

Борис Самойлов, «Байкальские вести».

Фото Александра Новикова, «Байкальские вести».

Корпуса Иркутского государственного лингвистического университета
(до 1996 года — Педагогического института иностранных языков)
расположены в самом центре города

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии