Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Лучи лицейских ясных дней

18 мая, 2021

В одном славном городе жил-был мальчик. Средний, как общеобразовательная школа. И вот однажды приключилось с ним то, что повлияло на все его мировоззрение. Он оказался в нестандартной образовательной среде и в процессе увидел, что массово хорошо учиться – это нормально. Еще нормально, когда вокруг тебя много всесторонне развитых людей. Что выполнять задания хорошо и старательно – это тоже общепринятая норма, а не стремление выделиться и остаться непонятым выскочкой в коллективе. «Родители сделали очень грамотный ход, когда определили меня в лицей», – подумал мальчик. Ведь такая образовательная дорожная карта придала его личностному развитию ощутимое ускорение. Мальчик повзрослел и понял, как сложно устроен мир и взаимоотношения людей.

Совсем скоро все школы страны прощальным напутственным звоном колокольчика отправят своих повзрослевших учеников во взрослую жизнь. Так четверть века назад провожал свой первый выпуск из первого инновационного учебного заведения Иркутска директор Николай Павлович Кашин.

1к.jpg

Своими воспоминаниями и планами Николай Павлович поделился в эксклюзивном интервью специально для юбилейной даты:

– 25 июня 1995 года я приступил к работе в качестве руководителя лицея № 3 (тогда еще лицея-школы).

1996 год – мой самый первый выпуск, и впечатлений в памяти осталось много. Ребята были очень активны и, самое главное, мотивированы. Сама жизнь так определила для них, либо это остатки советской власти, советского воспитания и советской начальной школы.

Этот выпуск был одним из самых удачных за всю историю заведения, потому что ребята из математических классов, например, спокойно могли принимать участие в олимпиадах по гуманитарным наукам, что говорило о высоком качестве образования именно в то время.

2к.jpg

В стране шли 90-е годы. И для лицея они тоже проходили очень сложно и тяжело. Старое здание постройки 1938 года: облупленные стены, зашарканные деревянные полы. Благодаря родителям наших учеников, благодаря спонсорам, мы понемногу собрали все, что было необходимо для качественного учебного процесса, и лицей стал принимать более близкий к современности облик.

Наступали моменты, когда мы замечали падение качества знаний в потоке, – тогда сразу приступали к работе над повышением квалификации педагогов. Плодотворно работали с Москвой, в лицее была начальная школа, которая функционировала по системе Рустэма Николаевича Бунеева. Она стала региональным центром, в котором обучали не только учителей начальных школ Иркутска, но и педагогов Иркутской области. Повышение квалификации состава сыграло роль в том, чтобы сегодня мы имели такие убедительные результаты.

Без моих друзей, без родительской активной позиции в желании дать хорошее образование своим детям в те сложные годы, когда нужно было приобретать новые компьютерные классы, потому что прежние становились морально устаревшими, мы, наверное, не справились бы.

Регулярно отправляли педагогов на дополнительное обучение в Москву, в Санкт-Петербург – для этого также были необходимы финансовые средства. И мы находили эти возможности совместными усилиями для достижения общей цели – обеспечить качественный современный учебный процесс нашим ученикам.

3к.jpg

Сейчас пришли молодые кадры, многие занимают руководящие должности в заведении, среди них есть и выпускники лицея. Очень активно идет работа с иностранными языками, с Центром по выдаче сертификатов для обучения в высших учебных заведениях Германии. Наши преподаватели немецкого проходят либо годичные стажировки в Германии, либо кратковременные курсы с носителем языка, который работает в лицее. Появились стобалльники по немецкому языку, призеры российской олимпиады по немецкому языку, то есть прогресс в этом плане есть.

И что мне всегда нравилось: уже 25 лет поток детей в лицей увеличивается. Если судить по нынешнему году, то пятиклассников пришло практически пять человек на место – как в хорошем вузе.

Наша заведующая библиотекарь Галина Павловна Розенфельд, ветеран труда, при таком плотном потоке учащихся знает их всех поименно! Ведь именно в библиотеке так любят собираться наши лицеисты. Именно там приобретаются и углубляются навыки самостоятельного поиска и критической оценки полученной информации.

– Каждое поколение выпускников отличается от предыдущего, – говорит она. – Мы не можем забывать, что ребенок – это отображение прежде всего семьи. Не хотелось бы, чтобы современные родители были зациклены на хороших оценках, а не на знаниях.

Я достаточно нестандартный человек и в любое время могу высказать любое свое мнение кому угодно, если посчитаю, что того требует защита интересов организации, в которой я работаю. Потому что в любой ситуации руководитель, работающий и проникнувшийся своей деятельностью, знает положительные и отрицательные стороны своего коллектива не только учителей, но и коллектива родителей, коллектива учащихся, а в каждой спорной ситуации я принимаю решение в пользу ребенка и только ребенка – он во главе угла.

Сегодня мы идем по своему пути организации учебного процесса: с пятого по одиннадцатый класс все уроки спаренные, существует деление на четные и нечетные недели, красные и синие. Это позволяет равномерно распределять установленное количество учебных часов и физическую нагрузку ученика, чтобы сохранить его здоровье.

Сила личности – в ней самой. Насколько она замотивирована и чем. Что она видит в тактическом и стратегическом плане для своей деятельности, потому что в любом случае личность – это прежде всего деятельность. Деятельность для чего-то или кого-то. Именно вот в этом: в том, что ты должен дать людям все то, что тебе самому, может быть, когда-то не дали, и ты должен показать, что ты можешь это претворить, и не только в своих детях, но и в своих учениках. Здесь, выходит, сила личности – это передача жизненного опыта.

Я ни о чем не жалею, разве что о том, что подступает возраст. На сегодняшний день хочется работать, и времени для работы осталось немного.

О том, какое значение играет в нашей жизни качество почвы, та самая питательная среда, мы слышим постоянно. И в этом смысле лицей № 3, как сообщество мотивированных людей, выполняет важную роль для старта и развития как учеников, так и педагогов.

Ценность учителя в российском обществе несправедливо недооценена, ведь важно гарантировать учителям, что их работа в школах будет преисполнена профессионального достоинства и будет пользоваться уважением в обществе, что позволит им осуществить свое призвание и на всю жизнь остаться в профессии. В равной мере важно как само преподавание, так и сотрудничество с коллегами. Профессиональная среда учителя должна быть благоприятна для реализации настолько ответственной миссии.

Не менее важным делом школ является стремление к тому, чтобы у всех учащихся выработались представления и навыки, необходимые для поиска и использования информации и имеющихся возможностей. А также базовые навыки социальных взаимодействий, как виртуальных, так и реальных, и научение взаимодействовать с людьми совсем другого склада и ориентироваться в сложных социальных сетях. Кроме того, людям будущего понадобится такая вещь, как умение решать реальные задачи в сотрудничестве с другими людьми, и если детей не научат этому в школе, то будет трудно научиться этому где-либо еще. В этом будет состоять одна из базовых функций школ будущего: учить сотрудничеству и решению конкретных задач в небольших группах разнообразных людей.

Рассказывает Ольга Аркадьевна Серышева, учитель биологии высшей квалификационной категории, почетный работник общего образования, победитель всероссийского конкурса учителей Фонда Дмитрия Зимина «Династия», удостоена почетной грамоты Министерства образования РСФСР и других наград за многолетние профессиональные заслуги. Работает в лицее со дня его основания:

– Я хорошо помню выпускников 1996 года. Ребята-личности, с большой мотивацией к получению знаний. В них заложен серьезный фундамент. И что выпускники не забывают лицей даже спустя 25 лет, поддерживают связь друг с другом сквозь время и расстояния, является лучшим подтверждением этому.

С тех пор произошло много нового. В частности, появился новый вид учебной деятельности – проектные работы. Ученики работают над проектами на актуальную тематику, например по теме COVID-пандемии, находясь в режиме постоянно обновляющихся данных. В лицее проходят благотворительные акции в разных форматах, в них принимают участие целыми семьями, чтобы ребятам был не чужд дух альтруизма.

Десять преподавателей лицея являются экспертами по проверке работ ЕГЭ, что является несомненным качественным показателем профессионализма коллектива.

Наши лицеисты – активные участники научно-практических конференций по разным предметам. Так случилось, что пандемия перевела их в формат дистанционных, и это расширило возможности для участия. Ежедневно на сайте лицея появляются дипломы победителей и призеров, и ученики младших классов не отстают от старшеклассников. Есть ребята, одинаково успешные по разным предметам. В этом я вижу схожесть с выпускниками 1996 года.

Важно отметить, что и своих детей в дальнейшем выпускники доверяют на обучение нам. Мы гордимся такой связью поколений.

Говорит Марина Кондрашова (Стрекаловская), выпускница лицея 1996 года, председатель комиссии по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты Иркутской области, руководитель фонда «Наследие иркутских меценатов», руководитель образовательного проекта Ecole:

– Основное, что мне кажется невероятно важным и что действительно нас всех выделяло в нашем лицее, – это то, что пришли фактически лучшие из лучших. Для любого человека и для нас, тогда еще детей (хоть и старшеклассников), очень важной являлась среда, в которой мы пребывали, и лицей действительно оказался той самой питательной средой, в которую мы погружались каждый учебный день.

Большой процент ребят с хорошей успеваемостью, с очень правильными интересами, четкими акцентами, расставленными в жизни, создавал и хорошую конкурентную среду, что одновременно с нашими успехами в учебе формировало в том числе такую картину мира, достаточно свободную, с широкими рамками. Педагогический состав был представлен преподавателями вузов, учителями средних школ с хорошими личностными качествами, очень цельными, яркими. Вспоминая педагогов, я по каждому могу дать объемный комментарий не только как о человеке, дающем знания, но и как о личности.

Часть уроков проходила в помещениях высших учебных заведений, например, небольшой группой мы регулярно ходили на французский язык в здание университета. Позднее, когда я пришла учиться студенткой уже в свой, другой вуз, преподаватель там поставила мне пятерку в самом начале первого курса и освободила от посещения предмета на год, поскольку моя лицейская языковая подготовка позволяла иногда поправлять даже преподавателя, что не могло не смущать всех участников учебного процесса.

Очень интересно, когда твоя физкультура – это не просто скучный стандартный урок в спортивном зале, а большой теннис, например. У нас был выбор, какой вид спорта предпочтительнее из возможных предложенных для поддержания и развития своей физической формы.

Конечно, это все расширяет личные рамки каждого человека. Но это вовсе не значит, что существовала вседозволенность или не нужно было прикладывать усилий! Все очень строго было в лицее по поводу и оценок, и дисциплины. Особо ценно, что директор, Николай Павлович, каждого ученика из нас знал в лицо, был знаком с нашими особенностями, мог даже отслеживать моменты относительно учебы. В таком случае ты понимаешь, что есть и контроль, и высокие требования к обучению, но при этом начинаешь мечтать о чем-то большем, мыслить как-то иначе… Испытываешь глубокое уважение к такой институции, как педагогика, как учитель, – вот это я очень хорошо помню. И даже в моменты недовольства оценками безусловное уважение все равно всегда сохранялось. Это то, что послужило одним из серьезных факторов моего выбора лицея № 3 для своего старшего сына: с пятого класса он там учился именно потому, что я хорошо запомнила саму атмосферу, когда училась там. Думаю, что, безусловно, это большое доверие к коллективу и к руководителю, когда выпускники приводят в свою школу своих детей.

4к.jpg5к.jpg

6к.jpg7к.jpg

Вспоминает Александр Соболев, выпускник лицея 1996 года, основатель благотворительного фонда «Оберег», предприниматель, отец пятерых детей:

– Мое время обучения в лицее – это такой образовательный интенсив с глубокой практикой и отличное окружение. Мне приходилось наверстывать недостаток знаний, и учеба давалась мне действительно тяжело. Помню, как регулярно испытывал шок от объема заданий на неделю, а затем удовлетворение от их выполнения и понимания: если не лениться, то очень многого можно успеть и достичь.

Конечно же, классно, что было налажено взаимодействие с высшими учебными заведениями региона и возможность получать именно практические знания у университетских преподавателей.

Но лично для меня самое ценное – круг общения. Я горжусь, что у меня была возможность учиться с ребятами, которые хотели и были готовы достигать, а не разменивать жизнь на мелочи. Низкий, благодарный поклон нашим учителям.

Благодарные отзывы выпускников поддерживает и Ярослава Дицевич, выпускница лицея 1996 года,  кандидат юридических наук, магистр экологии (биологии), доцент кафедры прокурорского надзора и участия прокурора в рассмотрении гражданских и арбитражных дел Иркутского юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации, эксперт экологической комиссии Общественной палаты Иркутской области, руководитель экологического клуба «Закон природы», удостоена почетной грамоты Генерального прокурора РФ, регионального отделения ОНФ, мама троих детей:

– Учеба в лицее стала важным этапом моего формирования. Не проходило и месяца на протяжении двух с половиной десятилетий, чтобы я не вспомнила этот период своей жизни с благодарностью... Не только учебы – другой жизни вообще. Жизни яркой, интересной, наполненной. Жизни, которая дала мне возможность стать той, кто я сейчас.

Я пришла в лицей в десятом классе после учебы в обычной школе в одном из иркутских микрорайонов. В прежней школе не приветствовались стремления к знаниям, поднятие руки для ответа учителю, должная подготовка к урокам и хорошие отметки. Все это обесценивалось сплоченным большинством совершенно не настроенных на учебу одноклассников, и мое стремление подготовиться к уроку нередко вынужденно приглушалось подростковым нежеланием идти вразрез общепринятым в нашем внутриклассном социуме канонам.

Поступив в лицей, я попала в ряды троечников, как и многие начинающие в нем учебу после других школ, но зато я с первых дней испытала радость от того, что во время ответов учителю перед классом меня одобрительно слушают, а не посмеиваются на задних партах: «Ей что, больше всех надо?».

Именно в лицее я впервые увидела большое число ровесников с близким для меня мышлением, стремлениями, увлечениями. И именно это в первую очередь наряду с талантливыми педагогами, о каждом из которых хочется тепло отозваться и записать целый рассказ отдельно, создало прочный фундамент для моего взросления и формирования как личности.

Руководителю заметного уже много лет учебного заведения в полной мере приходится нести на себе весь груз двойных стандартов, нереалистичных требований и постоянного общественного контроля.

Профессиональное умение работать с разными людьми, как это делает Николай Павлович Кашин, привлекает повышенное внимание. Его опыт реформ бесценен в российской действительности, ведь результаты у лицея № 3 очень достойные, а перед системой образования сегодня стоят проблемы непредсказуемо меняющегося мира знаний и методичного развития интересных условий для работы учителей и руководителей школ, чтобы как можно больше детей получали доступ к эффективному образованию.

Многие личные истории выпускников лицея 1996 года, которыми невозможно поделиться в формате одной статьи, наглядно показывают, насколько принципиально важную роль в жизни человека может сыграть однажды правильный выбор учебного заведения.

Анна Малинина (Вокина), выпускница лицея № 3 1996 года.

На фото: Н.П. Кашин, директор лицея № 3 г. Иркутска,
учитель химии высшей квалификационной категории.
Более десяти печатных работ по вопросам управления
в образовании. Награжден нагрудным знаком «Почетный
работник общего и профессионального образования»;

Здание лицея № 3 до капитального ремонта.
В 1941–1945 годах здесь располагался военный госпиталь;

Здание лицея № 3 в наше время;

О.А. Серышева;

Марина Кондрашова (Стрекаловская);

Александр Соболев;

Ярослава Дицевич

Автор выражает признательность группе выпуска-1996 за вдохновение и участие.

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии