Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Накопились вопросы

31 января, 2022

Депутаты Законодательного собрания Иркутской области на очередной, первой в этом году, сессии рассмотрели 30 вопросов, в том числе информацию о работе четырех фракций и восемь отчетов о работе постоянных комитетов и комиссий в 2021 году.


1ч.jpg

Любовь к Родине на сытый желудок

Работа сессии началась с решения текущих вопросов о назначении мировых судей, привлечении к исполнению обязанностей мирового судьи и награждении Почетной грамотой ЗС. Законопроект группы депутатов «Об инвестиционном налоговом вычете по налогу на прибыль организаций в Иркутской области» разработан в развитие федеральных законов, предусматривающих налоговые вычеты в том случае, если предприятие жертвует средства на развитие учреждений культуры. Закон принят в общем виде, размер компенсации и другие параметры депутаты решили рассмотреть и принять в виде поправок во втором чтении.

Проект закона Иркутской области «О патриотическом воспитании граждан в Иркутской области» был представлен депутатам как законодательная инициатива Молодежного парламента при ЗС и вызвал бурное обсуждение на комитете по социально-культурному законодательству. Законопроект обсуждается рекордно долгое время – первый вариант появился на различных площадках еще в 2016 году. Председатель Молодежного парламента Иван Комельков повторил текст своего выступления на комитете перед полным составом депутатов, не добавив к нему ни одного нового слова.

Депутат Анатолий Обухов попросил уточнить: что случится, если закон будет принят, но кто-то не исполнит его положения? Иван Комельков не смог ответить, предложив прочитать закон. Анатолий Обухов заявил, что закон читал, но ответа на свой вопрос, «что будет, если гражданин не захочет любить Родину, как написано?», так и не нашел. Тут Иван Комельков заявил, что ответственность будет лежать и на Молодежном парламенте, и на депутатах ЗС, и на всех гражданах, которые «захотят применить положения закона». Что это означает – ведает один лишь бог да автор законопроекта.

Депутат Антон Романов, разгромивший закон по пунктам еще на заседании комитета, заявил, что текст закона выглядит совершенно не так, как неделю назад. Из него исчезли некоторые раскритикованные пункты, что превратило законопроект в совершенно новый документ. Иван Комельков пояснил: правки были внесены еще в 2021 году. Один из ответов председателя МП председатель ЗС Александр Ведерников оценил как попытку хамить депутатам. За такое поведение (не имеющее прецедентов в истории ЗС) он даже пообещал «усадить Комелькова на место». В защиту не столько законопроекта, сколько земляка-ангарчанина выступил депутат Евгений Сарсенбаев.

Депутат Обухов выдвинул два неожиданных тезиса: во-первых, любить Родину надо на сытый желудок – голодному это трудно; во-вторых, любовь к Родине, как религию, надо чувствовать сознательно, во взрослом уже возрасте. Любовь к Родине должна быть сознательной, и каждый должен сделать этот выбор самостоятельно. Депутат Лариса Егорова назвала законопроект «долгожданным», предложила принять закон как есть и вносить правки уже в действующий документ. Антон Романов заявил, что ему трудно обсуждать совершенно новый текст, но согласился с необходимостью править и предложенный сессии вариант. При этом Романов предложил разделить вечное (Родину) и временное (государственный строй) и уж тогда с полной уверенностью в успехе воспитывать любовь к Родине.

Депутат Олег Попов от фракции ЛДПР поддержал законопроект в общем виде, но переключил внимание депутатов на совершенно перпендикулярный сюжет. По мнению депутата, в Иркутскую область каждый год прибывает «очень много новых граждан» из стран бывшего СССР, поэтому в законе нужно прописать пункт о воспитании и таких людей в духе верности новой Родине. Сдается, это вообще не та тема, которая должна волновать депутатов, а вот миграционный отток молодежи из Иркутской области – это действительно проблема. Несмотря на общую практически единодушную поддержку, кто-то один из 35 присутствовавших на сессии депутатов проголосовал против, но голоса 31 депутата перевесили.

2ч.jpg

Кто поможет молодежи

Сессия одобрила законопроекты о внесении поправок в законы «Об отдельных вопросах защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Иркутской области» и «О физической культуре и спорте в Иркутской области». В первом законе уточнены полномочия специалистов, участвующих в борьбе со стихийными бедствиями, во втором – расширен перечень трат, которые разрешены министерству при организации спортивных соревнований.

Постановление «Об областном Реестре молодежных и детских общественных объединений» депутаты рассматривают ежегодно по представлению министерства по молодежной политике. Список организаций в реестре довольно нестабильный: в 2017 году их было 37, в 2018-м – 35, в 2020-м – 45, в 2021 году – 49, на 2022 год предлагается поддержать 46. Кстати сказать, далеко не все, кто попал в реестр, смогли получить свои деньги – в 2021 году, например, только 36 организаций сумели вовремя и в полном объеме оформить заявки.

Что это за организации и какую реальную пользу они приносят (если приносят вообще), никто не интересовался, потому что сумма помощи – 4 млн рублей, то есть менее 100 тыс. на организацию. За такие деньги в наше время даже нельзя арендовать приличный офис. Один только депутат Александр Гаськов попросил объяснить, как «потрогать руками» результаты работы молодежных организаций. Министр молодежной политики Маргарита Цыганова заявила, что в прошлом году министерство потратило на это десять месяцев работы, но конкретно на вопрос депутата не ответила. Зато министр много говорила о том, что подросток даже в самой отдаленной территории должен чувствовать, что он такой же, как все, и получит такую же поддержку, как в крупных городах. Не сказать, правда, что результаты работы министерства видны в городах, более заметна частная инициатива.

Александр Гаськов попросил министра объяснить, как обстоят дела с пропагандой вакцинации, тем более сейчас, когда появилась специальная вакцина для молодых людей. Министр почему-то начала рассказывать о методах работы ее ведомства и о том, что «задачи освоить бюджет вообще нет». Вопрос был вообще не о том, но, к счастью, министр в конце все-таки вернулась к нему и рассказала, что можно посмотреть TikTok и Instagram, чтобы понять: молодежь переносит коронавирус легче.

После этого Маргарита Цыганова заговорила про волонтеров, работающих в ковид-госпиталях, и лишь в конце заявила: процент вакцинированных среди молодежи растет. При чем тут все-таки министерство и не приписывает ли министр своему ведомству заслуги других структур, активно и последовательно агитирующих за вакцинацию, непонятно. По крайней мере, на сайте правительства Иркутской области министр Цыганова и тема вакцинации в одном сообщении не упоминаются. Это не означает, конечно, что министерство по молодежной политике такой работой не занималось, но, вероятно, означает, что эта работа упоминания не заслуживает – по причине своей незначительности. Впрочем, через два-три месяца будут понятны объемы вакцинации подростков, и тогда депутаты смогут оценить реальную эффективность работы министерства со своими подопечными и их родителями.

Депутаты поручили министру при следующем визите в ЗС рассказать, сколько средств приходится на 100 тысяч молодых жителей области. Это позволит понять, каково положение области среди других регионов хотя бы Сибирского федерального округа, и в то же время как-то упорядочить информацию. Проблема в том, что суммы расходов на молодежную политику везде разные: Маргарита Цыганова назвала суммы от 50 до 700 млн рублей, но в других регионах в ведении министерства молодежи зачастую находятся и такие задачи, как туризм, строительство жилья и т. д. В любом случае даже 700 млн (в Красноярском крае) – неприлично мало на фоне бюджета, превышающего 200 млрд рублей.

3ч.jpg

Не очень зеленый пояс

Поправки в закон «Об отдельных вопросах в сфере охоты, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания в Иркутской области», представленные депутатам министром лесного комплекса Владимиром Читоркиным, приводят областной закон в соответствие с федеральным: уточнены полномочия губернатора, заменены отдельные термины и названия органов управления. Министр природных ресурсов и экологии Иркутской области Светлана Трофимова свою презентацию постановления «Об изменении площади лесопаркового зеленого пояса вокруг города Иркутска» начала с напоминания: среди заболеваний первое место занимают болезни легких, а поверхностные воды в областном центре загрязнены стоками. Поэтому вот уже несколько лет, с 2018 года, идет работа по формированию зеленого пояса, которая вроде бы подошла к успешному завершению.

При этом пояс хотят увеличить с 190 до 229 тыс. гектаров, исключив заодно внесенные ошибочно участки – кладбища, дороги, садоводства и т. д. Зато в него вносят лес в Академгородке, защитные зоны Ершовского водозабора, водоохранную территорию реки Каи и некоторые другие известные лесные массивы. Все это очень сильно запоздало: общественники и депутаты прошлых созывов много лет били в колокола о вырубке этих лесов, а депутатский запрос Владимира Матиенко по поводу Ершовского водозабора не снят с контроля с 2013 года. Как выяснили депутаты, зеленый пояс местами смыкается с зонами затопления (подтопления), где строительство будет запрещено.

Депутат Ольга Носенко попросила уточнить, что происходит с тремя номерными СНТ «Пчелы», которые были построены в защитной зоне Ершовского водозабора. Министр заявила, что разрешенный вид пользования там – пчеловодство и садоводство, и всем депутатам, побывавшим на этой территории, стало понятно, что министр никогда не видела то «пчеловодство» своими глазами. Более того, отвечая на вопрос Анатолия Обухова о возможности строительства в зеленом поясе учреждений здравоохранения, министр заявила, что можно строить, не вырубая лес. Хотя Светлана Трофимова и не министр строительства, депутатам теперь стоит спросить ее: а почему же тогда не построена областная туберкулезная больница на Синюшиной горе? Там все упиралось ровно в ту же проблему: как построить учреждение здравоохранения, не вырубая деревья. Видимо, министру экологии, которая так беспокоится о заболеваниях легких у иркутян, нужно дать мастер-класс министерству строительства и министерству здравоохранения.

Депутаты вообще сумели удивить министра: она никогда не интересовалась, к примеру, как соотносится площадь города с площадью лесопарковых зон вокруг них. После наводящего вопроса Александра Ведерникова и самой Светлане Трофимовой «стало интересно». Очень интересен и тот факт, что в Иркутске нашлись общественные организации, которые выступили с инициативой о создании защитного пояса, а в Ангарске, Братске или Усолье, которые страдают не меньше, – нет. И до сих пор работа над созданием таких поясов там не велась. Депутат Виктор Кондрашов заявил о поддержке проекта и сообщил, что, по его мнению, речь идет о «законном способе прекратить разбазаривание лесов муниципалитетами».    

Сессия рассмотрела серию постановлений о работе редакции общественно-политической газеты «Областная» – отчет по итогам прошлого года, о работе сетевого издания «Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области», об утверждении кандидатуры от Законодательного собрания Иркутской области в состав редакционного совета и об утверждении Устава общественно-политической газеты.

По итогам прошедшего года

Отчеты комитетов и комиссий были подготовлены по единому стандарту. Комитет по госстроительству, например, провел за год 29 заседаний, рассмотрел 138 и внес на рассмотрение сессий 126 законопроектов, депутаты работали в 11 рабочих группах, проводили круглые столы и другие мероприятия. Комитет по бюджету привел сравнение по годам: в 2018 году проведено 11 заседаний, в 2021 году – 22; ровно в два раза, с 13 до 26, увеличилось и количество принятых законов. Комитет по социально-культурному законодательству по итогам 19 заседаний вынес на сессии 67 из 93 рассмотренных законопроектов. Комитет по здравоохранению отработал еще интересней: на 25 заседаниях были рассмотрены 97 вопросов, но на сессию были вынесены только 44, а стали законами и были подписаны губернатором лишь 25. По словам председателя комитета Александра Гаськова, «правительство чаще не поддерживает, чем поддерживает», и потому у комитета несколько законов надолго зависли во втором и даже третьем чтении.

Комитет по собственности оказался рекордсменом по количеству депутатских запросов – 24, в том числе четыре приняты в 2021 году. Члены комитета принимали активное участие в работе группы по подготовке стратегии области и готовы продолжить эту работу. Александр Ведерников пожелал, чтобы стратегия «не осталась документом, висящим на сайте». Комитет по законодательству о природопользовании, сельском хозяйстве и экологии провел всего 13 заседаний, зато многие из них были выездными в районы области, а два – даже за ее пределы, в Красноярский край и Татарстан. Комиссия по регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественными объединениями в 2021 году рассмотрела и одобрила 253 постановления о награждении Почетной грамотой ЗС, при этом выделенной квотой в пять грамот на депутата воспользовались всего 30 депутатов из 45 по списку, два депутата не подавали таких заявок вовсе.

В завершение сессии большая группа депутатов представила на рассмотрение коллег депутатский запрос насчет планов на объединение трех медицинских учреждений в Ангарске. Депутат Сергей Бренюк зачитал текст заявления, акцентированно обратившись при этом не только к присутствовавшим на сессии депутатам и представителям правительства, но и ко всем жителям области, которые могут посмотреть трансляцию сессии в режиме онлайн или в записи. По мнению авторов запроса, в Ангарске происходит несвоевременная (в период повышенной готовности из-за коронавируса) и плохо подготовленная реорганизация системы здравоохранения.

На заседании комитета по здравоохранению заместитель министра здравоохранения Анна Данилова сообщила депутатам, что по итогам реорганизации в новом медицинском учреждении будут созданы такие условия, чтобы 235 тысяч жителей Ангарского городского округа (из которых 12,2 тысячи проживают в сельской местности, 103 тысячи женщины и более 50 тысяч дети) получали помощь в одном месте, а не ходили с направлениями из здания в здание.

Депутатов от Ангарска такой ответ, откровенно говоря, не устроил. Депутаты опирались не столько на какие-то смутные ощущения, сколько на опыт реорганизации больниц в Черемхове, Усолье и пары областных учреждений. Авторы запроса попросили рассказать подробно об итогах этих реорганизаций, о планах на использование действующих ангарских больниц, о маршрутизации пациентов и многом другом, включая анализ жалоб ангарчан на медицинские услуги и обеспеченность медицинским персоналом. Стоит сказать, что против реорганизации выступил и медицинский профсоюз, созданный в ангарских медучреждениях. За принятие депутатского запроса проголосовали 26 из 32 депутатов, оставшихся в зале до конца заседания.

Борис Самойлов, «Байкальские вести».

Фото Татьяны Глюк, «Байкальские вести».

На фото: В том же месте, в тот же час: сессия начинает работу;

«Что-то воздуха мне мало». Представитель губернатора
в Законодательном собрании Роман Буянов;

Выступает заместитель областного министра спорта Павел Богатырев

 

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии