Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Руслан Болотов: Каждое решение – это баланс интересов

13 декабря, 2021

9 декабря мэр Иркутска провел большую пресс-конференцию, чтобы подвести итоги работы администрации областного центра в 2021 году. Несмотря на многочисленные проблемы, связанные в первую очередь с подтоплением городских территорий, есть и очевидные большие достижения – бюджет города на 2022 год превысил 27 млрд рублей, завершен ремонт первой очереди моста через Иркут, идет активное строительство социальных объектов. 

1б.jpg

На главном направлении

– Ключевое направление работы – изменение социальной инфраструктуры города. В Иркутске имеются проблемы, в первую очередь образовательных учреждений. Год назад в этой сфере был построен один объект, сейчас строится пять, а 14 находятся в стадии проектирования и подготовки к строительству. Для нас это принципиально, потому что это будущее города.

Мы постоянно наращиваем участие в областных и федеральных программах. Каждое уточнение областного бюджета приносит новые плоды. Я благодарен губернатору, председателю правительства области, председателю Законодательного собрания за поддержку, которую они оказывают Иркутску. Наша задача – чтобы все иркутяне жили лучше. Дополнительные бюджетные средства пойдут на строительство дорог, реконструкцию социальных объектов, 400 млн рублей – на оплату труда работников школ и детских садов. Без этого трудно будет обеспечить кадровый потенциал бюджетной сферы.

В 2021 году мы продолжали сотрудничество с крупнейшими компаниями, которые выделили городу более 100 млн рублей. Важная задача: при привлечении средств обеспечить их грамотное использование. Скоро Новый год, мы ждем чудес, и чудеса все-таки бывают. Будем надеяться, что в новогодние праздники у нас будет чудо, а все остальные дни – это большая, кропотливая работа для обеспечения этого чуда.

Губернатор сообщил буквально вчера, что Иркутск получит средства еще на один детский сад. Мы сейчас строим один садик в Лесном, в следующем году начнем еще семь.

О стратегии области и расширении границ города

– Безусловно, в Стратегии развития области Иркутск занимает одно из приоритетных мест – это базовый образовательный, медицинский, промышленный кластер. Не учитывать в Стратегии развитие Иркутска невозможно. Особое внимание нужно обращать на туристическо-логистический центр. Он был и будет, наша задача сделать его современным. Мы не только транзитный узел для Байкала, мы сами по себе привлекательны. Но мы не всегда преуспеваем в реализации потенциальных преимуществ.

Иркутск – ядро агломерации. Как мы ни спорим, начиная с 2004 года идея агломерации развивается. Есть направления, которые обеспечивают это развитие. Как пример – переброска тепловой нагрузки из Ангарска в Иркутск. Это способствует развитию города в направлении Ангарска.

Что касается образовательного комплекса, то речь, в частности, идет о строительстве кампуса. Туризм может быть образовательный, медицинский. Для образовательного и нужен кампус, это обеспечит в будущем победу в борьбе за людские ресурсы. Что касается предпосылок, то у нас создаются кванториумы, руководство вузов многое делает для привлечения федеральных средств.

Конечно, необходимо создавать транспортный каркас для обхода Иркутска. Мы сегодня видим ошибки, когда стратегии разрабатывали без участия депутатов. Поэтому сегодня они входят в состав рабочих групп. Стратегия – это серьезное изменение инженерной инфраструктуры: тепловой луч вдоль улицы Баррикад изменит предместье Рабочее так, что вы его не узнаете. Когда мы закроем все котельные, там будет построено множество социальных объектов и жилья. Очень важно, чтобы система теплоснабжения была замкнута в кольцо и была надежной.

Не менее значимо благоустройство городских территорий, строительство дорог, создание комфортной среды для предпринимателей. Иначе инвестиции в город не придут. Нам есть что показать, чтобы Стратегия развития стала базой для скорректированного генплана, правил землепользования и застройки.

Иркутск, в отличие от многих муниципалитетов, активно растет. С одной стороны, у нас много территории – проект на улице Баррикад, например, это до 1 млн квадратных метров жилья. С другой стороны, мы уже обсуждали, что строительство теплового луча из Ангарска – это не только закрытие котельных в Ново-Ленино, но и переброска теплотрассы по вантовому мосту на правый берег. Но важно учесть мнение населения и понимать, для чего мы это делаем: чтобы жилья было больше, чтобы исполнять проекты социальной и промышленной модернизации. Уже в следующем году один из проектов по границам города будет вынесен на публичные площадки.

О сетях и дорогах

– «Безопасные качественные дороги» – это важнейший федеральный проект, который инициировал президент Владимир Путин. В последние два года Иркутск набрал отличный темп, ежегодно мы ремонтируем более 20 километров дорог. 2022 год не станет исключением. В работе будет 14 участков, в том числе два капитальных ремонта и две реконструкции. Объекты выбирали с учетом мнения горожан, депутатов и специалистов дорожной отрасли. Внимание, как всегда, будет уделено всем районам города.

Еще одна важная составляющая ремонта дорог – работа с недобросовестными подрядчиками. Сегодня этот процесс стал выглядеть системно и приносить результат. В этом году в рамках гарантийных обязательств комиссией было обследовано 86 участков дорог, отремонтированных в 2018–2020 годах. Всего было выявлено 605 замечаний. Подрядчики устранили более 500 из них. Продолжаем работу в отношении подрядных организаций, которые до сих пор не устранили нарушения. Общая сумма предписаний и пени составила более 14 млн рублей. Гарантийный срок четыре года действует на все дороги, восстановленные по программе БКД с 2018 года. После устранения замечаний гарантия на отремонтированный участок вновь продляется на четыре года.

Наша задача – увеличить межремонтные сроки. Прогресс в этом направлении есть. Мы привлекаем специалистов ИрНИТУ, независимые от подрядчиков структуры, и без гарантий ни одна дорога приниматься не будет. Например, 10 декабря Стройнадзор начинает приемку работ на улице Баумана.

На сайте администрации города Иркутска admirk.ru созданы три интерактивные карты. Первая показывает ситуацию с ремонтом дорог. Зеленым цветом обозначены дороги, отремонтированные в 2021 году, синим – которые будут отремонтированы в 2022 году. Каждый объект показан на двух фотографиях «было – стало». Вторая карта посвящена благоустройству города. На ней обозначены объекты, обустроенные или планируемые к работе по программе «Формирование комфортной городской среды». Это скверы, парки, общественные пространства. Зеленым цветом – 2021 год с фотографией, как преобразилась территория. Синим – планы на 2022 год с визуализированным проектом. С помощью третьей интерактивной карты можно посмотреть, как работает спецтехника по уборке города.

Более всего нас в этом году ругали за путепровод на улице Джамбула, но мы взялись за этот проект еще в 2013 году и первую очередь закончили раньше срока. Меня в этом году порадовало, как мы поменяли подход к содержанию сетей освещения: заменили 16 км. Изменились и безопасность, и ощущение пространства, скажем, в районе аэропорта. Появились выделенные линии для общественного транспорта. Стало намного комфортнее, хотя со стороны это выглядит как просто ремонт дороги.

Каждый округ получил средства для благоустройства. Приятнее всего подарок, который хочется получить, поэтому во всех округах мы строим детские площадки, иногда с участием компаний-спонсоров. Работаем над перекладкой коммуникаций, над проектом «альтернативной котельной». У нас очень большой износ сетей, к тому же год был крайне сложным: высокий уровень грунтовых вод с прошлого года составляет большую проблему для Иркутска. Но мы справились. Для меня, как человека с инженерным образованием, в первую очередь важна модернизация инженерных сетей. Следующим этапом за улицей Трактовой будет большой проект, который коснется всего города.

Что касается 2021 года, то у нас было запланировано 22 участка, но смогли мы сделать не все. Верхнюю Набережную из-за обводнения даже не пытались. Приступим в следующем году, используя новые технологии.

О статусе областного центра

– Когда я пришел на должность мэра из правительства области, моей принципиальной позицией было наращивание участия в областных и федеральных программах. Все принятые решения по работе с бизнесом были непростыми, но они были реализованы. Так, прогноз выпадающих доходов в бюджете Иркутска составлял 2 млрд рублей, а вышло всего 75 млн. Да, межбюджетные отношения нуждаются в корректировке, там есть чем заниматься. Мы увеличили собственные доходы по итогу года на миллиарды рублей. А по каким конкретно направлениям – это уже другая история. Есть разные механизмы: если бы изменились отчисления налогов по закону о статусе областного центра, Иркутск получил бы 1 млрд рублей, а фактически мы только субсидиями из областного бюджета получили 2 млрд рублей.

Много программ развития и малого, и крупного бизнеса, а наша задача – консолидировать их все. Собственные доходы Иркутска в 2021 году составили 12 млрд рублей, на миллиард больше, чем в 2020 году. И у нас есть возможность увеличить в 2022 году этот показатель. Да, неналоговые доходы городского бюджета сокращаются – я не сторонник того, чтобы город расставался с муниципальным имуществом. Поэтому растут прежде всего налоговые поступления, и у нас есть 25 проектов с большими вложениями – например, от компании En+. Мне нравится их подход: есть аварийный объект – ремонтируем, нельзя восстановить – строим новый, все задачи решаются в едином комплексном подходе.  

Любое бюджетное решение – это баланс интересов. Как я уже сказал, для Иркутска есть решения лучше, чем закон о статусе областного центра. Так, бюджетные поступления по возможностям регионального бюджета – это вопрос баланса и компромисса.

О расселении из ветхого жилья

– Возводя в Сибири промышленные объекты, мы не всегда успевали со строительством объектов социальных. Особенно там, где создавались рабочие поселки. Теперь во многих городах Сибири есть ветхое и аварийное жилье. Наша история сегодня строится на программе расселения такого жилья, принятой на уровне правительства РФ совместно с Фондом реформирования ЖКХ. В эту программу включены все объекты, которые попали в реестр ветхих и аварийных до 2017 года. До 1 сентября 2025 года в Иркутске необходимо расселить 8243 человека из 2998 жилых помещений общей площадью более 127 тыс. квадратных метров. В этом году мы расселили 879 человек из 13 тыс. квадратных метров, заключены муниципальные контракты на расселение 175 квартир. Мы не только покупаем жилье для тех, кого расселяем, на рынке, но и силами АО «Управление капитального строительства города Иркутска» (УКС) построено три блок-секции.

В прошлом году мы проавансировали УКС по 61 тыс. рублей за квадратный метр. Людей переселяем в жилье, площадь которого иногда на 25 процентов больше, чем у них было. Нам нужны не просто квадратные метры, нам нужны комфортные условия для горожан, иначе люди туда не поедут. Эта программа началась в 2008 году и никогда не была простой – там были проблемы и с ростом цен, и с провалами финансирования, но люди должны быть переселены. Это не вопрос денег, это вопрос планирования и исполнения. Даже если рынок будет несбалансирован, если подрядчики не будут строить – люди должны быть переселены. И мы будем постоянно показывать, что мы делаем.

Из-за обводнения многие вопросы стали решаться сложнее и дороже. Даже УКС при строительстве одного социального объекта столкнулся с этой проблемой. Приходится пересматривать технические решения, усиливать армирование – это серьезно удорожает любое строительство. Мы приняли решение о строительстве гидротехнических защитных сооружений, потому что это все равно дешевле, чем расселять людей из прибрежных районов. В свое время федеральное правительство дало Иркутской области на строительство после наводнения 28 млрд рублей, нам нужно меньше. 

О 130-м квартале и стадионе «Пионер»

– У меня есть непреодолимое желание закончить формирование 130-го квартала. И тревожит отношение управляющей компании, которая фактически не работает. Товарищество собственников-предпринимателей там надо фактически создавать заново. До конца декабря новое соглашение с бизнесом будет подписано.

Но идея 130-го квартала состояла в том, чтобы приводили в порядок и территорию вокруг. Открыли, например, статую бабра – хороший памятник, но сейчас он фактически разрушен. Не случайно губернатор на уровне региона дал поручение инвентаризировать все объекты, которые стоят на учете как исторические памятники. Я попросил губернатора, как в свое время сделал Дмитрий Мезенцев, возглавить проект «Иркутские кварталы». Государство возьмет на себя инфраструктуру, а бизнес подключится.

130-й квартал появился только после того, как был обеспечен инженерный коридор, и сейчас власть, бизнес и муниципалитет должны взяться общими усилиями и работать вместе. Шишек набьем – будь здоров. 130-й квартал начинался с жесточайшей критики, но сейчас многие говорят, что это лучший проект в России. Так вот, площадь 130-го квартала – 5,7 гектара, «Иркутских кварталов» – 80. Центр Иркутска должен быть красивым, комфортным и удобным для всех.

По использованию территории бывшего стадиона «Пионер» на пересечении улиц Седова и 4-й Советской. Администрация города совместно с правительством региона, депутатами думы и местными жителями прорабатывает компромиссное решение вопроса.

По итогам голосования, проведенного среди жителей города, предпочтение было отдано спортивной площадке. Для этого участок, который находится в собственности АО «УКС города Иркутска» с 2017 года, с кадастровой стоимостью более 100 млн рублей, необходимо передать городу. Безвозмездно отдать территорию УКС не может, так как площадка обеспечивает уставной капитал предприятия.  Кроме того, это может быть расценено как намеренное доведение предприятия до банкротства. Что влечет уголовную ответственность. Предприятие, которое является одним из крупных застройщиков жилья и социальных объектов в Иркутске, несколько лет находилось в сложной финансовой ситуации. Сегодня новое руководство УКС работает над тем, чтобы выйти на прибыль.

Совместно с губернатором, правительством Иркутской области  рассматриваем еще один вариант – замена этого участка на другой, равноценный по площади. Важно не допустить ухудшения финансового положения «Управления капитального строительства» и выполнить пожелания горожан, которые хотят восстановить спортивный объект на прежнем месте. Наша основная задача – найти компромисс. При этом мы будем действовать строго в рамках закона и в интересах иркутян. Когда строили, скажем, Академический мост, проблем было еще больше, но все решили. Да, не быстро, но решили.     

О QR-кодах и общественном транспорте

– Это сложный вопрос. Мы многое делаем, чтобы сохранить здоровье горожан. Даст ли этот закон эффект? Пока непонятно. Мы представили в Законодательное собрание заключение, что это нужно обсуждать.

Вопрос о транспорте укладывается в нашу политику повышения комфортности жизни. Без наличия выделенных полос даже обновление подвижного состава ничего не изменит. Центр Иркутска рассчитан на 50 тысяч человек, а через него проходит миллионная маятниковая миграция. Каждый день на улицы Иркутска выходят 2800 единиц общественного транспорта. Есть задача увеличения вместимости, приобретения низкопольного транспорта, а в итоге мы должны прийти к 1800 единицам транспорта в день на линиях. Сейчас водители борются за пассажиров – поэтому «гоняют» по дорогам, а мы планируем перейти к оплате за километраж. Муниципалитет будет платить за работу по расписанию и километры пройденного пути. Тогда не будет такого, что в Ново-Ленино вечером не уедешь.

Этот комплекс (перехватывающая парковка, выделенная линия) мы начнем внедрять со следующего года. Я понимаю, что будет шквал критики, но делать будем, создавая для начала предпосылки. Будем создавать перехватывающие парковки и переводить многих на общественный транспорт. А в следующем году начнем с обновления подвижного состава. Есть программа на уровне федерации – как для автобусов, так и для электротранспорта. Постараемся участвовать в обеих.  

Город у реки

– 2022 год в Иркутске объявлен годом Ангары. Река исторически неразрывно связана с нашим городом. Это огромный, до конца не использованный потенциал. Наша задача – обратить внимание на решение задач по комплексной реновации набережных Ангары. Вовлечь все прибрежные зоны города в его социально-экономическое, туристическое и культурное развитие.

Сейчас разрабатывается туристский проект «Иркутск – город на Ангаре, дочери Байкала». Ведется работа над созданием единой набережной от плотины ГЭС до Ушаковки. Год Ангары привлечет внимание ко многим развивающимся территориям и точкам притяжения, таким как плотина ГЭС, Академический и Глазковский мосты, улицы Верхняя, Нижняя и Цесовская набережная, острова Мокрый, Юность, Конный, смотровая площадка «Глазково», Знаменский монастырь, Боковская Протока, Жилкино, и многим другим.

О праздновании Нового года для жителей и гостей

– В Новый год будет шесть салютов. В 00.30 1 января праздничные залпы запустят с шести точек: на улицах Ленина, Шевцова, Маршала Конева, возле Байкальского кольца со стороны плотины ГЭС, в переулке Академика Окладникова, а также в парке «Комсомольский». Декабрь выдался теплый, поэтому туристам предложим 130-й квартал, елку в сквере Кирова откроем пораньше. Большой горки в сквере Кирова, видимо, не будет из-за пандемии. Средства, которые были сэкономлены из-за отсутствия массовых мероприятий, направим на иллюминацию. Рассредоточим ее по всем депутатским округам, чтобы ощущение праздника было везде. Подключаются предприниматели, будет интересная композиция около здания цирка. На острове Конном будут и ледовые объекты, и катки. 31 декабря покажем очень интересный фильм про Иркутск и иркутян.

Записал Борис Самойлов, «Байкальские вести».

Фото Алексея Кушниренко, «Байкальские вести»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии