Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

С думой о патриотизме

24 января, 2022

Депутаты Законодательного собрания Иркутской области ведут активную подготовку к первой в 2022 году сессии, которая состоится 26 января.

Как правильно любить Родину

Председатель Молодежного парламента при Законодательном собрании Иван Комельков представил депутатам проект закона «О патриотическом воспитании граждан в Иркутской области». Председатель комитета Ирина Синцова напомнила коллегам, что закон о патриотическом воспитании стал одним из первых законопроектов МП, но он не был принят, и в 2021 году было принято решение актуализировать и доработать этот документ.

– Считаю, что тема очень актуальная, и особенно сейчас она требует законодательного подтверждения, – сказала Ирина Синцова, напомнив, что в работе над законом участвовали  Патриотический совет и Общественную палату Иркутской области.

Иван Комельков начал свой доклад с напоминания: закон уже рассматривался на 14-й сессии ЗС в 2018 году после широкого обсуждения с «субъектами патриотического воспитания». И на начальной стадии работы над законом, и спустя четыре года после ее начала перед разработчиками закона стоят одни и те же проблемы – нет координации патриотической воспитательной работы на региональном уровне, нет научной и информационно-аналитической работы, не ведется работа по методическому обеспечению. Самое любопытное в этой части его речи сводилось к тому, что, несмотря на многочисленные мероприятия и как бы очень активную деятельность многочисленных организаций, никто и никогда не проводил подробный качественный мониторинг результатов патриотического воспитания. То есть работа вроде бы ведется, но не является ли она толчением воды в ступе – никто не знает. Более того, в области нет никакой системы подготовки кадров по этому направлению, а финансирование проектов патриотического воспитания, по словам Ивана Комелькова, из года в год сокращается.

Законопроект от Молодежного парламента решает на первый взгляд все вопросы – начиная от определения ключевых терминов до полномочий государственных органов и списка мер поддержки для некоммерческих организаций. К примеру, под патриотическим воспитанием авторы закона понимают «систематическую деятельность по формированию у граждан патриотического сознания, верности своему Отечеству» и прочие полезные вещи. Однако что в таком случае «патриотическое сознание»? Видимо, это то, что появляется у граждан в итоге патриотического воспитания… Масло масляное, но что конкретно будут воспитывать? Явно не просто так понятия «патриотическое воспитание» до сих пор нет в федеральном законодательстве в развернутом виде и с конкретной расшифровкой. Пока Иван Комельков предлагает формулировку «патриотическое воспитание – готовность к исполнению конституционного долга и гражданских обязанностей», которая вызывает новые вопросы, не отвечая, по сути, на старые.

Как правильно писать законы

Первый же вопрос, заданный депутатом Антоном Романовым, показал, что Молодежный парламент сильно поторопился с внесением законопроекта – можно было поработать над ним еще лет пять.

– У вас в статье 2 сказано, что объектом патриотического воспитания являются граждане, а субъектом – органы власти. То есть вы хотите сказать, что чиновники будут воспитывать народ, который наделил их полномочиями? Вы думаете, что пишете? Народ – это источник власти! – напомнил Романов.

1т.jpg

Иван Комельков признал, что в законе есть неточности, но молодые депутаты готовы поработать над формулировками. Ирина Синцова попыталась смягчить впечатление и предложила почитать статью дальше: там есть и общественные организации, и даже граждане. А дальше уже кто как понимает: Романову кажется, что граждане в законе стоят в подчиненном положении, а Синцовой – что все субъекты равны. Пока же все выглядит так, что не служивший в армии и не работавший на производстве Комельков (который с 17 и до нынешних 32 лет учится в Ангарском педагогическом колледже и двух иркутских вузах) займет какую-нибудь условную должность «уполномоченного по патриотическому воспитанию». И с высоты своего огромного опыта и всеобъемлющих знаний будет учить любви к Родине – в том числе людей, которые старше его, опытней и видали всякое.

– Никакого патриотического воспитания не будет. В этой формулировке граждане будут послушными исполнителями чужой воли. Государство может оказывать финансовую и методическую помощь общественным организациям, – настаивал Романов.

Ирина Синцова напомнила, что, если граждан России не будет воспитывать российское государство, это будет делать другое государство, и предложила высказаться кому-то еще, но Романов еще не закончил свой разгром. Он процитировал статью законопроекта, в которой сказано об уважении к Конституции, и напомнил, что за 23 года основной документ менялся три раза, включая полную замену в 1993 году. Закон нужно исполнять – это обязанность гражданина, но что значит «уважать»? То же самое говорится о государственных символах, и у Романова возникает вопрос: как быть с тем фактом, что под триколором во время Второй мировой войны некоторые группы эмигрантов воевали в рядах вермахта фактически против нашей страны (хотя они-то думали, что воюют против сталинского режима)? Судя по эмоциям слушателей, для многих присутствующих на заседании эта информация стала сенсационной новостью. «Весь ваш закон о том, что люди – какие-то маломыслящие, не соображающие, их надо постоянно заставлять что-то делать. Такие люди не будут защищать Родину», – сказал Романов.

Уполномоченный по правам человека в Иркутской области Светлана Семенова заявила, что «для нас с вами» (в зале присутствовали только чиновники и депутаты) воспитание граждан в духе безусловного уважения к государственным символам является обязанностью. Антон Романов мог бы напомнить, что еще на памяти всех присутствующих, каких-то 35 лет назад, за шествие под триколором в Иркутске можно было получить и милицейской дубинкой по спине, и 15 суток в изоляторе по решению суда. Нет ничего неизменного, и всего через три года то же самое можно было получить за красный флаг, который буквально вчера был главным государственным символом.

– То, что вы написали, – просто шелуха. Основная цель патриотического воспитания – это сбережение народа, рост благосостояния, вовлечение в управление государством. Мы должны воспитать такую молодежь, которая после нас будет управлять государством. Всемерно развивать навыки самоорганизации – вот что нам нужно, чтобы люди умели противостоять вызовам и угрозам. Во время Великой Отечественной войны люди формировали такие структуры: никто не призывал, никто не воспитывал, ни про какие конституции не говорили – люди самоорганизовались и отстояли страну. Они понимали, за что воюют, – напомнил Романов. – Мероприятия, которые вы перечислили, никого не воспитают, потому что воспитывают институты. Их и надо создавать и подводить материальную базу.

Как принять вопреки аргументам

Антон Романов, видимо, заранее подготовился к дискуссии, потому что тут же предложил четыре таких института: краеведческий кабинет и ставку краеведа в каждой школе; музей боевой славы области (с упоминанием каждого, кто ушел на фронт); музей трудовой славы с филиалом – музеем спортивной славы; создание условий для реализации комплекса ГТО. Этот последний пункт заслуживает особого внимания. Романов напомнил, что уже в 1970–1980-е годы комплекс ГТО не пользовался популярностью, а чиновники объясняли это словами «народ обленился». Когда же Антон Романов и его ученики сравнили два комплекса (1936-го и 1970-х), стало понятно падение интереса: комплекс 1936 года включал борьбу, бокс, фехтование, стрельбу из винтовок и даже пулеметов, штыковой бой, вождение мотоцикла и автомобиля, альпинизм, парашютный спорт… Сравнивать с поздними вариантами, очевидно, смысла нет. Тот же ДОСААФ в Иркутской области, по информации Антона Романова, находится в стадии банкротства, а большинство школьников строят свои планы на будущее в виде планов на отъезд из Иркутской области.

Романов завершил свое выступление предложением переписать законопроект таким образом, чтобы не государственные чиновники навязывали гражданам какие-то представления о патриотизме, но чтобы любовь к Родине возникала в результате самой жизненной практики каждого человека. И пообещал внести поправки в том случае, если законопроект будет вынесен на рассмотрение сессии.

– Сегодня мы вас молча выслушали, но это не означает, что мы с вами согласны, – сообщила Синцова Романову.    

Омбудсмен Светлана Семенова и депутаты ЗС практически единодушно высказались в поддержку законопроекта Молодежного парламента и против точки зрения Романова. При этом только один из депутатов напомнил, что закон предстоит исполнять людям. А кому именно? В области нет системы подготовки педагогов-наставников, хотя соответствующая программа была подготовлена, но сейчас она лежит мертвым грузом. В школах, на которые наверняка ляжет основной груз воспитательной работы, не хватает учителей по многим предметам, а выделять еще одну ставку для новой должности никто не станет. Комитет принял решение: рекомендовать сессии принять законопроект Молодежного парламента в первом чтении и продолжить над ним работу во втором чтении.  

Семен Полоцкий, «Байкальские вести».

Фото Ларисы Павловой.

На фото: Антон Романов 24 года в областном
парламенте и пять лет в Госдуме 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии