Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Самый молодой и — эпохальный

12 ноября, 2013

 

Человек, работавший при четырех генсеках, первое лицо эпохи перестройки в Иркутской области, один из самых молодых в СССР первых секретарей обкома… В период его руководства (это тяжелое для страны время!) область впервые перешагнула рубеж в 2 млн квадратных метров по сдаче жилья и рубеж в 1,7 млн тонн по сбору зерновых. Ежегодно сдавали десятки образовательных учреждений. При его личном участии возведены Иркутская областная клиническая больница и музыкальный театр им. Загурского, в регионе появились филиалы МНТК «Микрохирургия глаза» и Центра Дикуля, организован Восточно-Сибирский филиал Сибирского отделения Академии медицинских наук, создан Сибэкспоцентр. А главное, он оставил преемникам регион со стабильно работающей экономикой. 15 ноября почетный гражданин Иркутской области, награжденный, в частности, орденом Трудового Красного Знамени, двумя орденами «Знак Почета», медалями «За доблестный труд» и «За развитие энергетики Приангарья», Владимир Иванович Потапов отмечает 75-летний юбилей.

 

«Вставай! Пора!»

 Когда Владимиру Ивановичу выпало в конце 80-х взять на себя ответственность за будущее Иркутской области, социальное напряжение в стране уже выплеснулось на улицы и звучало тысячами голосов. Выходя к людям, проводя многочасовые личные приемы, принимая сложные решения, он не боялся. И не действовал «в обязаловку» — раз уж назначили главным. Когда в детские годы в пять утра отец будил его на покос, чтоб идти в холодное от росы поле, он, тогда еще мальчишка из крохотного забайкальского села, испытывал в чем-то схожие чувства: никто за тебя косу брать не обязан, можешь, а потому надо идти и работать. Работать вместе со всеми — только так уж выходило в жизни, что при этом всегда впереди. Владимир Иванович хоть и не ставил никогда целью руководить, но способность сплачивать и вести людей за собой с юности с головой выдавала ярко выраженного лидера. Еще по пути в армию (служить нашему герою определили под Красноярском) этот талант в крепком парне цепким взглядом разглядел сопровождавший новобранцев начальник химической подготовки части Лихачев и назначил нашего героя старшим в вагоне, предварительно разбив перед строем найденные у особо запасливых горячительные «припасы».

Не ошибся в кандидатуре майор — позже, после школы младшего командного состава, отделение Владимира Потапова сдало экзамены курса молодого бойца на отлично. Да и сам новоиспеченный командир чуть раньше свою блестящую аттестацию завершил тем, что на ночных стрельбах всадил всю обойму в движущуюся мишень (зря, что ли, в детстве всю большую семью мясом на охоте обеспечивал). Вскоре Потапова избрали секретарем комитета комсомола батальона. И общественную нагрузку к службе парень отлично «вывез».

«Восточка» как послание судьбы

Но возраст есть возраст, и самой радостной наградой был отпуск домой. По дороге назад, в часть, во время стоянки поезда в Иркутске, Владимир купил свежую «Восточно-Сибирскую правду» — помнит, как сейчас, № 147 от 23 июня 1960 года. В рубрике «Куда пойти учиться» объявлялся набор в Иркутский политехнический институт. В рабочем поселке Хилок, где Потапов заканчивал школу, самым ярким воспоминанием для него стала работа геолого-разведочной партии. Выбор специальности «Металлургия цветных металлов» был, конечно, во многом импульсивным — но, как показала жизнь, безошибочным…

Образование Владимира Потапова никогда не было оторванным от жизни. Во время учебы в институте он год работал на золотоизвлекательной фабрике, где был старостой группы, — преподаватели приезжали принимать зачеты и экзамены прямо на производство. Вспоминается детская радость взрослых мужчин после сообщения Левитана о первом человеке в космосе — что уж говорить о студентах, которые прыгали по душевой и брызгались водой как дети! В годы учебы довелось работать и грузчиком, и на лесосплаве. Будучи секретарем факультетского комитета комсомола, «попал в орбиту влияния» настоящих величин в мире науки, в том числе ректора института Анатолия Игошина.

Справился с руководством комсомольской организации крупного факультета — и был избран заместителем секретаря комитета комсомола института. Кстати, хоть никаких прибавок к стипендии или льгот эти должности не сулили, личную выгоду тут Владимир получил — и до сих пор благодарен за это судьбе. Ведь, «воспользовавшись служебным положением», решился-таки подойти к давно запавшей в сердце девушке Валентине под предлогом нужд художественной самодеятельности… Сразу после защиты дипломов они не мешкая отправились в ЗАГС.

 

Та заводская проходная…

Преддипломную практику Владимир Потапов проходил на Иркутском алюминиевом заводе. Газетные публикации об этом «первенце восточно-сибирской металлургии» и «кузнице крылатого металла» не противоречили впечатлениям новоиспеченного металлурга, и долго размышлять над выбором места работы не пришлось. Начал рядовым электролизником — обслуживал электролизер, выложенный огнеупорным кирпичом металлический кожух, в котором и выплавляется алюминий. Впрочем, требующая концентрации работа в жаре и с тяжестями его не смутила — легких обязанностей в жизни никогда и не было. Наоборот, когда поступило предложение стать мастером смены, за такую возможность безоглядно хвататься не стал: «Пока не освою основные рабочие профессии, на руководящую должность не пойду». Владимир последовательно осваивал навыки электролизника, анодчика, крановщика и карщика, прежде чем ответить утвердительно на вопрос «Созрел?». Через полгода последовало назначение исполняющим обязанности руководителя заводского корпуса.

А вот в ответ на предложение перейти на работу по партийной линии — возглавить партийную организацию электролизного цеха — молодой руководитель заартачился. Уходить с хозяйственной работы душа не лежала. Дело дошло до вмешательства второго секретаря обкома, курировавшего промышленность области: Павел Кацуба, опытный человек, тогда приказывать не стал, просто объяснил, как нужны партии молодые перспективные кадры… А вскоре Владимир Потапов возглавил и партком завода. Но и здесь от производства не отдалился. Ежедневно шел к директору с проблемами: там спецодежды рабочим не дают, здесь инструмента не хватает, где-то жердей нет. Директор, бывало, насупится от такой настойчивости главы парткома, которому и лет-то всего ничего, но к концу рабочего дня (часам к одиннадцати вечера), глядишь, отойдет, и предложения принимаются…

 

Душа — субстанция тонкая

В праздничной толпе, собиравшейся на главные советские даты, никто не удивлялся первым лицам города. Работники завода на общественных началах строили многие объекты и о границах своих обязанностей не рассуждали: так в Шелехове появились пионерлагерь «Металлург» и одноименный профилакторий, построили и пансионат в Ниловой пустыни.

Об этой шелеховской «семейности» Владимир Иванович скучал, переехав в 1973 году в Иркутск. А «виной» тому — очередное повышение по партийной линии. Приглашение на беседу в Иркутский областной комитет КПСС было не сказать уж совсем неожиданным — понятно, догадки появились раньше. Ответственной, но все равно бумажной организационно-партийной работой в обкоме пришлось заниматься недолго — Владимира Ивановича избрали первым секретарем Куйбышевского райкома партии. И это стало безусловным продвижением: первый секретарь независимо от уровня — обком это, горком или райком, — хозяин, ответственный за жизнь людей и работу экономики.

Интерес к новому делу усиливался еще и тем, что вверенный Потапову район был промышленным. На территории — гигант индустрии, ордена Трудового Красного Знамени Иркутский завод тяжелого машиностроения имени В.В.Куйбышева, возглавляемый профессионалом своего дела Евгением Мармонтовым. Да и вся команда руководителей подобралась дельная. Вместе разработали программу развития: определяющим пунктом поставили стабильную работу предприятий, затем — благоустройство, жилищное  строительство, ремонт ветхих домов, развитие школ и детсадов, поддержание общественного порядка. В частности, в тот период впервые в истории района уложили асфальт на Нижней Набережной от Маратовской развязки до Ангарского (ныне Глазковского) моста. Опыт прирастал не только успехами. Владимир Иванович раз-два в неделю обязательно обходил район, выбирая места случайно — для «эффекта внезапности». Как-то зашел в дом (а точнее сказать — сарай), где в полном одиночестве существовал фронтовик — старый и больной человек. После этого визита Потапов из рабочего кабинета накрутил райисполком: «Куда смотрите?!». Глава исполкома Ким Горбунов сразу выехал на место, недоработку признал, нашел достойное жилье — да только вышло так, что сердце новосела всех этих стремительных перемен не выдержало. С тех пор Владимир Иванович взял за правило — во всех шагах, даже со всех сторон нужных, быть бережнее к людям: душа человека — тонкая субстанция…

 

«Вас вызывают в ЦК»

Следующей ступенькой на пути к руководству Иркутской областью для Владимира Потапова стал пост второго секретаря Иркутского горкома. Это — персональная ответственность за ситуацию в индустриальной сфере, так что в зону забот опять попали экономика и промышленность. В то время они были развиты в Иркутске лучше, чем у соседей — Читы, Красноярска, Улан-Удэ… Для решения задач все работали в одной команде. Потапов в своей работе взял за пример опыт первого секретаря Иркутского горкома КПСС Леонида Шафирова и председателя горисполкома Николая Салацкого.

Владимир Потапов работал вторым секретарем горкома относительно недолго, полтора года, но успешно, что подтверждает и последовательность дальнейших событий. Они начались с телефонного звонка — первый секретарь обкома Николай Банников, под непосредственным руководством которого Потапов начинал работу в областном центре, вдруг вызвал к себе без объяснений. Позже выяснилась причина той беседы, для многих немыслимая: хоть и уходили обычно на такое повышение секретари республиканских, краевых и областных комитетов, но молодого второго секретаря горкома Потапова пригласили на работу в Центральный комитет КПСС.

 

«Крылатая» должность

…На входе в здание, откуда осуществлялось руководство огромной страной, «новобранца» из Сибири встретил обычный турникет и человек в форме, пропускавший людей внутрь просто по предъявлении паспорта. Первое впечатление внутри связано со… столовой (кстати, салаты, первое и второе особо не отличались ни от обкомовского, ни от заводского меню — разве что цены были повыше). Ожидание разрешилось только на второй день — заведующий отделом тяжелой промышленности и энергетики Иван Ястребов долго и обстоятельно расспрашивал о состоянии дел в Иркутской области и на прямой вопрос о причинах приглашения в ЦК удивился: «А разве вы не так в обкоме работаете с кадрами? Вы начали партийную карьеру с низов и представляете для нас интерес, вот и пригласили познакомиться». Во время последовавшего вскоре второго визита в Москву вердикт в отношении кандидатуры Потапова озвучил земляк, выпускник Иркутского политеха, секретарь ЦК Владимир Долгих: Владимира Потапова признали достойным работать в аппарате ЦК партии, доверив должность инструктора в отделе тяжелой промышленности и энергетики.

Никаких особенных льгот новое положение не сулило: служебную машину выделяли только по заявке, да и зарплата лишь рублей на двадцать выше, чем на предыдущем месте. Зато обязанности — нешуточные. В ведение Потапова передали всю алюминиевую промышленность СССР, а также две стратегические структуры, по важности превосходящие многие современные «нанотехнологические» ведомства. Первое — Всесоюзное объединение промышленности редких металлов «Союзредмет» — выпускало материалы вплоть до тех, что используются в космических аппаратах. Второе — производственное объединение конструкционного графита и электродов «Союзуглерод» — отвечало, в частности, за производство поликристаллического кремния (это сырье с недавних пор выпускают в Усолье-Сибирском).

Отрасль — это не только предприятия, но  и академические и научные институты… Владимир Потапов должен был объединить науку и производство, добиться финансирования проектов, проконтролировать их воплощение. И удалось многое. Так, усовершенствовали процесс производства алюминия, который в СССР отставал от многих стран. Если на момент прихода Потапова в ЦК максимальная нагрузка на самый мощный электролизер в стране составляла 180 килоампер, к переходу его на очередную должность этот показатель достиг уже 250 килоампер. Внедрять эти электролизеры начали на Таджикском алюминиевом заводе, потом — в Новокузнецке и Братске. Кстати сказать, именно Владимир Иванович подбирал и представлял на рассмотрение ЦК Таджикской ССР кандидатуру на пост директора пилотного предприятия — Бориса Громова, который впоследствии возглавил и Братский алюминиевый завод. Жаль, что многие разработанные на годы вперед планы не были воплощены — так уж распорядилась история.

Кстати, на основании собственного немалого опыта Владимир Потапов пришел к выводу — решающая роль в истории страны принадлежит именно ее руководителю. Формироваться эта позиция начала давно, когда он услышал от своего руководителя Ястребова: «Володя, пока не надо никому ничего говорить, но у нас произошла ситуация… Леонид Ильич умер. Ты еще молодой и даже не представляешь, как сильно зависит от первого лица путь, которым пойдет государство…».

 

От Брежнева до Горбачева

Нередко частую смену руководителей страны в то время представляют неким однородным и неизбежным процессом. Но у Владимира Потапова другое мнение. С Брежневым, уже полностью больным, он общался лишь однажды. Юрий Андропов уже на ознакомительном совещании захватил всех, как сейчас принято говорить, своей харизмой — и скоро работа аппарата ЦК явно подтянулась, причем вовсе не на страхе «нового 37-го года». Скорый уход Андропова в то время никто не мог предвидеть — а вот если б он задержался у власти подольше, как знать, каким был бы сегодняшний день (ох уж эта невозможность сослагательного наклонения!). Когда в актовом зале ЦК появился Константин Черненко, у многих упало сердце, большинство рядовых работников ЦК не могли скрыть в глазах жалость, непонимание и недоумение.

Приход юного по сравнению с предшественником Михаила Горбачева — тема отдельная. Именно в этот период Владимир Потапов возвратился в Иркутскую область. Постарался новый первый секретарь Иркутского обкома Василий Ситников — приехав в Москву, он сделал все, чтобы вернуть Владимира Ивановича в регион. Это перечеркнуло уже принятое решение о переводе Потапова на пост заместителя министра цветной металлургии СССР. Вернувшийся из командировки в Красноярский край Потапов весть о возвращении воспринял неоднозначно. С одной стороны, он любил Иркутскую область, а с другой — с очень уж высоким постом приходилось расставаться, так и не заняв, — а ведь почти получил его, и совершенно заслуженно! Но — дисциплина, пришлось подчиниться.

Должность, с которой Владимир Потапов вновь начал путь в Иркутской области, — секретарь обкома по идеологии. На этой ниве тоже многое удалось — хозяйственники, руководители и сотрудники предприятий и учреждений области не подавляли зевоту на его выступлениях — наоборот, явно тянулись к оратору, задавали вопросы. Благо Василий Ситников инициативу не давил, доверял Потапову и в должности идеолога, и позже, уже в бытность Владимира Ивановича вторым секретарем Иркутского обкома. А Потапов использовал эту свободу на благо области. Например, способствовал созданию в Иркутске филиала Сибирского отделения Академии медицинских наук СССР и назначению на должность его руководителя Сергея Колесникова (против этой кандидатуры Ситников поначалу воспротивился — не его кадр)! Дело развития медицины в регионе Потапов продолжил в ранге первого секретаря обкома, руководителя Иркутской области. В частности, вместе со Святославом Федоровым воплотил идею строительства в Иркутске филиала МНТК «Микрохирургия глаза».

 

«Да мы его знаем»…

Когда Василий Ситников уходил с поста первого лица региона, представители ЦК долго работали в Иркутске, изучая кандидатуры. То, что в этом списке значится и его имя, Владимир Иванович, конечно, знал. Но судьбу не заклинал — в должности второго секретаря занимался в основном экономикой, любимым делом. Когда на стол генерального секретаря ЦК КПСС легло его дело, Потапов вылетел в Москву без особых волнений: сорвется, так и ладно, не трагедия…

…Когда в зале заседаний политбюро озвучивали биографию нового руководителя Иркутской области, послышалось негромкое: «Да мы его знаем». А потом Горбачев спросил Потапова: «Владимир Иванович, когда накормите людей?». Здесь генсек явно руководствовался предшествовавшей двухчасовой беседой с кандидатом, в которой Потапов во главу угла ставил именно благосостояние людей. Молодой назначенец на вопрос Горбачева ответил смело, если не сказать дерзко: «Иркутская область богата ресурсами, но все, что мы добываем, уходит в Москву. Дайте нам возможность распоряжаться хоть частью наших ресурсов, хоть какую-нибудь квоту, чтобы мы могли за счет нее развивать промышленность и сельское хозяйство…». Присутствовавшие замерли, гадая, в какую именно причудливую форму выльется гнев генсека. Еще бы! В таких словах можно было услышать иждивенческие или даже сепаратистские настроения! Тишину прервал председатель Совета министров Николай Рыжков: «Михаил Сергеевич! То, что говорит Потапов, — это движение к рынку, неизбежное для нашей экономики». Его поддержали еще двое — гроза миновала… Так и получилось, что Иркутскую область возглавил один из самых молодых руководителей обкома в СССР.

Основным кадровым вопросом, который встал перед Потаповым, в тот момент было назначение председателя исполнительного комитета Иркутского областного Совета народных депутатов — по сути, второго лица в регионе. Полагая одной из главных задач развитие сельского хозяйства, предложение занять этот пост он направил руководителю Усольского свинокомплекса Илье Сумарокову. Но Илья Алексеевич не захотел оставлять свое предприятие. И Владимир Иванович остановился на кандидатуре Ножикова — знал Юрия Абрамовича еще в свой «куйбышевский» период, когда тот был управляющим треста «Востокэнергомонтаж». В 1984 году через Владимира Долгих Потапов сделал многое для того, чтобы Ножиков возглавил Братскгэсстрой. И хотя в ЦК согласование кандидатуры на пост председателя облисполкома шло тяжело, Потапов добился своего (по выражению Горбачева, «проел плешь»). Работали с Ножиковым согласованно, хоть и разошлись потом в некоторых вопросах.

Наталья Антипина, «Байкальские вести».

На фото: Ноябрь 2013 года. Владимир Потапов в редакции «Байкальских вестей»;

1988 год. На совещании в обкоме партии;

1989 год. Депутаты от Иркутской области Владимир Потапов,
Валентин Распутин, Валентина Рогожина на сессии Верховного Совета СССР в Москве

 

Окончание следует.

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии