Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Сергей Левченко: Исполнительная власть региона зашла в тупик

05 мая, 2015


15.jpg

На прошлой неделе гостем «Байкальских вестей» стал депутат Государственной думы, член фракции Коммунистической партии Российской Федерации, заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике, первый секретарь Иркутского обкома КПРФ Сергей Левченко. 

Развития почти не видно

— Сергей Георгиевич, как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию в стране, и в частности, в Иркутской области?

— Думаю, все прекрасно понимают, что время, в котором мы живем, крайне неопределенное и непредсказуемое. Как с точки зрения ситуации в нашем многострадальном регионе, так и в России в целом. Полагаю, что никто из нас с достаточной уверенностью не сможет сказать, в какой социально-экономической, политической и какой угодно ситуации мы будем жить через год. Происходит слишком много знаковых событий. При этом представители  разных уровней власти говорят: мы здесь ни при чем. То американцы виноваты, то коммунисты, которые 20 лет назад оставили страну не настолько богатую, чтобы можно было еще продолжать жить, то оппозиционные силы, и так далее.

— Не всем жителям области просто разобраться в том, какова основная тенденция  развития нашего региона. С одной стороны, мы видим позитивные вещи — строятся детсады, недавно губернатор был на открытии бассейна… С другой стороны, очевидны тревожные факты в части экономической отчетности, в социальной сфере, коррупция и так далее.

— Я начну с некоторого ощущения от оценки ситуации в России. На недавней прямой линии президент дал понять: все в порядке. Мечта Обамы о том, что в результате введения санкций экономика России будет «разорвана в клочья», не сбылась. Нам предложили радоваться тому, что падение экономики невелико и через год, возможно, мы  выйдем на досанкционный уровень.

Нечто подобное происходит  и в Иркутской области, когда все уровни власти радуются детсаду или бассейну в Тулуне. Я человек другой закалки. Руководил районом Ангарска, затем и самим Ангарском, привык радоваться другим масштабам. Мы в городе сдавали в два года три школы, ежегодно — по детсаду. Достаточно много и других объектов, производственных и инфраструктурных.  Откровенно скажу: не везде как руководитель города успевал ленточки перерезать. А сейчас нам всем предлагают радоваться тому, что губернатор лично выезжает за 400 км открывать бассейн. Это другой подход, другой масштаб, другое основание для радости.

Я не думаю, что мы должны сегодня выдавать отдельные пуски объектов за общее развитие Иркутской области. Его нет.

Президент сказал, что в 2014 году в России введено самое большое количество жилья за все последние годы. Но наш регион в прошлом году провалился по вводу жилья на 26 процентов в сравнении с 2013 годом. А он, в свою очередь, был провален в сравнении с 2012-м. Уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин в своем отчете отметил: чтобы переселить всех жителей аварийных домов, при нынешних темпах строительства нужно 140 лет. Так чему тут радоваться?

Более того, от некоторых представителей исполнительной власти я слышал, кто же виноват в том, что после развала СССР уже в течение четверти века мы не можем расселить людей из ветхого жилья. Оказывается, виноват сам Советский Союз, что строил БАМ и вводил много временного жилья, которое мы теперь не можем расселить.

Сегодня в Иркутской области строится жилья почти вполовину меньше, чем в 1990 году. Эти цифры, на мой взгляд, достаточно хорошо показывают, что происходит в регионе.

Если мы говорим о том, что у нас территория опережающего развития, но при этом отмечается падение практически по всем показателям, кроме как обманом я это назвать не могу. Поэтому радоваться, к сожалению, нечему. Я был бы рад, если область хотя бы приблизились к цифрам 1990 года в сельском хозяйстве, промышленности, строительстве.

Логика власти — сохранить себя

— На этом фоне мы видим постоянные шатания с выборами. Отменены прямые выборы мэра Иркутска, хотя в других городах такая практика уже показала свои недостатки. Постоянно обсуждаются досрочные выборы губернатора, которые якобы вот-вот будут объявлены… 

— Логика происходящего проста и касается разных способов формирования власти. Она подвержена тому, чтобы делать законодательство либо способы формирования приемлемыми для самосохранения режима и неприемлемыми для тех, кто может стать альтернативой. В эту логику укладывается все. Постоянные варианты: то выборы, то не выборы, изменения избирательного законодательства, голосование то по спискам, то по одномандатной системе, то с досрочным голосованием, то без него.

С досрочным голосованием мы уже нахлебались, когда ни с того ни с сего в городе до выборов приходили голосовать 25 процентов избирателей. Понятно, что они пришли не по собственной воле. И когда в народе назрел протест против такой ситуации, досрочное голосование отменили. Потом все успокоилось, и оно вернулось. В итоге ближайший пример: в первый день, когда открылось досрочное голосование, в Ангарске пришли голосовать 600 человек, которые вдруг решили, что именно 26 апреля их не будет в городе. Причем мы имели возможность наблюдать, как этих людей приводили, привозили, в Интернете есть расценки за голосование.

Все такие способы «самовоспроизводства» давно опробованы. Мы прекрасно понимаем: дело идет к тому, что к сегодняшней исполнительной власти региона доверия все меньше. Это не Кемеровская область, где Амана Тулеева изберут хоть досрочно, хоть не досрочно. В Иркутской области, если выборы будут через год-другой, про результат бабушка надвое сказала, а сейчас ситуация достаточно неопределенная с точки зрения избирателя. Кроме того, важно как можно позже объявить о досрочных выборах, чтобы остальные кандидаты не успели сорганизоваться.

Что касается отмены прямых выборов в самом крупном городе региона Иркутске, то мы прекрасно знаем: у областной власти не было кандидата, который мог бы соревноваться с Виктором Кондрашовым при всех его недостатках. Поэтому нашли способ отменить прямые выборы. Все это укладывается в ту самую логику, о которой я говорил выше.

— Выборные кампании в Иркутской области постоянно сопровождаются скандалами со снятием кандидатов от  КПРФ.  Такая ситуация сейчас сложилась в Ангарске с Вячеславом и Денисом Иванцами. В прошлом году секретом Полишинеля были махинации на выборах  в думу Иркутска на округе кандидата Дмитрия Дмитриева.

— Причина этих действий укладывается в ту же самую логику формирования нынешней власти, о которой мы уже говорили. Если не удаются манипуляции с избирательным законодательством, если нам удается пресекать разного рода нарушения в день выборов или перед выборами, если не удаются фальсификации при подсчете голосов, как это было в прошлом году на выборах в городскую думу, приходится искать другие варианты. 

Областной суд принял решение о снятии Дениса и Вячеслава Иванцов с выборов, несмотря на то, что Ангарский городской суд принял решение об оставлении их в качестве кандидатов. Названная оппонентами причина, по моему и мнению юристов, не может служить основанием для исключения братьев из кандидатов в депутаты. Предполагая, что такое решение будет принято на областном уровне, я заранее отправил письмо председателю Центральной избирательной комиссии России Владимиру Чурову, недели три назад. Получил вчера ответ, он поддерживает нашу позицию.

Однако у тех, кто снимает кандидатов с выборов, сильнее страх того, что представительный орган будет составлен из представителей оппозиции. Социологический опрос показал, что по крайней мере на половине округов из 25 нужные кандидаты  проигрывают с треском представителям КПРФ и иных оппозиционных партий, поэтому в срочном порядке наших кандидатов стали снимать через судебную систему.

КПРФ готова к широкой коалиции

— Сергей Георгиевич, а в случае объявления в Иркутской области досрочных губернаторских выборов вы готовы принять в них участие?

— Здесь не может быть односложного ответа, и вот почему. С точки зрения закона в политических партиях существует определенный механизм выдвижения кандидатов в разные органы власти. Применительно к нашей партии схема такова: мы обязательно должны созвать областную конференцию, где в результате тайного голосования будет принято решение о кандидатуре на выборы. Поэтому слово «выдвигаться» для меня не совсем подходит, я не самовыдвиженец, принявший решение. У нас в партии все намного  демократичнее, чем в «Единой России» или вообще во власти. Люди будут голосовать тайно, и были случаи, когда в открытом режиме для голосования предлагалось несколько кандидатур.

Поэтому на вопрос могу ответить только так: я не вижу причин для отказа в том случае, если мою кандидатуру выдвинут.

— Наряду с фамилией кандидата на губернаторский пост должна прозвучать и фамилия его представителя в Совете федерации. Понятно, что по названному человеку станет понятно, всерьез ли коммунисты намерены бороться за пост главы региона или «отбывают номер»…

— Я отвечу немного издалека. Мне кажется, что администрация президента Российской Федерации достаточно хорошо владеет ситуацией в стране, в том числе в Иркутской области, поэтому им стоит задуматься, кого бы они выдвигали в качестве представителя правящей партии. Не за горами федеральные выборы, и если администрация президента при выдвижении кандидата совершит ошибку, то результат на этих выборах может ее сильно разочаровать. В регионе на федеральных выборах 2011 года результаты КПРФ были очень близки к результатам «Единой России». Если же при выборе кандидатуры в губернаторы будет сделана ставка на человека, себя дискредитировавшего,  то результат партии власти можно упасть еще сильнее.

Что касается кандидатуры в Совет федерации, то скажу откровенно — до конца этот вопрос у нас не решен. Он будет обсуждаться на конференции по выдвижению кандидата на пост губернатора. Есть шесть-семь человек, в том числе и не члены партии. Думаю, что выдвижением кандидатов мы покажем всем избирателям Иркутской области: КПРФ готова к широкой коалиции.

Об отставке Берлиной

— Недавно в Иркутской области состоялась политическая сенсация: свой пост неожиданно для всех оставила спикер Законодательного собрания Людмила Берлина.

—  Я должен назвать это кризисом в Законодательном собрании. Отставка была произведена неестественным образом, депутаты и многие присутствовавшие удивились такому шагу, не зная о планах спикера. Почему это произошло, из первых уст я не знаю, меня, как и других, Людмила Михайловна в происходящее не посвятила, хотя я с ней часто, практически каждый приезд в Иркутск, встречался и обсуждал ситуацию в регионе. 

Но раз уж так произошло, можно сделать некоторые выводы. По моему мнению, Людмила Михайловна многое сделала для того, чтобы администрация области во главе с губернатором чувствовала себя комфортно. И не всегда, на мой взгляд, это требовалось делать.

Это касается в первую очередь законопроектов, часто отклоняемых администрацией. Приведу несколько примеров. Наш законопроект по детям войны, на который не нашлось денег даже в юбилейный год. Посчитали, что на 220 тысяч человек, подпадающих под эту категорию, в случае выплаты им тысячи рублей потребуется 220 млн рублей, а эта сумма неприемлема для бюджета.

Для сравнения. В конце прошлого года Счетная палата РФ проверяла, как управляется лесной комплекс в стране, в том числе и в Иркутской области. Однозначный вывод: за последние три года бюджет нашего региона потерял 2,5 млрд рублей в связи с плохим управлением лесным комплексом. И это только одна отрасль. Как говорится, сравните цифры — 2,5 млрд ущерба и 220 млн для детей войны. «Нет сердца», как сказал  президент во время прямой линии.

Фракция КПРФ в Законодательном собрании вносила много законопроектов. Закон о капремонтах, о наказах избирателей и так далее. Однако отклонялись даже те законопроекты, которые вообще не требовали вливаний из бюджета, например, о Знамени Победы. Депутаты-коммунисты внесли предложение в юбилейный год в определенный период, связанный с 9 Мая, вывешивать в госучреждениях красное Знамя Победы. Мы даже готовы были обеспечить эти знамена. Нет — отказ!

Возвращаясь к законопроекту о детях войны. Администрация взяла наш документ, оставив из десяти пунктов три (фактически только утвердив статус людей), и сообщила, что будет предлагать его на рассмотрение ЗС под своей инициативой. Украли идею, обрезав ее на две трети.

Поэтому ощущения от ухода Людмилы Михайловны Берлиной у меня достаточно сложные. Помогать, когда правительство области требует эти законопроекты пущать, а эти не пушать, очень непросто. И я думаю, что решение об уходе было принято спикером именно в связи с этим — терпение кончилось. На мой взгляд, надо было продолжать отстаивать свои позиции, но у каждого человека свой предел.

Думаю, что с точки зрения эмоциональной есть определенная связь между внезапным резким отказом от прямых выборов мэра и уходом Людмилы Михайловны, это повлияло на ее решение. Берлина — юрист до мозга костей, который понимает, что законом нельзя постоянно поворачивать как дышлом.  Нет кандидата — давайте менять закон под то, что есть; не справляешься с ситуацией — опять поменяем; проконтролировал представительный орган администрацию, нашел недостатки, которые граничат с уголовным законодательством — давайте прижмем их, и отдельных депутатов, и руководство ЗС,  чтобы это было никому неизвестно.

Но подобное управление возможно только до определенного момента, а потом наступает перелом, кризис. Один уйдет, а другой встанет в стойку и будет сдачи давать.

КПРФ выдвинет свою кандидатуру на пост председателя Законодательного собрания, прекрасно при этом понимая, что «ЕР» всей численностью будет голосовать единогласно в рамках партийной дисциплины. Но я думаю, что в нашей фракции есть достойные кандидаты  — не то что не хуже, а с точки зрения опыта работы лучше, чем у «Единой России».

Уйти, чтобы вернуться?

— В последнее время в регионе все чаще из разных источников звучит слово «коррупция»…

— Скорее всего, здесь можно говорить не о нарастающих масштабах, а о том, что мы стали больше про это узнавать. У меня есть глубокое подозрение по коррупционной составляющей, что все моменты, по которым и я в том числе делал запросы в правоохранительные органы, начались не с прошлого года, а продолжаются последние несколько лет. Просто сейчас обнаруживаются цифры, факты, проявления, в результате чего  многие ужасаются объему коррупционных проявлений, в том числе и административного ресурса. 

У меня ощущение, что областная исполнительная власть зашла в тупик, поэтому применяются меры, находящиеся за рамками нормального управления регионом. Мы начали привыкать к тому, что ушли от практики 90-х годов. А сегодня вновь вернулись к тому, что у власти нет рамок? Но на этом долго не продержишься. Как говорил Уинстон Черчилль, можно одного человека обманывать достаточно долго, можно народ обманывать короткое время, но нельзя долгое время обманывать весь народ.

Записала Анна Верховская, «Байкальские вести».

Фото Александра Новикова, «Байкальские вести»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии