Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Два берега одной реки

15 Февраля, 2016

12 февраля в Гаване состоялась краткая, «транзитная» встреча папы римского Франциска и патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. Ее результат — а о прорыве в отношениях говорить рано — не столь важен, как сам факт проведения. Раскол между двумя ветвями христианства был официально оформлен в 1054 году, так что конфликт или, как минимум, отчуждение между католиками и православными длится уже почти тысячелетие. И вот сделан взаимный шаг навстречу — патриарх и папа встретились впервые за всю историю…

Вероучения не совпадают с политическими доктринами, а география религий — с государственными границами. Но сейчас большинство православных находится по одну сторону баррикад, а католиков — по другую. Правда, есть исключения, и немалые. Например, предстоятели Украинской православной церкви Московского патриархата, в соответствии с настроениями своей паствы, считают, что Крым и Донбасс — неотъемлемая часть Украины. Напротив, католическое население Кубы, Никарагуа и ряда других стран Латинской Америки в светской жизни десятилетиями ориентировано в большей степени на Советский Союз, а ныне Россию, чем на Запад. Не случайно Франциск и Кирилл встретились в столице Острова свободы, то есть с политической точки зрения найден компромисс: Куба — страна католическая, но антизападная (хотя многолетний конфликт с Америкой заметно смягчился).

10.jpg20.jpg

Кстати, встреча Франциска и Кирилла сама по себе противоречит тренду, преобладающей тенденции в международных отношениях — росту напряженности между Россией и Западом. Но это и хорошо: на смену конфронтации неизбежно должно прийти  потепление, а пастырям легче инициировать этот процесс, чем государственным лидерам, так много сделавшим для роста напряженности. Вот вам еще одна общность на стыке церковного и светского. И если предстоятели Римско-католической и Русской православной церквей возьмут на себя совместную миссию по возвращению народов от войны к миру, это станет знаком, что конфликт двух ветвей христианства близится к завершению.

Кто они, сотни миллионов верующих — прежде всего, католики и православные? Или все же в первую очередь и те и другие — христиане? А тут еще и множество оттенков протестантства — относительно молодого, но многолюдного течения… Можно, конечно, искать и найти множество отличий в вероучении, обрядности, этике, эстетике и т. д. К примеру (это касается публики невоцерковленной, но охочей на любые торжества), праздник № 1 у православных — это Пасха, а Рождество в неофициальном рейтинге занимает второе место. У католиков наоборот — Рождество впереди Пасхи. Каждая из культурных, духовных, исторических традиций — латинско-католическая и греко-православная — шла своей дорогой. У одних вольница средневековых городов, ограничения королевской власти, у других — ордынское иго, крепостное право, самодержавие.

При этом «темные стороны» были у обеих сторон. Крестовые походы, инквизиция у католиков, компромиссы папы Пия XIIк нацизму в годы Второй мировой войны… Но и — безвольное допущение православным духовенством и паствой (единицы несогласных — не в счет) жесточайших репрессий по отношению к РПЦ в первые десятилетия советской власти, когда большевики убивали священников и громили церкви. И постоянный, безропотный «одобрямс» действий советской и российской власти во внутренней и внешней политике — а там наряду со славными, героическими имеются сомнительные и даже позорные страницы, форменные безобразия… 

В целом Римско-католическая церковь, тоже имея консервативную основу, больше приспособлена к современным реалиям, проще в богослужении, точнее отзывается на запросы молодого поколения. Быть может, это обстоятельство и порождает обвинения в адрес Ватикана со стороны иерархов РПЦ в прозелитизме — проще говоря, в переманивании верующих на издавна православных (канонических) территориях. Как пример, часто приводят опять же Украину, причем Западную, где укрепилась подконтрольная Ватикану Греко-католическая церковь (униаты). Но и на украинском направлении актуальность католического прозелитизма снизилась, так как уже почти четверть века существуют тысячи приходов Украинской православной церкви Киевского патриархата, отколовшейся от РПЦ. Да и, как уже сказано, УПЦ Московского патриархата подчинена Кириллу скорее формально, а на практике во многом самостоятельна, включая, по существу, вопросы большой политики. Тут уж не до прозелитизма — разобраться бы православным иерархам между собой…   

Однако «светскость» церкви, ее слишком быстрое (и даже просто быстрое) реформирование несут в себе и негативный заряд. Здесь недопустима спешка и суета. Поэтому православие, политически, доктринально менее самостоятельное, чем католицизм, более лояльное ко всякой власти, служит мощным фундаментом, эффективным катализатором современного христианства. Хотя и клирики Римско-католической церкви не являются оппозиционерами или тем паче революционерами, но все держатся в отношении государственных структур, как правило, «на особицу»…

Важен и личностный аспект гаванской встречи. Оба предстоятеля —  Франциск и Кирилл — избраны пожизненно. Возможно, это пик, важнейшая веха их понтификата и патриаршего служения. «Возможно» — потому что не исключено покорение следующих высот, веками казавшихся неприступными. Речь, скажем, о визите патриарха в Ватикан, а папы римского — Россию… Но все же: Кириллу в ноябре нынешнего года исполнится 70 лет, а Франциску в декабре — 80. То есть, возможно, дальнейшие шаги сделают — или не сделают — уже их преемники. А первый тем не менее сделан сейчас…  

Даже на Солнце есть пятна. В клире и пастве каждой из Церквей немало элементов, настроенных против этой встречи и, в широком плане, против сближения православных и католиков. В РПЦ это крыло мощнее, организованнее, пользуется поддержкой некоторых (не всех!) представителей высшей государственной власти – так сказать, одной-двух башен Кремля. И дело тут опять же не в нюансах вероучения и обрядности, а в соображениях светского, политического, мирского характера (не путать с мирным). В стремлении использовать Русскую православную церковь как элемент «соборности», окруженной «врагами», среди которых и «латинские пособники супостатов».

И все же зачин к примирению сделан. Это не значит, что обе Церкви вообще объединятся в одно целое. Такое невозможно в принципе, да и не нужно. Это два берега одной реки — Реки Христианства. И как река не может существовать даже без одного из берегов, так и берега — без реки. Их представители, хочется верить, осознали, что общего у них больше, чем различий.

Юрий Пронин, «Байкальские вести»  

 

 

                                   

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии