Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

В Россию можно только верить?

12 декабря, 2016


Сто пятьдесят лет назад — в декабре 1866 года — вышел сборник стихов Федора Тютчева, где были строки, ставшие бессмертными: «Умом Россию не понять, /Аршином общим не измерить: / У ней особенная стать — / В Россию можно только верить».

Tutchev.jpg

XX век подтвердил это поэтическое предвидение. Нынешний юбилей — повод попытаться «понять Россию», осмыслить ее «особенную стать» и еще раз утвердиться в «вере в Россию». Прошлый век стал для России веком нового типа власти – тоталитаризма. Демократию Российской республики, возникшую в марте 1917 года, спустя восемь месяцев уничтожили большевики. Народ увлекли простые лозунги: «Грабь награбленное!», «Земля крестьянам!», «Фабрики рабочим!». Они соответствовали уровню общественного сознания и специфике русского ума, который, по мнению академика Ивана Павлова, координирован не столько с действительностью, с действиями, сколько со словами. А фундаментом для массовых стереотипов была крестьянская община.

В начале минувшего века Ленин утверждал: «Дайте нам партию революционеров, и мы перевернем Россию!». И перевернули, сделав особой российской статью самодержавное, ничем не ограниченное правление большевиков.

Советская историческая практика показала, что Россия сто лет назад, в 1917 году, была готова к продолжению деспотии, но уже в новой, тоталитарно-коммунистической форме. Но эта история так и не завершилась, она продолжается и сегодня. Нынешнее безразличие к свободе, тоска по советскому прошлому, идеализация коммунистических вождей (прежде всего Сталина и Брежнева) возвращают нас к словам Тютчева. «Русский народ — народ крайностей и быстрого, неожиданного перехода от одного к другому. А поэтому народ непредсказуемой истории. Вершины добра у него соседствуют с ущельями зла», — считал академик Дмитрий Лихачев. Это до сих пор неразрешимое противоречие и есть, на наш взгляд, формула Тютчева «Умом Россию не понять». Даже власть, будучи антинародной по сути, с успехом предстает народной по форме.


Вера в партию, вождей (или вождя), в светлое будущее стала в нашей стране своеобразной религией. Но вера, если она сопровождается не критическим переосмыслением действительности, а лишь одобрением и превознесением, становится дорогой в тупик.


И еще один аспект, связанный с утверждением, что «в Россию можно только верить». Вера в партию, вождей (или вождя), в светлое будущее стала в нашей стране своеобразной религией. Но вера, если она сопровождается не критическим переосмыслением действительности, а лишь одобрением и превознесением, становится дорогой в тупик. Эту специфику наиболее полно выразил Михаил Исаковский в стихотворении, посвященном Сталину: «Мы так вам верили, товарищ Сталин, как, может быть, не верили себе».

Семидесятилетний советский эксперимент оказался блужданием по кругу истории: от чего ушли, к тому и пришли. Новому российскому капитализму — четверть века, и он, выйдя из недавнего прошлого, будучи большевистским, коммунистическим по содержанию, решительно отличается от западных образцов. Ведь именно для марксизма (и в еще большей степени — ленинизма) «капитализм» — это общество. Где рабочие живут в нищете, труд их изнурителен и тягостен, зачастую очень опасен, а заработка едва хватает, чтобы не умереть с голоду. А в поднебесье — в той же, нашей, но как будто другой стране — кучка супербогатых людей. Середины, той самой «золотой середины», среднего класса, гарантирующего устойчивость, дающего гарантию от революции, почти нет. Для Западной Европы или Северной Америки (а понемногу — и для Латинской Америки, Юго-Восточной Азии) марксизм — это абсолютная химера, мираж, не имеющие отношения к действительности. А для России XXI столетия — в самый раз, точная оценка ситуации.

К сожалению, такая химера реализуется в России – современный капитализм создается по чертежам марксизма-ленинизма, который семьдесят лет внедряли в наше сознание. Злая шутка истории, которая, по словам Василия Ключевского, «учит даже тех, кто у нее не учится: она их проучивает за невежество и пренебрежение». Но даже теперь, когда наломано столько дров, еще не поздно остановиться. Но для этого только мы, соотечественники, и никто другой, можем и должны понять Россию, «ее особенную стать». И в этом наша вера.

Владимир Томилов, специально
для «Байкальских вестей»,
Юрий Пронин, «Байкальские вести»

На фото: Федор Тютчев

               

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии