Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

В красках вечности

17 января, 2017



22 декабря в Галерее сибирского искусства Иркутского областного художественного музея имени В.П. Сукачева состоялось открытие выставки художника-монументалиста и живописца Валерия Чевелёва. Экспозиция приурочена к 70-летнему юбилею автора.

— Сегодня у нас открывается совершенно замечательная экспозиция, — отметила директор музея Наталья Сысоева. — В этом зале представлены удивительные живописные полотна: портреты, натюрморты, пейзажи. Но это только одна грань творчества Валерия Чевелёва, потому что он еще и замечательный монументалист. В городе есть витражи, мозаики его работы. Здесь можно вспомнить большое монументальное панно «Мой город», созданное совместно с Евгением Ушаковым для иркутского Дома быта и которое в свое время было отмечено в каталоге «Лучшие работы года в монументальном искусстве». Он также является автором рельефа с мозаикой на здании Института земной коры СО РАН в Иркутске, трех витражей для музея гражданской авиации. Но тяга к живописи с его убедительными колористическими возможностями у Валерия Васильевича присутствует всегда.

В новой экспозиции представлено несколько ведущих жанров: портреты, пейзажи и бытовая живопись, — продолжила Наталья Сысоева. — Особое внимание привлекает серия работ, созданная в Монголии. Национальный колорит окружающего пространства преломлен сквозь призму восприятия самого художника. Камерные лирические пейзажи знакомят зрителя с заповедными уголками необъятной тайги. Такова, например, работа «В сумерках Таюры», написанная под впечатлением творческой поездки на север области на таежную реку Таюру. Пейзажи в лунном свете, таежная романтика — все это на полотнах мастера.

Приветственное слово продолжил поэт Владимир Скиф:

— Удивляешься, сколько в нашем городе прекрасных художников, и все они очень разные, у каждого свой стиль, своя манера, свой голос. У Валеры тоже есть свой стиль, который мне очень симпатичен и близок. Меня всегда удивляют художники, у которых портреты похожи на своих оригиналов, без вычурностей. Я зашел сейчас на эту выставку, посмотрел ее и многих сразу узнал: «Вот  Василий Козлов — явно, что не Пушкин. А вот портрет Пушкина — явно, что не Козлова».

Владимир Скиф прочел стихи, посвященные мастеру, первая строфа которых звучит так:

Куда ни гляну, право слово,
Повсюду вижу Чевелёва.
На выставке иль в мастерской,
Нигде не дружит он с тоской…

Действительно, творчество Валерия Васильевича Чевелёва далеко от тоски, оно ярко, жизнерадостно, наполнено тайной, за которой стоит самоирония и улыбка, и это невозможно не видеть. Это кричит с каждой его работы. Когда он пишет пейзаж, он восхищается природой и тем, что он сейчас в ее объятиях и может запечатлеть краткий ее миг, когда пишет портрет. Он восхищается моделью, когда перед ним обыкновенные предметы быта, он и в них видит очарование и наделяет их характером. Именно очарование неприукрашенной природы, ее естества составляет главное содержание живописных работ Валерия Чевелёва.

На картине «Байкальские скалы», например, обладая наблюдательным глазом живописца, он открывает для нас серебристую прозрачность теней, голубизну воздуха, богатство красочных оттенков воды и синих холмов, убегающих за горизонт. В распадке, между грядами скал, выходя прямо из воды, тянется вверх еще одна цепочка скал поменьше. Эти богатыри похожи на сказочных пушкинских героев — «и тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных…». Чистый, холодный, сине-голубой колорит картины создает ощущение движения воздуха, его свежести, прохлады, ясного утра.

4.jpg

А вот «Портрет Александра Сергеевича Пушкина». По-видимому, художник изобразил его в усадьбе Михайловское. Идет пора покосов. На дальнем плане видны уже готовые, сложенные копны, силуэты крестьян, хлопочущих возле них, а еще дальше маячат крыши домов и хозяйственных построек. Сам поэт, по видимости возвращаясь с прогулки, утомившись, решил немного отдохнуть на душистом свежескошенном сене. Воткнув в землю свою трость с деревянным набалдашником, бросив на сено плащ-крылатку, он уютно расположился в тени стожка, сосредоточенно о чем-то думая. В сторону отброшены цилиндр и сапоги, чтобы дать отдых натруженным прогулкой ногам. Левая рука поэта подложена под голову. На большом пальце слегка откинутой правой руки красуется знаменитый перстень-талисман, в силу которого Александр Сергеевич очень верил.

О чем грезит поэт? Можно только  предполагать, строить догадки… Главное, что художник сумел передать атмосферу, наполнить ее глубиной, драматургическим смыслом, сумел «ухватить»  напряженно работающую мысль, выражение глаз, раздумья поэта.

6.jpg

«Портрет дочери». На полотне молодая девушка, сидящая свободно, непринужденно, с чуть ироничной улыбкой позирующая отцу. Яркий солнечный луч, от которого частично защищает эффектная темная шляпа, падает узкой полоской на юное лицо, белая блузка оттеняет загар, а темный шарф, обвивающий шею, придает шарм. Волнистые легкие волосы цвета льна, выбивающиеся из-под шляпы, придают очарование и непосредственность тонким чертам лица. Длинные пальцы как бы символизируют увлечение музыкой. На дальнем плане, за спиной портретируемой, буйным цветом пылает куст сирени, аромат и красота бутонов которого только оттеняют молодость девушки. Музыка радости, света, гармонии мира, ошеломляющей поры юности звучит в этом полотне, вызывая душевное и эмоциональное соучастие.

Картина «Вечность. Монголия», выполненная в 2016 году, наполнена пафосом жизни, многотысячелетней историей этого степного края. Все «действующие лица» картины — бесконечное небо, на фоне которого бегущие облака и за ними восходящее солнце, синие горы, ровной грядой расстилающиеся вдали, зеленые бархатные ковры холмов, руины скал на первом плане — элементы покоя, широты и величия мироздания, его мощи, неприступности, красочности великолепия, тишины земли в этот ранний час. В одно целое связаны синие, зеленые, розовато-желтые и фиолетовые тона. Кажется, что краски непрерывно сменяют друг друга, как бывает перед зарей, отчего картина имеет движение и ритм, и только фигуры двух орлов, высматривающих добычу, наполняют атмосферу драматизмом. Художник преклоняется перед стихийной силой природы, перед ее красотой, мощью и хрупкостью одновременно.

3.jpg

Полотно «Крик чайки». Над ширью моря носится ветер — веселый, шумный, свободный. Звучание полотна приподнято-радостное, солнечное, мажорное, бодрое, звенящее. Лучи света, отбрасывающие блики на мрачные скалы, освещают их и раскрашивают желтым, отчего они начинают танцевать на набегающих волнах. Простреливая холодную воду острыми краями, над морем встают овалом две тонкие радуги. На волнах покачивается, показывая свои голые ребра, полузатонувшая рыбацкая лодка, и над всей этой морской стихией парит белоснежная чайка.

5.jpg

«Последняя весна усадьбы» погружает в мир, где высокие дома грозно и неотвратимо наступают на маленький домик, весь заросший деревьями, превышающими рост самого дома вдвое, и белой черемухой, делающей его нарядным. Голубые ставни еще пытаются приветливо улыбаться прохожим, но все понимают обреченность момента и неотвратимость гибели. Дряхлый, покосившийся забор будто ощерился старыми досками, на которые льет свой яркий свет весеннее солнце, согревая и лаская в последний раз. Темные окна «высоток» надменно взирают на маленькое «недоразумение» под красной крышей, приютившееся мирным островком возле них. Но как гармоничен этот уходящий тихий мирок с его уютом и старомодным милым благородством!

1.jpg

Рекомендую посетить эту интересную выставку. Вы окунетесь в потрясающий, гармоничный мир пейзажей и портретов художника Валерия Чевелёва, который полон любви к человеку, к природе, к мирозданию.

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото пресс-службы Иркутского
областного художественного музея

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии