Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Инвестиции: на бумаге и в жизни

07 октября, 2014

 

Мэр Черемхово Вадим Семенов подверг резкой критике работу двух министерств регионального правительства. Выступая 29 сентября на круглом столе «О проблемах и перспективах развития моногородов Иркутской области», Семенов потребовал от первого министра экономического развития Юлии Румянцевой назвать «хотя бы один инвестиционный проект, реализованный в Иркутской области». По мнению самого Семенова, таких проектов нет, даже несмотря на существование специализированной «Корпорации развития», а положение моногородов стремительно ухудшается.

Моногорода бьют тревогу

По официальным данным министерства экономического развития области, сегодня в регионе есть восемь моногородов, разделенных на три категории. К первой категории, куда отнесены города с самым тяжелым экономическим положением, относятся Байкальск и Шелехов.  Ко второй категории — города с высоким риском ухудшения ситуации: Тулун, Саянск, Черемхово и Усолье-Сибирское. В третью категорию включены моногорода со стабильным положением: Железногорск-Илимский и Усть-Илимск.

Правительство Иркутской области рекомендовало мэрам моногородов актуализировать список инвестиционных проектов и перспективных площадок для размещения новых производств. Вторым шагом должно стать обновление проектно-сметной документации, необходимой для развития городов. Третьим — максимальное упрощение процедур по предоставлению инвесторам земельных участков. Четвертым — составление «дорожной карты» по повышению инвестиционной привлекательности населенного пункта. Федеральное правительство в ближайший год планирует через структуры Внешэкономбанка направить на развитие всех моногородов страны 35 млрд рублей. Как распределятся эти средства, пока ни у кого нет никакой информации, но правительство области делает ставку на проведение круглых столов с руководителями муниципальных образований, методическую помощь мэрам по привлечению инвесторов и другие аналогичные мероприятия.

 


— Нам рекомендуют снизить административные барьеры в муниципалитетах. Вы шутите, что ли? Нет никаких барьеров, мы готовы любого инвестора принять и все предложения рассмотреть. Мне однажды сказали: чтобы найти один реальный инвестпроект, надо перерыть тысячу предложений. Я просмотрел уже 10 тысяч, мне даже строительство космодрома предлагали. Реализовать удалось два проекта! У меня уже нет эмоций, — сказал мэр Черемхово Вадим Семенов, завершая выступление. — Хочется то ли мыла с веревкой, то ли взять и написать заявление… Бьемся в стену лбом, а пробить ее невозможно.
 

На грани взрыва

— У меня подготовлен большой доклад, но я вижу, что смысла нет его читать, — начал свое выступление Вадим Семенов. — Если даже в таком городе, как Байкальск, где исчезло большое промышленное предприятие и люди не могут найти работу, ничего нельзя сделать, то что говорить о других городах.

В своем выступлении Вадим Семенов дал настолько исчерпывающий перечень проблем моногородов, что всем остальным участникам круглого стола, представлявшим органы местного самоуправления, оставалось только согласиться. В первую очередь речь идет о стремительном сокращении населения: Черемхово, например, «съежилось» со 130 тысяч до 50 тысяч человек; в Железногорске-Илимском при населении 25 тысяч ежегодная убыль (естественная и миграционная) составляет 500 человек; в Саянске большую часть населения составляют пенсионеры. Новые методики получения статистики (только с согласия руководства предприятия) оставляют местные администрации без информации и не дают проводить четкую политику по формированию бюджета. Размеры собираемых на территориях акцизов не позволяют говорить о формировании муниципальных дорожных фондов. Более того, существующая схема уплаты налогов от малых предприятий — полностью уходящих в районный или областной бюджет — не является стимулом для работы администраций городских поселений, которые абсолютно не заинтересованы в развитии малого и среднего бизнеса.

В связи с изменением конъюнктуры на топливном рынке администрация Черемхово ожидает закрытия очередной группы предприятий, включая обогатительную фабрику. По мнению мэра, трудовой коллектив и профсоюзная организация, которые уже сейчас готовят пикеты в областном центре, могут пойти и на крайние меры, вплоть до перекрытия федеральной трассы М-53. Даже после обогащения черемховский уголь уступает по качеству углю других месторождений, а правительство Иркутской области пока не рассматривает меры по поддержке собственных угольных предприятий, как это делает, например, правительство Кемеровской области. Из-за этого каждый год в течение отопительного сезона область вынуждена закупать до 500 тыс. тонн угля в других регионах, что негативно сказывается на положении дел в отрасли. Немалый урон наносят и директора-временщики, которые, по мнению Вадима Семенова, просто не представляют себе специфики работы в отрасли, потому что никогда в ней не трудились.

Мэр заявил, что уже не видит никакого смысла в работе по наведению порядка и благоустройству города, поскольку ближайшие планы крупнейших работодателей ставят крест на дальнейшем существовании Черемхово. Вслед за закрытием угольных разрезов в Черемхово перестанет работать не только обогатительная фабрика, но и ремонтные предприятия, загруженные сегодня заказами по ремонту экскаваторов и другой техники. Если перестанет существовать угольная отрасль, закроются или снизят объем работы и ориентированные на эту отрасль учебные заведения, упадут доходы населения, придет в упадок и малый бизнес.

За последние 15 лет администрации Черемхово удалось привлечь на свою территорию двух крупных инвесторов: завод по производству строительных материалов и завод по восстановлению железа. Второе предприятие, на которое местная администрация возлагала самые большие надежды, сегодня не может даже заключить долгосрочные контракты на поставку угля, потому что неизвестно, будет ли вообще существовать обогатительная фабрика.

Большой проблемой стала стоимость и сроки технологического подключения объектов к электрическим сетям: по данным Вадима Семенова, стоимость подключения солидного промышленного предприятия составляет 1 млрд рублей, а срок — до трех лет. Это, по мнению мэра, означает, что реальных инвестиций в Иркутскую область не будет. Более того, высока вероятность потерять и имеющиеся предприятия, ведь в перечне лучших предприятий области есть, например, сеть супермаркетов «Слата», но нет компании «Востсибуголь».

— Нам рекомендуют снизить административные барьеры в муниципалитетах. Вы шутите, что ли? Нет никаких барьеров, мы готовы любого инвестора принять и все предложения рассмотреть. Мне однажды сказали: чтобы найти один реальный инвестпроект, надо перерыть тысячу предложений. Я просмотрел уже 10 тысяч, мне даже строительство космодрома предлагали. Реализовать удалось два проекта! У меня уже нет эмоций, — сказал мэр, завершая выступление. — Хочется то ли мыла с веревкой, то ли взять и написать заявление… Бьемся в стену лбом, а пробить ее невозможно.

Откровенный разговор

Выступление Вадима Семенова словно открыло для представителей муниципалитетов какую-то дверь, после чего поток жалоб и печальных констатаций стал просто неудержимым. Начальник отдела социально-экономического развития Железногорска Марина Третьякова, например, заявила, что город не может ремонтировать свои дороги, поскольку на эту статью из бюджета можно выделить только 1,6 млн рублей при потребности 200 млн. Тем временем дороги превращаются в сплошную яму. Бюджет городского поселения держится исключительно за счет отчислений горно-обогатительного комбината, но если конъюнктура на мировых рынках изменится, бюджет рухнет. Отказ малых и средних предприятий от предоставления статистических сведений означает, что администрация города не владеет ситуацией в городе и не может участвовать в областных и федеральных программах по развитию моногородов. Администрация городского поселения уже на протяжении двух лет не индексирует зарплату своим работникам, что, разумеется, ведет к оттоку квалифицированных специалистов в другие отрасли.

Первый заместитель мэра Байкальска Евгения Шапира поддержала своих коллег по всем пунктам уже перечисленных проблем, но отметила, что для Байкальска условия существования еще более сложные, потому что он находится непосредственно на берегу Байкала, а это накладывает дополнительные экологические ограничения. Мэрия уверена, например, что ни один предприниматель не станет вывозить мусор за пределы центральной экологической зоны Байкала (то есть за 50 км от города), и это означает дальнейшее замусоривание ближайших к городу лесов.

В Байкальске, несмотря на перспективу скорого освобождения промышленной площадки БЦБК и наличие огромного количества свободных тепловых мощностей, нет никаких шансов привлечь промышленных инвесторов — никто не пойдет на необходимые экологические издержки, а разрешенные виды деятельности не дают высокой прибыльности. Бюджет города после закрытия БЦБК потерял более половины поступлений от налога на доходы физических лиц — эта статья сократилась с 13 млн до 6,1 млн рублей, а это означает, что нет средств даже на ремонт городских сетей, находящихся в плачевном состоянии.

Заместитель мэра Саянска  Галина Плакина присоединилась к критике работы министерства экономического развития: по наущению сменявших друг друга министров городская администрация вложила существенные для нее средства в разработку проектно-сметной документации, однако ни инвестиций, ни компенсации расходов Саянск так и не получил. Положение города несколько лучше, чем у других коллег по моно-статусу: работает и крупнейший в стране комбинат «Саянскхимпласт», и «Саянский бройлер», и Ново-Зиминская ТЭЦ. В последние годы открыт завод газобетона и предприятие по переработке леса, однако хотелось бы большего. Например, единой для всей области инвестиционной политики и возможностей встретиться с инвесторами лицом к лицу — сейчас у городской администрации нет денег для поездки на инвестфорумы, а возможности предложить себя через Интернет уже исчерпаны.

Мэр Усолья-Сибирского Любовь Лис констатировала: как промышленная площадка город умирает, спасает только то, что горожане имеют возможность уехать на работу в Ангарск и Иркутск. Полностью провалился проект «Усольский кремний», на грани закрытия многие другие предприятия. Говорить о привлекательности Усолья для инвестиций все еще можно: есть готовая площадка, есть свободные энергетические мощности, есть квалифицированные кадры для химической промышленности. Инвесторы приезжают, смотрят, администрация тратит время и деньги на их прием, но вкладывать пока никто не спешит.

Подводя итог состоявшемуся неожиданно откровенному разговору, заместитель председателя комитета по собственности и экономической политике Законодательного собрания Дмитрий Ершов заявил, что попросит у всех мэров изложить их информацию в письменном виде. Эти документы станут основой для тех вопросов, которые депутаты будут задавать правительству во время отчета о работе в 2014 году. Депутат Анатолий Дубас, занимавший пост мэра Усть-Илимска в 1990-х годах, пообещал подкрепить эту информацию впечатлениями, полученными в ходе личных поездок по всем моногородам.

Борис Самойлов, «Байкальские вести».

На фото: Проблемы Байкальска широко известны.
Но это лишь один из восьми моногородов Иркутской области…

 

P. S. Уже после выступления Вадима Семенова компания «Востсибуголь» сообщила о своем намерении сохранить и модернизировать Касьяновскую обогатительную фабрику и Черемховский угольный разрез. Похоже, резкие слова мэра возымели действие…

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии