Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Иркутск-2020: дороги и транспорт

13 января, 2011


ОАО ИркутскгипродорНИИ вносит изменения в Генеральный план города Иркутска. Они потребовались в связи с тем, что за период с 2007 по 2010 год были выполнены проекты планировок, правила землепользования застройки, местные нормативы градостроительного проектирования и другая документация.

Идеология, которая была заложена в Генплане 2007 года, сохраняется. Она, говорят архитекторы, в значительной мере совпадает с идеологией  предыдущего Генплана, разработанного в 1987 году, который по различным причинам не был утвержден. Суть этой идеологии состоит в создании сети магистральных улиц городского значения преимущественно с непрерывным движением, с минимумом светофоров и с транспортными развязками в разных уровнях. Скоростное кольцо, которое окружает город, должно иметь внешние выходы на все направления. Проектная документация детализировала организацию транспортной схемы, обозначив красные линии, которые являются болевым местом для Иркутска. Сегодня просматривается заинтересованность в рациональной организации  улично-дорожной сети. Дорожный департамент четко придерживается проектных решений Генплана. Об этом наша беседа с главным архитектором Иркутска Андреем Красильниковым.

 

 

— Андрей Георгиевич, как реализуется идеология по созданию кольца?

— Частично кольцо действует. Мы эту схему нарисовали в откорректированном Генплане города. Такая схема должна появиться к 2020 году, и ее смысл в том, что организуется кольцо скоростного движения. Вся остальная сеть улиц — это дороги районного значения, жилого значения, и по ним от кольца идут внешние выходы. Схема кольца выглядит так: плотина ГЭС, далее диагональная магистраль Октябрьского округа до Маратовской развязки с выходом на набережную Ангары и улицу Сурнова. Потом Нижнеангарский мост, далее отрезок, соединяющий Ленинский и Свердловский районы. Затем Кузьмиха и магистраль, по которой мы едем на радиозавод и в Шелехов.

В этом кольце отсутствуют несколько связок. Это связка, соединяющая Ленинский и Свердловский районы, и диагональная магистраль от плотины ГЭС до Маратовской развязки. Фрагмент этой магистрали существует там, где улица Пискунова выходит на кривую, ведущую в аэропорт. Нас радует, что эта диагональная магистраль прослеживается при проведении всех земельных отводов. Ее не застроили, не раздали, и она существует с минимальным сносом частного жилья на отрезке от 1-й Советской до 5-й Советской. Жилые дома с офисами и магазинами построены там с учетом пробивки этой магистрали.

Еще один позитивный момент — то, что сейчас мы пытаемся отрегулировать все рабочие проблемы с администрацией Иркутского района, который недавно разработал и утвердил схему территориального планирования. Если город и район установят сейчас  паритет, который закрепит все внешние выходы из города и сохранит все коридоры, то это будет большое достижение.

— Почему?

— Например, южный обход вокруг города. Не секрет, что городская черта у нас «подперта» всевозможными посадами в юго-западной своей части, в районе Академгородка и Университетского. Это уже Иркутский район, территория Марковского муниципального образования. В 1980—1990-е годы там активно выделяли землю под индивидуальную застройку. А сейчас, чтобы проехать из точки «а» в точку «б», на этом участке  надо преодолеть сложнейший путь между проездами. Кто бывал там, знает, о чем я говорю. Связи территорий, приближенных к городу, абсолютно нет.

Южный обход вокруг Иркутска проектировался целых двадцать лет, и его коридор четко просматривался и сохранялся. Сегодня в связи с отводами, которые проводятся на территории Иркутского района, есть угроза утраты этого коридора. А это очень важно с точки зрения перспективного развития  пригородных территорий не только в транспортном отношении, но и в отношении инженерных коммуникаций, ведь коридоры под улично-дорожную сеть — это в том числе и коридоры для сетей. Отводы земельных участков надо производить в соответствии с ранее достигнутыми договоренностями. Если есть южный обход, то его не следует застраивать. Напротив, коридоры и их красные линии надо сохранять.

На одном из еженедельных заседаний градостроительной комиссии мы обсудили все стыковочные моменты по городским магистралям, примыкающим к Иркутскому району, с главным архитектором района. Я не сомневаюсь, что договоренность по дальнейшему решению этих вопросов будет достигнута.

Но есть ведь еще и большое транспортное кольцо, которое позволяет вывести весь иногородний транспорт из города. Появление большого кольца уходит за расчетный срок. Кроме того, создание большого транспортного кольца — это задача как минимум региона. Поэтому отрезок федеральной трассы М-53 — большой плюс. Он поможет часть транзитного транспорта увести за город. Когда у нас появятся в перспективе и южный, и северный выход, тогда и легче будет городу.

 

Расширение улиц предусматривается с учетом обеспечения пешеходной доступности до ближайшей остановки в любом районе города. В недалеком будущем трамвайные линии будут проложены в Ленинском районе. Трамвай двинется по улицам Джамбула, Трактовой, далее по Полтавской и Новаторов. Это позволит связать центр города с Иркутским авиазаводом, а также обеспечить транспортом новый жилой массив, который раскинулся от улицы Полтавской до улицы Ленинградской.

 

— Какие изменения претерпит улично-дорожная сеть?

— В проекте внесения изменений в Генплан очень подробно описаны мероприятия по реконструкции улиц. Важная роль в планировочной структуре транспортной сети отводится двум поперечным связям магистрального кольца, одна из которых проходит по улице Маяковского, старому Ангарскому мосту, улицам Степана Разина, Чкалова и Рабочей, выходящей на Маратовскую развязку. Вторая трассируется по строящемуся мосту и по улице Пискунова. Улица Байкальская — это сугубо  районная магистраль, у нее другие параметры и другие скорости, так как она расположена внутри города.

— Запланировано строительство железнодорожного обхода от Батарейной…

— За Батарейной обход в одну сторону уже работает. Это обход железнодорожного грузового транзита.

— В транспортной схеме возле садоводства «Садовод» была запланирована дорога. Она была заложена в предыдущий Генплан города, но жители не захотели, чтобы дорога проходила рядом с садоводством и затрагивала их интересы. Как разрешился вопрос?

— Администрация города провела публичные слушания, и эту дорогу вообще убрали из Генплана города, а трассировку сделали в другом месте, по уже существующим улицам.

Документ территориального планирования, которым является Генеральный план города, декларирует создание комфортных условий проживания для всего населения, поэтому мнение горожан было учтено. При строительстве домов мы обязательно должны учесть появление школ и детских садов. Точно так же и транспортная инфраструктура. К сожалению, город отстает по развитию транспортной инфраструктуры, по плотности улично-дорожной сети больше чем в полтора раза от оптимальных нормативов.  В Иркутске очень мало запасных улиц, которые дают возможность пропускать транспорт в случае пробок на основных магистралях. Это как в Академгородке, и не только, когда в момент пробок транспорт идет по дворам. Улично-дорожная сеть должна быть равномерно распределена по всему городу.

— Что запланировано по Маратовской развязке? Почему она так необходима? Какие задачи решает?

— Строительство Маратовской развязки — очень больная тема. Новый вице-мэр Дмитрий Разумов считает ее крайне актуальной. При любом раскладе, даже без реализации скоростного кольца, Маратовская развязка в два уровня будет очень востребована. ИркутскгипродорНИИ разработал несколько вариантов Маратовской развязки. Сейчас ищем оптимальный вариант — как по пропускной способности, так и по стоимости. Раз запланировано Генпланом, значит, это нужно делать, а задача уже исполнительной власти и депутатского корпуса воплотить это в жизнь.

— А что изменится в сфере транспорта?

— Надо развивать сеть маршрутов общественного транспорта, чтобы все районы города как можно равномернее были им обеспечены. По результатам анкетирования, которое проводила кафедра менеджмента на автотранспорте ИрГТУ, население, чтобы добраться до работы, в среднем тратит более 40 минут, хотя на это должно уходить не более 38 минут при учете численности городского населения.

Расширение улиц предусматривается с учетом обеспечения пешеходной доступности до ближайшей остановки в любом районе города. В недалеком будущем трамвайные линии будут проложены в Ленинском районе. Трамвай двинется по улицам Джамбула, Трактовой, далее по Полтавской и Новаторов. Это позволит связать центр города с Иркутским авиазаводом, а также обеспечить транспортом новый жилой массив, который раскинулся от улицы Полтавской до улицы Ленинградской.

В Свердловском районе трамвайную линию планируется удлинить до улиц Леси Украинки, Курчатова, микрорайонов Университетского, Первомайского и улицы Сергеева.  В перспективе  новая троллейбусная линия появится в Топкинском, на Нижнеангарском мосту, улицах Рабочего Штаба и Розы Люксембург. Новое троллейбусное депо перенесут с улицы Помяловского в Ново-Ленино.

Автобусное движение расширится за счет прокладки новых маршрутов — как по основным, так и по вновь созданным магистралям. Если сравнить пассажиропоток, то МУП Иркутскавтотранс перевозит 9,9 млн пассажиров в год, в то время как коммерческим транспортом перевозится более 47 млн. Коммерческий транспорт составляет серьезную конкуренцию, поэтому городские власти намерены увеличить подвижной состав муниципального транспорта за счет автобусов большой и средней вместимости и снизить количество коммерческих маршрутных такси.

Новые АЗС в Иркутске не запланированы. Более того, необходимо убрать десяток АЗС в связи с тем, что территории, на которых они размещены, находятся в непосредственной близости к жилым застройкам, объектам соцназначения и т.д. На расчетный срок Генерального плана Иркутску требуется 145 бензоколонок, в то время как сейчас их в городе уже более 300.

Новшество коснется и промышленной зоны Лисихи. Крупные гаражные кооперативы, расположенные на ценных городских территориях, уберут и построят многоуровневые парковки, обязательно с учетом машино-мест вынесенных гаражей. Количество легковых автомобилей в городе ежегодно увеличивается на три процента и в 2020 году составит почти 173 тысячи единиц. Мы просчитали необходимое количество мест для размещения парка машин на период до 2020 года: 146 850 мест в гаражах и 25 910 на автостоянках. Для этого будут использованы любые подземные пространства — например у Диагностического центра. Строительство многоуровневых парковок развернется в районах массовой застройки и в общественно-деловых зонах, особенно в центре города, что определяется проектом планировки центральной части.

Интенсивность движения по старому мосту после ввода нового должна снизиться в полтора раза. Однако в связи с увеличением количества автомобилей пропускная способность старого будет полностью исчерпана, а новый мост к 2020 году будет работать с максимальной загрузкой. Поэтому новый проект Генплана предполагает размещение пятого моста в створе улицы Франк-Каменецкого с возможностью пропуска скоростного транспорта, а также трех мостов через Ушаковку и двух через Иркут.

Елена Чабдарова, «Байкальские вести».
Фото Михаила Зыкова, «Байкальские вести»

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии