Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Иркутское обаяние «Венских встреч»

13 марта, 2017

На сцене музыкального театра имени Н.М.Загурского 4 и 5 марта с большим успехом была представлена оперетта Иоганна Штрауса «Венские встречи». Режиссер-постановщик премьеры — Анна  Фекета, дирижер-постановщик — заслуженный деятель культуры и искусств Иркутской области Николай Сильвестров, художник по костюмам — Наталья Сыздыкова.

История, рассказанная великим композитором более ста лет назад, могла бы случиться и сегодня, поскольку проблема отношений между мужчиной и женщиной актуальна всегда: настоящая это любовь или только ее видимость, насколько прочна эта связь, насколько цельна, насколько состоятельна? Поэтому сюжет, как и его решение, в трактовке режиссера предстает вневременным, игривым, пикантным, легким, ироничным. Но в то же время предлагающим подумать и порассуждать о философии любви.

1.jpg

С первых аккордов оркестра, как только легко вздрагивают и открываются складки театрального занавеса, за ними уже происходит действие. Атмосфера сценического пространства, за которое в спектакле отвечал художник Андрей Штепин, наполнена воздухом, действием, широтой и высотой, и не только потому, что решена в двух уровнях, а потому, что дает простор, объем, стиль. Глазам зрителя предстает яркая картинка модного салона, где хозяйкой царит и с большим умом ведет свое дело обаятельная Эмма Кнорр. У нее нет отбоя от заказчиц, которые покорены ее вкусом, шармом, тонкостью подхода к каждому клиенту.

Первые эпизоды сразу дают настрой темы, вводят в атмосферу предстоящего зрелища. А зрелище тем временем уже рядом. Большое место в спектакле уделено великолепному хору (хормейстеры Наталья Ладыгина и Ульяна Чугуевская), который не просто выполняет роль статиста, но активно участвует в действии наряду с замечательными солистами балета (хореограф-постановщик, лауреат международных и всероссийских конкурсов Людмила Цветкова). Они прекрасно оттеняют главных персонажей, создавая игровой фон, подавая их ярко, зрелищно,  успевая за время появления на сцене пластически проиграть перед нами почти все состояния и чувства: любовь, отчаяние, радость, надежду…

6.jpg

Сидя в зале, наблюдая за работой актеров, я подумала о режиссерском решении спектакля. Тенденцией современной режиссуры стало непременное желание «усовершенствовать» материал, будь то музыкальная партитура или драматургическая пьеса, якобы потому, что он устарел, тем более если действие происходит в прошлом/позапрошлом или еще более давнем веке.  Желая осовременить тексты, режиссеры порой заходят очень далеко: скажем, переносят место действия на другую планету или переносят героев в камеры, переодевая в тюремные робы. Ну куда-нибудь, только бы не оставлять их там, куда их изначально определил автор, потому как не модно это сегодня — «советоваться» с автором. И сейчас даже странно, когда этого нет, когда видишь, что режиссер не пытается бороться с автором — кто кого, а напротив, ищет путь, чтоб с ним «договориться и подружиться».  Хотя, конечно, многое можно оправдать, и подобные переносы действия тоже, если это талантливо и внятно отвечает на вопрос: зачем?

Анне Фекета, режиссеру спектакля «Венские встречи», интересно было как раз делать спектакль в оригинальном варианте, в той эпохе и костюмах, немного условных, как это выписано у автора.  Но выявить через героев, через работу с актером самое главное, что может сегодня тронуть зрителя, и через другое время окунуть его в сегодняшний день. Вот это намного ценнее, но и намного сложнее, ведь любое театральное искусство, не важно, в каком жанре — драматический спектакль или оперетта, это, прежде всего, искусство эмоциональное. Здесь возникает непосредственный энергетический, эмоциональный контакт зрителя со сценой, когда он попадает в человека, проникает в него.  И когда зритель в той или иной сцене начинает смеяться, а где-то плакать – значит, эмоция попала по назначению, растревожила чувства.

7.jpg

Спектакль «Венские встречи» оказался именно таким. Правда плакать в нем не приходится, тут работают иные эмоции, здесь придется много смеяться. Причем шутки в нем довольно остроумные, а не плоские. Динамично развивающийся сюжет, замечательные голоса и игра актеров, великолепные костюмы, декорация, прекрасная музыка Штрауса в исполнении оркестра — все это составляющие хорошего, талантливого спектакля, на котором зрителю нескучно. В нем покоряет и радует глаз всё! Так что примите отличное лекарство против весенней хандры и плохого настроения.

— Иркутскому зрителю мы приготовили замечательный подарок к 8 Марта, — сказала в интервью режиссер Анна Фекета. — «Венские встречи» — это очень редкий материал, мало где идущий в России, а в Иркутске вообще никогда не шедший. Оперетта эта интересна тем, что в ней соединяется музыка Штрауса (короля вальсов) и историчность эпохи, то есть конец XIX века, который мы сохранили в декорациях и костюмах, и сюжет, который сегодня звучит очень современно, не смотрится анахронизмом, а органично вписывается в XXI столетие. И это представляет большой интерес. В спектакле занято очень много актеров. Во-первых, все наши народные артисты России — это первый спектакль, где они заняты все трое одновременно. Много молодых артистов, которые пришли в труппу музыкального театра совсем недавно. И конечно, артисты, которые составляют основу нашего репертуара — молодые ведущие солисты, великолепный хор и балет. Интересно и то, что место действия спектакля — Вена и восточная страна Барбария, которая вносит свой особый колорит и магию. Еще одной особенностью является то, что в спектакле много хорошего юмора и шуток.

Продолжением яркого сценографического решения стали артистизм и мастерство солистов, не только спевших свои партии на высоком уровне, без слабых звеньев, но и создавших галерею колоритных, запоминающихся характеров.

Когда на сцене появлялась троица министров, так сказать, «тяжелая артиллерия» Иркутского музыкального театра, все народные артисты, зрители не отпускали их без аплодисментов. Жуткан — народный артист России Николай Мальцев (в другом составе –заслуженный артист России Владимир Попов), Пиранья — народный артист России Николай Хохолков (солист Александр Айдаров) и Бланкос — народный артист России Владимир Яковлев (в другом составе — солист Игорь Переверзев).

Каждый из этих актеров нашли свой рисунок роли, свои краски, акценты, шутки, и каждый был разным, отличающимся друг от друга: или походкой, или какими-то причудами, выражением лица, пластикой тела. Например, Пиранья Николая Хохолкова был совсем иным, чем у партнера Александра Айдарова, Бланкос Владимира Яковлева был не похож на того же персонажа Игоря Переверзева и т.д. И это касается всех актеров, работающих в двух составах. Каждый смог найти именно свой характер, свою историю.

Конечно, блистали обе главные героини, играющие Эмму — Татьяна Кокина и Светлана Щерботкина. Обе красивы, статны, благородны. Эмма Татьяны Кокиной, может быть, чуть более трепетна в некоторых сценах на фоне более деятельной, энергичной, земной, но такой неотразимой красавицы Эммы в исполнении Светланы Щерботкиной. У каждой свои интонации и своя окраска роли, но голоса обеих звучат мощно, объемно, завораживающе, свежо, проникновенно.

По-разному подошли к роли Роберто Андрей Данилов-младший и Гейрат Шабанов. Оба — любимцы публики, с великолепным голосом (тенор и баритон), популярные, известные, имеющие в Иркутске немало поклонников. Они и не могли быть одинаковыми, потому что каждый исходил из своей природы, своих особенностей. У Гейрата его Роберто более сдержан, брутален, опытен, эффектен, харизматичен. Герой Андрея Данилова моложе и безогляднее, экспрессивнее, нетерпеливее, обаятельнее, ранимее.  Для зрителя это как раз наиболее интересный момент, когда одна и та же роль разными исполнителями «прочитывается» не под копирку, а индивидуально, когда исполнители вносят в персонажа каждый что-то от себя. И обе версии главного героя чрезвычайно хороши.

Интересно было наблюдать и за исполнителями роли Шпехта — актерами Александром Баязитовым и Станиславом Чернышевым. Александр вел роль более сдержанно, с затаенной внутренней энергией, у Станислава Шпехт получился, прежде всего, открытым, непосредственным, лиричным, эмоциональным, с выплесками яркой театральности.

Все многообразие красок, оттенков, глубины нашли для своего образа исполнительницы роли Изабеллы Александра Гаращук и заслуженная артистка России Любовь Полякова. Это же можно сказать об исполнителях роли Дурибана – актерах Евгении Рекутном и Василии Степанове, которые каждый по-разному «увидели» и трактуют характер персонажа, но оба талантливы, уверенны, изобретательны. Вообще, я бы советовала смотреть спектакль дважды — в разных составах, потому что каждый актер вносит свою индивидуальность, изюминку. 

В ансамблях все солисты расцветали, радовали безупречной музыкальностью, умением звучать, как единый организм, при этом не теряя драматического и пластического рисунка ролей.

Еще долго после спектакля вспоминаются остроумные, смешные, насыщенные юмором эпизоды, рассыпанные по «венской» ткани, которые приводили в восторг или вызывали улыбку. Эти комические вставки и находки режиссера и актеров разряжали обстановку, давали выплеск эмоции и возможность насладиться радостным и ироничным зрелищем. Затем наверное и приходят люди на оперетту, чтобы радоваться, забывать хотя бы на короткое время о своих заботах, попадая под обаяние лучезарных улыбок актеров, растворяясь в бесконечном счастье великой музыки Штрауса.                                                                                                                 

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото Игоря Сирохина.

На фото: Эмма и Роберто в исполнении
Татьяны Кокиной и Андрея Данилова-младшего;

Изабелла (Любовь Полякова) и Шпехт
(Станислав Чернышев);

Александр Баязитов в роли Шпехта, на втором
плане — министерское трио (Владимир Яковлев,
Николай Хохолков, Николай Мальцев)

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии