Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Иркутская галерея Виктора Бронштейна

14 марта, 2011

 

Вернисаж стал событием недели

Когда мы говорим об иркутских меценатах, в нашей памяти выстраивается целый ряд вполне конкретных людей, начиная, быть может, с Владимира Платоновича Сукачева, оставившего городу личную картинную галерею, которая положила начало Иркутскому художественному музею. И глубоко символично, что именно в залах музея, носящего имя Сукачева, 11 марта открылась выставка из частной коллекции мецената наших дней — Виктора Владимировича Бронштейна.

 

Коллекция Виктора Бронштейна собиралась не одно десятилетие и насчитывает не одну сотню картин, графических работ, произведений деревянной скульптуры и бронзы. Здесь, в музее, экспозиция, тщательно подготовленная искусствоведами —сотрудниками музея, разместилась в двух просторных залах, дав возможность знакомства с нею огромному числу гостей этого вернисажа. Ансамбль юных скрипачей из Ангарска с изысканным репертуаром и море цветов довершали картину, создавая атмосферу нерядовую, небудничную — настоящую атмосферу праздника.

Открыл вернисаж сам виновник торжества, подчеркнув, что выставка посвящается 350-летию Иркутска и 20-летию созданной им фирмы «Сибатом». Как и следовало ожидать, выступление Виктора Бронштейна началось с чтения собственных стихов, одно из которых было посвящено родителям, — тем более что на торжестве присутствовала его мама, Ольга Андреевна Миронова.

Министр культуры и архивов области Вера Кутищева назвала событие замечательным деянием, на которое способны люди с широкой и отзывчивой душой. А в каталоге, изданном к открытию выставки, Вера Ивановна пишет в своем вступительном слове: «Современная культура — дело не только государства.  Сегодня вырос класс людей, у которых появились средства и которые могут эти средства направлять на поддержание нравственной, духовной жизни общества. Ведь ясно, что экономическое состояние страны будет обеспечиваться духовной составляющей ее граждан. Даже инвестиционная политика по отношению к любому региону зависит от того, насколько этот край духовно богат, культурно развит, каков его нравственный потенциал... И таким образом, мы видим, круг замыкается: культура и духовность поддерживают экономику и социальные условия жизни, но и сама культура нуждается и ждет поддержки со стороны бизнеса. Это и предполагает тот контакт, то взаимодействие, которое мы сегодня называем государственно-частным партнерством».

И далее: «Истоки его — в благотворительности, в меценатстве, в той истории и традициях, которые были уже несколько десятилетий. И, как видно, эти традиции сегодня живы, они продолжаются и развиваются меценатами наших дней.  Виктор Владимирович Бронштейн — один из тех, кто унаследовал благотворительность, как наследуют дарование, характер, группу крови. Тысячи иркутян признательны ему за это».

Еще одно мнение — лидера региональной организации Союза художников России Натальи Сысоевой: «В связи с новыми экономическими и политическими реалиями в России творческим союзам области пришлось преодолевать... кризис в основном за счет меценатов и коллекционеров. В конце 80-х — начале 90-х годов в Иркутске возродился класс коллекционеров и собирателей не только антиквариата, но и современного искусства. Коллекции, поначалу собираемые стихийно, постепенно приобрели четкие рамки, определяемые сформировавшимися предпочтениями и художественным вкусом владельцев. Богатый диапазон художественных течений, представляющий многообразие творческих авторских устремлений и сюжетных импровизаций, позволил иркутянам собрать целый ряд уникальных коллекций. В их числе — коллекция Виктора Бронштейна... Только искренняя любовь Виктора Владимировича к искусству и неподдельный интерес к современным художественным процессам позволили собрать столь масштабную и разноплановую коллекцию».

И, как итог, — слова из такого же лаконичного, но емкого предисловия Евгении Фроловой, члена попечительского совета Иркутского областного отделения Российского детского фонда: «Хочется сказать слова благодарности за все доброе, что делает Виктор Владимирович, за то, что, продолжая традиции меценатства, он творит это благо, не замыкаясь в кругу собственных интересов, созидает, заботится о других, в том числе и о поколении молодых сограждан, чье воспитание сегодня как никогда важно. Красоте и добрым делам всегда есть место в жизни».

 

С открытием выставки всех присутствовавших поздравили глава фонда «Меценат» Марина Левада, директор художественного музея Елена Зубрий, скульптор Лев Сериков, председатель Общественной палаты Иркутской области Александр Голованов.  Наталья Сысоева после поздравлений и слов благодарности в адрес Виктора Бронштейна добавила:

— У вас удивительный художественный вкус. Вы собрали настоящую летопись иркутских художников — вашу удивительную коллекцию. В нашем полку прибыло — мы принимаем вас в свои ряды!

С этими словами Наталья Сысоева от имени правления вручила Виктору Бронштейну билет почетного члена Союза художников. А взявший слово вслед за нею проректор ИГУ Игорь Гутник огласил еще одну новость: за активную просветительскую работу в студенческой среде ученый совет классического университета присвоил ему звание почетного профессора. В подтверждение звания Виктору Владимировичу была вручена профессорская мантия и соответствующий диплом.

Сказано было немало добрых слов, но и до, и после торжественного открытия гости выставки имели возможность познакомиться с экспозицией. Как уже говорилось, она разнообразна и включает в себя разные стили и направления, а встретить здесь можно имена из разных поколений иркутских художников. Здесь и фронтовики (Евтихий Конев, Виталий Рогаль, Андрей Рубцов, Глеб Богданов), и художники «поколения романтиков» (Аркадий Вычугжанин, Анатолий Костовский, Владимир Тетенькин, Галина Новикова, Владимир Кузьмин, Николай Башарин, Геннадий Шихалев), и более поздние — Александр Москвитин, Александр Муравьев, Александр Шелтунов, Геннадий Кузьмин, Николай Вершинин, Евгений Турунов, Валерий Чевелев... Из более молодых — Сергей Жилин, Сергей Казанцев, Сергей Писарев, Регина Присяжникова... У каждого — свое видение и своя манера говорить о мире, и большинство из этих авторов безошибочно узнаются по своей стилистике, так что надписи нередко читаешь лишь для того, чтобы узнать название работы, но не ее автора.

Раздел ваяния представлен в экспозиции тоже несколькими авторами — это гармоничная и трогательная деревянная скульптура Льва Серикова, бронзовое литье Михаила Переяславца, Гэсэра Зодбоева, Дмитрия Будажабэ, Баира Сундупова.

О каждой работе можно писать отдельно — все они того достойны, а в целом они передают то разнообразие пристрастий и авторских индивидуальностей, что можно встретить в мастерских иркутских художников. И невольно думаешь: как же богат наш город интересными творцами и как это благородно со стороны известного мецената, что в его лице разные авторы находят поддержку.

Завершить хочется еще одной цитатой: «Сегодня коллекционеры России — это в высшей степени прогрессивные, смелые и патриотически настроенные люди: если они перестанут покупать произведения, не будет и искусства...»

Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».
Фото Михаила Зыкова, «Байкальские вести
»

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии