Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Иркутский герой военного неба

27 июня, 2022

2022-й – год 80-летия образования Авиации дальнего действия (АДД) СССР, 85-летия Иркутской области, 110-летия Военно-воздушных сил России. В нынешнем году отмечается и 100-летие со дня рождения Владимира Михайловича Безбокова (1922–2000), видного советского военачальника и общественного деятеля, военного летчика бомбардировочной авиации, участника Великой Отечественной войны (1941–1945) в системе АДД, участника исторического Парады Победы в Москве 24 июня 1945года, Героя Советского Союза (1945), участника войны с Японией (1945), ветерана АДД, Дальней авиации СССР, заслуженного военного летчика СССР (1966), первого командующего 30-й Воздушной армии, генерал-полковника авиации (1984), почетного гражданина поселка Угра Смоленской области, почетного гражданина города Иркутска (2013).

В.М. Безбоков прошел путь от второго пилота самолета до командующего Воз­душной армией, от летчика-сержанта до генерал-полковника авиации, внес значительный вклад в дело защиты Отечества, укрепления его обороноспособности, обеспечения его безопасности. С 1980 по 2000 год жил, служил, работал в Иркутске, принимал активное участие в общественной жизни города и Иркутской области, в ветеранском движении, в патриотическом воспитании молодежи.

Родился Владимир Михайлович Безбоков 14 июня 1922 года в городе Аткарске, Саратовской области, в семье военнослужащего, начальника гарнизона Аткарска Михаила Дмитриевича Безбокова и его жены Натальи Андриановны. После Аткарска семья проживала в Саратове. Здесь, обучаясь в десятом классе средней школы, Владимир поступил, как и его брат Юрий годом ранее, и в 1939-м с отличием окончил Саратовский аэроклуб, в марте 1940 года поступил в Саратовскую военную школу летчиков, а военную присягу принял 23 февраля 1941 года. В апреле 1941-го, после окончания с отличием военной школы, летчик-сержант Вла­димир Безбоков, как и его брат Юрий, был направлен на военную службу в Ленинградский военный округ, в 7-й тяжелобомбар­дировочный авиационный полк дальнего действия. В составе этого авиаполка участвовал в Великой Отечественной войне, в войне с Японией. С ним вместе в этом авиаполку служил, летал и его родной брат Юрий Безбоков.

2-3е.jpg

Владимир Безбоков был комсомольцем и коммунистом с почти 60-летним партийным стажем – член ВЛКСМ с 1937 года, с 1940-го – кандидат в члены ВКП(б), а с марта 1942-го – член ВКП(б), в партию принят парторганизацией 7-го авиаполка 53-й авиадивизии дальнего действия.

В партийной характеристике курсанта Саратовской военной авиашколы В. Безбокова, кроме прочего, отмечено: «В учебно-боевой подготовке он занимает авангардную роль, является одним из передовых курсантов школы, за что занесен на Доску почета округа как отличник учебно-боевой подготовки, активно участвует в общественной и партийной работе, член комсомольского бюро школы, среди курсантов пользуется заслуженным авторитетом…».

В аттестации Саратовской военной авиационной школы летчиков  от  8 марта 1941 года о Владимире Безбокове записано: «В общественно-массовой работе принимает активное участие, член бюро ВСКСМ школы, секретарь первичного звена ВЛКСМ школы, пользуется большим авторитетом среди товарищей, обладает хорошими волевыми качествами, решителен, инициативен, дисциплинирован, требователен к себе, систематически работает над повышением своих знаний, интересуется художественной литературой, отличник учебно-боевой подготовки, помогает товарищам в учебе, летать любит, техника пилотирования отличная, вывод: достоин присвоения звания «старшина» с использованием в должности пилота истребительной авиации…».

В Великой Отечественной войне Владимир Михайлович участвовал с самого ее начала до победы над фашистской Германией. Первый боевой вылет он совершил 26 июня 1941 года. Владимир Михайлович принимал активное участие в обороне Москвы, Ленинграда, Сталинграда, в Кур­ской битве, в освобождении Финляндии, Румынии, Венгрии, Чехословакии, участвовал в нанесении бомбардировочных ударов по военным объектам противника на передовой и в глубоком тылу, в городах Хельсинки, Будапеште, Варшаве, Таллине, Котке, Турку и других крупных населенных пунктах.

7-й тяжелобомбардировочный авиаполк ДД, в котором служил летчик В. Безбоков, первично входил в состав Дальнебомбардировочной авиации (ДБА), в последующем – Авиации дальнего действия (АДД), 18-й Воздушной армии, которые принимали участие во всех крупных операциях Красной армии, выполняя специальные задания в интересах стратегически важных фронтов.

Свой боевой счет летчик В. Безбоков открыл в боях под Москвой, за успешные боевые дей­ствия был награжден медалью «За отвагу». 16 февраля 1942 года экипаж 7-го авиаполка ДД летчика Баженова, в который входил и младший лейтенант Владимир Безбоков, на бомбардировщике ТБ-3 выполнял боевое задание по доставке подкрепления и грузов в Смоленскую область 4-му воздушно-десантному корпусу РККА, заброшенному самолетами Дальней бомбардировочной авиации в тыл немецких войск в район Вязьмы в ходе проводимой Ржевско-Вяземской наступательной операции 1942 года нашими войсками в битве за Москву. В одном из боевых вылетов в районе поселка Знаменка самолет Безбокова попал под зенитный огонь немецкой батареи, фашистским снарядом была повреждена посадочная лыжа самолета, посадить самолет экипаж сумел, однако взлететь не удалось. Около трех месяцев В. Безбоков участвовал в наземных операциях наших десантников и партизан в качестве командира взвода разведки. В Знаменском (ныне – Угринском) районе летчик Владимир Безбоков с десантниками участвовал и в штурмах железнодорожной станции Угра, деревни Всходы, Смоленской области, занятых немецкими войсками.

Позже, в феврале 1972 года, за ратный подвиг и в ознаменование 30-летия высадки в 1942 году десанта РККА на смоленской земле, генерал-лейтенанту Безбокову было присвоено звание «Почетный гражданин поселка Угра», которым он гордился всю жизнь.

Из воспоминаний В. М. Безбокова в 1990 году, опубликованных в книге А. Я. Глушкова «Командарм» (2010 г.): «Я горжусь  званием «Почетный гражданин поселка Угра», что в Смоленской области. Наш авиаполк, эскадрилья, где я служил, принимали самое активное участие в заброске в немецкий тыл частей и вооружения 4-го воздушно-десантного корпуса. Десантирование частей корпуса в район Великополья мы осуществляли всеми имеющимися самолетами типа ПС-84 и ТБ-3. Каждый экипаж за ночь делал по два рейса. Мы буквально продирались сквозь плотный заградительный огонь зенитных батарей врага. Немало моих дорогих однополчан сгорело в те дни в воздухе и на земле… Свой взвод в составе 27 бойцов я дважды водил в штыковую атаку, пытаясь приступом взять железнодорожную станцию Угра. Укрепления немцев в буквальном смысле были непробиваемые. В том жестоком бою потеряли много бойцов, но станцию так и не взяли. Они нас расстреливали в упор. Доходило дело до рукопашной. Пришлось тогда исключительно тяжело, но и сегодня, вспоминая тот день, своих бойцов, а ведь это были в основном молодые ребята, скажу без натяжки: все они герои…».

После Угры экипаж Беженова – Безбокова вернулся в свой авиаполк и принял участие в битве и за Балтику. Экипаж Безбокова участвовал и в героической обороне Ленинграда, совершил более 100 вылетов в блокадный Ленинград, доставляя туда боеприпасы и продовольствие, а из города вывозил детей, женщин, раненых. Чтобы увеличить полезную нагрузку самолета, рискуя жизнью, они летали без парашютов. Вместо парашютов в полет летчики брали больше продовольствия, чтобы спасти как можно больше жизней ленинградцев, – это тоже был подвиг.

16 января 1944 года В. М. Безбоков получил боевую задачу подавить дальнобойную батарею немецких войск противника «Муха», обстреливавшую Ленинград. За одну ночь экипаж Владимира Безбокова сделал четыре боевых вылета. С малых высот прицельно бомбил цель, вызвал три больших взрыва, сопровождавшихся пожарами, подавил полностью огонь вражеской батареи, что было подтверждено по телеграфу Ленинграда. 7-му бомбардировочному авиаполку дальнего действия за мужество и массовый героизм, проявленные личным составом при освобождении в 1943 году города Гатчина (Красногвардейск), было присвоено почетное наименование «Гатчинский», в последующем он стал Гвардейским, Краснознаменным.

После Ленинграда в военной истории В. Безбокова были Сталинград, Курская дуга, Украина. Ночью 17 июля 1943-го летчик Владимир Безбоков и его экипаж в сложных метеоусловиях отлично выполнили боевое задание по освещению осветительными бомбами железнодорожного узла Барвенково на Украине, на котором скопились эшелоны с военной техникой и войсками вермахта. И летевшие за самолетом Безбокова самолеты 7-го авиаполка АДД нанесли по освещенной экипажем Владимира Безбокова цели точные бомбардировочные удары, уничтожив несколько железнодорожных эшелонов противника. Выполнив боевое задание и развернув самолет на обратный курс на свой аэродром, Безбоков заметил, как противник подбил соседний самолет из их авиаполка, экипаж которого покидал горящую машину на парашютах. Это было над территорией, занятой противником. Не раздумывая, Безбоков ночью посадил свой самолет на неподготовленную площадку буквально на пятачке кукурузного поля, под огнем противника забрал экипаж однополчан со сбитого немцами самолета, в том числе двух раненых офицеров, и доставил его на свой аэродром. За проявленное мужество Владимир Безбоков был награжден командующим Авиацией дальнего действия (АДД) маршалом А. Е. Головановым орденом Красного Знамени.

Экипаж Владимира Безбокова в 1944 году участвовал в перевозке и доставке воздушных десантов, вооружения, грузов для словацких партизан, участвовал в обеспечении боевого задания особой сложности и ответственности в Чехословакии – вывозе золотого запаса Словацкого национального Совета, возглавившего восстание чехословацкого народа против фашистов. За успешное выполнение в 1944 году боевых заданий в Чехословакии В. М. Безбоков в 1979-м был награжден чехословацким орденом Красной звезды, который приравнивался к званию героя Чехословакии.

В конце войны экипаж В. М. Безбокова участвовал в сокрушении вражеской обороны на территории Польши и Германии. На ноябрь 1944 года с начала войны летчик Безбоков совершил 259 успешных боевых вылетов на бомбардировку важных объектов в тылу противника и 25 ноября 1944 года был представлен к присвоению звания Героя Советского Союза. На историческом Параде Победы 24 июня 1945 года в Мо­скве В. М. Безбоков шел по Красной площади в составе сводного батальона Авиации дальнего дей­ствия Карельского фронта.

За проявленное геройство при выполнении боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками В. М. Безбокову 29 июня 1945-го было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда». После этого боевая биография В.М. Безбокова продолжилась на новом театре военных действий. После победы СССР над фашистской Германией 7-й бомбардировочный авиаполк дальнего действия, в составе которого проходил службу В.М. Безбоков, был переброшен на Дальний Восток, где с августа по сентябрь 1945 года принял участие в войне с милитаристской Японией. Там Безбоков совершил 28 боевых вылетов по переброске грузов и доставке десантов РККА. Пройдя горнило двух страшных войн, неоднократно побывав в их самом пекле, он остался в живых, дважды был ранен.

В период Великой Отечественной войны В.М. Безбоков совершил более 260 боевых вылетов, за Вторую мировую войну – около 300 боевых вылетов, причем большинство вылетов совершены ночью. Войну 23-летний Герой Советского Союза закончил в Порт-Артуре в звании гвардии капитана, командиром авиаэскадрильи 7-го гвардейского бомбардировочного Гатчинского Краснознаменного авиационного полка.

Из аттестации на заместителя командира эскадрильи 7-го гвардейского бомбардировочного авиационного Гатчинского Краснознаменного полка гвардии капитана Безбокова Владимира Михайловича, подписанной 09.07.1945 года командиром 1-й АЭ 7 ГВ. БАГКП гвардии капитаном Рязановым, утвержденной командиром 7 гв. бомбардир. авиационного Гатчинского Краснознаменного полка гвардии подполковником Б. Езерским: «В Красной армии с 1940 г. по настоящее время, в Действующей армии с 22.06.1941 г. по 9 мая 1945 года, в должности зам. командира АЭ с марта 1943 г., делу ЛЕНИНА – СТАЛИНА и Социалистической Родине предан… За период пребывания в полку показал себя выдержанным, культурным, дисциплинированным, растущим  офицером. Много работает над повышением своего политического и специального уровня, передавая свой богатый боевой опыт молодому поколению… В работе проявляет инициативу, смелость, находчивость, настойчивость и решительность. Волевой офицер, требователен к себе и своим подчиненным. Летает на самолете ЛИ-2 днем и ночью в сложных метеоусловиях… Летать любит, среди товарищей пользуется деловым и политическим авторитетом, активно принимает участие в общественной жизни эскадрильи. За время Отечественной войны совершил 262 боевых вылета. Из них: днем 17 боевых вылетов, ночью 245 боевых вылетов. Боевой налет ночью 1200 ч. Общий налет 2000 часов, боевой налет днем 35 часов. ВЫВОД: Должности заместителя командира эскадрильи вполне соответствует. Может быть использован на всех типах самолетов в ВВС КА…».

В послевоенный период В. М. Безбоков получил высшее образование, окончил с отличием Краснознаменную Военно- воздушную академию (1956), с отличием и  золотой медалью – Академию Генерального штаба Вооруженных сил СССР (1965) и до 1985-го проходил военную службу на командных должностях в Дальней авиации ВВС СССР, командовал авиаполком, дивизией, корпусом, Воздушной армией, с 1972 по 1980 год был заместителем командующего Дальней авиацией по боевой подготовке – начальником боевой подготовки Дальней авиации.

Владимир Михайлович Безбоков служил на территории Украины, на Дальнем Востоке, в Семипалатин­ске, Москве, Иркутске, военный летчик первого класса – инструктор, освоил 11 типов самолетов, такие как По-2, Р-5, ТБ-3, В-25, Ли-2, Си-47, Би-47, Б-25, Ил-14, новые типы самолетов бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-16, Ту-95, имел большой практический опыт летной работы, совершенствовал свое летное мастерство и летную подготовку, учил летать и других летчиков. Командуя в Семипалатинске, на аэродроме Чаган, авиаполком, дивизией Дальней авиации,  В. М.Безбоков принимал участие в испытаниях ядерного оружия. Указом Президиума Верховного Совета СССР 16 августа 1966 года за особые заслуги в освоении авиационной техники, высокие показатели в воспитании и обучении летных кадров и многолетнюю безаварийную летную работу в авиации Вооруженных сил СССР ему было присвоено почетное звание «Заслуженный военный летчик СССР».

Из аттестации (за период с июля 1959 г. по октябрь 1962 г.) на заместителя командира 8-го отдельного тяжелого бомбардировочного авиационного корпуса Дальней авиации генерал-майора авиации Безбокова Владимира Михайловича, подписанной 4 октября 1962 года  командиром  8-го отдельного тяжелого бомбардировочного авиационного корпуса Дальней авиации генерал-лейтенантом, дважды Героем Советского Союза А. И. Молодчим: «Работая в частях и соединениях корпуса, правильно анализирует ход боевой подготовки, воинский порядок, на месте дает конкретные замечания по устранению обнаруженных недостатков. Лично проверяет технику пилотирования командования дивизией, полков и рядовых летчиков… Генерал Безбоков В. М. – грамотный, старательный, перспективный командир, хороший организатор, стремится к познанию нового… Принимает активное участие в общественной и партийной жизни. Является членом Благовещенского городского комитета партии… Личная летная подготовка отличная, летчик 1-го класса, летать любит, в полетах вынослив, имеет общий налет на всех типах самолетов 4834 часа, из них ночью 1784 часа, на самолете Ту-95 налет 690 часов, из них ночью 300 часов, на самолете Ту-16 налет 345 часов, их них ночью 115 часов. За 9 месяцев 1962 г. налетал 183 часа, из них на самолете Ту-95 – 113 часов, на самолете Ту-16 – 70 часов, произвел 8 посадок в реальных СМУ… Генерал-лейтенант Безбоков В. М. – культурный, вежливый генерал, внешний вид подтянут, дисциплинирован, достаточно требователен к подчиненным. Авторитетом пользуется, морально устойчив, идеологически выдержан. Делу коммунистической партии и Социалистической Родине предан. ВЫВОД: Занимаемой должности соответствует. Достоин посылки на учебу в Академию Генерального штаба…».

В 1980 году генерал-лейтенант авиации В.М. Безбоков был направлен в Иркутск для дальнейшего прохождения военной службы и назначен на должность командующего 30-й Воздушной армии Верховного главнокомандования (стратегического назначения), принимал непосредственное участие в ее формировании на базе авиационных частей и управления 8-го отдельного тяжелого бомбардировочного авиационного корпуса, управление которого до 1968 года дислоцировалось в Благовещенске. С 1980 по 1985 год В. М. Безбоков был первым командующим и членом военного совета 30-й Воздушной армии, штаб и управление которой располагались в здании на ул. Чехова, 2 (Фурье, 1), а также был начальником Иркутского гарнизона, и многие мероприятия в Иркутске, в том числе военные парады, проходили с участием воинских частей Иркутского гарнизона, которыми руководил генерал Безбоков.

Подразделения 30-й Воздушной армии дислоцировались на территории СССР от Волги до Тихо­го океана и обеспечили надежную защиту нашего Отечества. Они пополнялись современными воздушными кораблями – Ту-22М2, Ту-22МЗ, Ту-95МС, Ту-160. Эти самолеты осна­щены крылатыми ракетами большой дальности и способны наносить удары по заданным целям в любой точке земного шара. В 80-х годах в состав 30-й ВА входили и авиационные части истребительно-штурмовой авиации, дислоцированные в Забайкалье.

Николай Кустов, ветеран военной службы и Дальней авиации, автор и руководитель проекта «Память жива», специально для «Байкальских вестей».

Фото автора, из архива автора.

На фото: Младший лейтенант Владимир Безбоков. 1942 год;

Гвардии капитан В. М. Безбоков в 1945 году

Окончание следует.

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии