Исполнение с одним неизвестным
В Иркутской филармонии прошел концерт
с интригующим названием
На филармонической афише, приглашавшей на концерт 12 ноября, — казалось бы, невероятное и в то же время интригующее словосочетание: «Неизвестный Чайковский». В исполнителях программы названы Губернаторский симфонический оркестр, которым руководит в данном конкретном концерте лауреат международных конкурсов из Санкт-Петербурга Михаил Голиков, а также иркутский камерный хор под управлением Елены Залепо.
Накануне концерта мы встретились с дирижером для короткого интервью между напряженными репетициями.
Михаил Голиков — преподаватель консерватории, художественный руководитель капеллы «Таврическая», руководитель большого студенческого оркестра Санкт-Петербургской консерватории, оркестра колледжа имени Мусоргского и филармонии для детей и юношества.
— Что услышит иркутская публика? Это на самом деле неизвестные произведения?
— Сказать «неизвестный Чайковский» — немножко рискованно: все-таки все творчество великого композитора собрано и изучено, тем не менее то, что мы будем исполнять для иркутской публики, можно охарактеризовать именно так —неизвестный. Или, во всяком случае, очень редко исполняемый.
В Иркутске одно из таких сочинений — кантата «К радости», написанная на известные стихи Фридриха Шиллера, которые также использовал Бетховен, еще до Петра Ильича Чайковского. Так что, взяв оду Шиллера, Чайковский пишет свою кантату, в которой можно уловить нотки Бетховена. А самое главное —при том, что это была работа молодого мастера, тогда еще студента, — для нас и для публики уже очевиден потенциал гения, который развился в последующих сочинениях Чайковского. Улавливаются вкрапления из будущих 5-й и 6-й симфоний, симфонической сюиты «Ромео и Джульетта», из различных балетных увертюр. Этим и интересна кантата в первую очередь, к тому же в Иркутске это будет премьерное исполнение, поскольку в России со времен Чайковского она не исполнялась.
Помимо этой кантаты иркутяне услышат два камерных сочинения для хора с оркестром: это адажио «На сон грядущий» для смешанного хора в сопровождении оркестра и замечательный, не похожий ни на что «Хор цветов и насекомых» для смешанного и детского хора с оркестром. Вообще, у Чайковского не так много сочинений для хора, но в этом случае он, хор, будет звучать полновесно.
— Кому принадлежит идея этой программы? Где нашли нотный материал?
— Идея принадлежит мне: год назад я был с концертом в вашем замечательном городе и предложил главному дирижеру Илмару Артуровичу Лапиньшу такую программу. Более того, почему бы не сделать такую премьеру в Иркутске? Он меня поддержал, а что касается материалов, то некоторые из них даже оказались кем-то выложены в Интернете. Правда, кантату собирали всем миром — с помощью друзей и коллег. Тем не менее все нашлось.
— Как вам работается с нашими коллективами — с оркестром, с хором?
— С огромным удовольствием. Я побывал во многих городах России, но такие профессионализм и отзывчивость, как здесь, встречал не часто. У вас замечательный оркестр — он за этот год, что прошел с моего приезда сюда, значительно вырос. Что касается хора, то это моя первая встреча с ним. Коллектив молодой, и это правильно — хор должен быть молодым, у таких голосов очень чистое исполнение и очень искреннее ко всему отношение, какое со временем пропадает у профессионалов. А поскольку это соединяется с энтузиазмом руководителя Елены Залепо, то, мне кажется, у этого хора большое будущее. Надеюсь видеть его в ближайшие годы и работать с ним.
— Чем вы объясняете такую судьбу сочинений Чайковского: казалось бы, известность, имя, и вдруг — что-то не исполняется?
— Это судьба многих композиторов — их молодые сочинения бывают выброшены из архивов. К счастью, у него-то как раз они сохранились. А забываются какие-то вещи отчасти даже справедливо — бывают сочинения-версии, которые отличаются от версий исполняемых; бывают и неудачи, и ошибки у композиторов, даже у великих.
Своими мыслями о работе хора и предстоящем концерте делится Елена Залепо:
— Мы убеждаемся, что можем исполнять такие мощные произведения, можем думать о концертном исполнении опер. Ведь это даже странно, что в Иркутске с его музыкальными традициями сегодня нет профессионального хора. Есть хор в колледже, есть в вузах, — но при таком учреждении, как филармония, хор тем более должен быть.
Мы репетируем каждый день. Михаил Голиков — замечательный и талантливый дирижер, с которым интересно и приятно работать. Много внимания уделяет хору, впрочем, и оркестру тоже. Надеемся, результат будет того стоить. Приятна и сама по себе встреча с ранним Чайковским — это замечательный композитор, свежая, яркая, светлая музыка, в ней много красивых тем, мелодий.
Любовь Сухаревская, «Байкальские вести»
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.