История рационализаторского движения на железной дороге
27 сентября на региональной инновационной площадке Восточно-Сибирской железной дороги состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Иркутской региональной общественной организацией Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов и ОАО «Российские железные дороги». В рамках реализации соглашения планируется совместная работа по развитию рационализаторства и изобретательства в регионе, с использованием многолетнего опыта железных дорог, а также продвижение новых направлений популяризации технического творчества внутри ОАО «РЖД».
Сегодня на ВСЖД рационализаторской деятельностью занимается значительное количество сотрудников. По итогам 2021 года 2332 рационализатора подали 2633 предложения, 2444 из которых были внедрены. В первом полугодии текущего года подано 1398 рацпредложений, из них 1295 реализованы, а экономический эффект от их внедрения превысил 32,2 млн рублей. Этот положительный опыт, безусловно, необходимо не только изучать, но и использовать в своей работе другим предприятиям региона. Ну а изучать действительно есть что. Рационализаторское, изобретательское движение на железной дороге берет свое начало, пожалуй, с момента самого ее появления на просторах Сибири.
Двадцатый век начинается
31 июля 1908 года технический агент Забайкальской железной дороги С. Перетолчин получил привилегию (аналог современного патента) на «Вагонную буксовую лапу», заявка на которую была подана еще 25 октября 1904 года.
31 октября 1911 года иркутский горный инженер, статский советник Владимир Иванович Тихомиров получил привилегию на «Топку для паровозных котлов», заявка на которую была им подана 28 мая 1910 года. На Забайкальской же железной дороге в 1909 году успешно прошло испытание еще одного изобретения Тихомирова – печи, конструктивной особенностью которой являлось винтообразное расположение постепенно поднимающихся дымоходов.
Советские рационализаторы: истоки тернистого пути
Газета «Власть труда» 1 июня 1929 года писала, что за зимний период-1928/29 в производственную комиссию вагонного цеха станции Иннокентьевская поступило 40 рацпредложений, 18 из них к июню 1929 года были выполнены, 8 отклонены, 4 ждали срока выполнения, 10 оставались нерассмотренными. При этом газета сетовала, что комиссия под председательством ТЧ-7 Зыкова с октября 1928 года по июнь 1929 года провела всего три заседания.
25 января 1931 года на партийной конференции Свердловского района Иркутска выступил слесарь-изобретатель вагонного цеха Самойлихин, поделившийся безобразным отношением к рабочим изобретениям:
«…В 1925 году я впервые задумал изобрести двигатель внутреннего сгорания из коленчатого вала, но сразу же наткнулся на бюрократическое сопротивление. Мне заявили, что я берусь за большое, неподъемное дело. Я вынужден был свою затею оставить… В конце концов добился работать на производстве в нерабочее время на станках, но здесь опять несчастье – бывший начальник тяги Кобелев запретил мне работать на станках над изобретением. Партячейка мне выносит выговор. Чтобы избавиться от меня и моего изобретения, меня посылают работать проводником.
По моему настоянию меня с изобретением отправляют на комиссию в Читу, где я через такие же препятствия добиваюсь того, что мое изобретение признают. Только за последний год этот состав бюро райкома оказал мне большую помощь…».
15 августа 1931 года газета «Восточно-Сибирская правда» сообщала, что объединение изобретателей в группу рационализаторов, создание специальной рабочей группы по осуществлению рабочих предложений (слесарь, кузнец, токарь), популяризация изобретателей через производственную комнату позволили в два раза увеличить количество изобретателей в депо станции Зима. Среди изобретений рабочих депо: станок для подкладки и раскатки дымогарных труб (изобретатель Счастливцев); изложница для отливки колец патентованного сальника и шаблон для изготовления патрубков, дающий точность в работе и сокращающий время (Гончаров); упрощенный способ укрепления станка для расточки паровозных цилиндров, сокращающий время на установку в четыре раза (Баранов); плунжера нового типа – машина-компаунд постоянной установки (Леонтьев).
В октябре 1931 года на совместном совещании изобретателей, рационализаторов, ударников и инженерно-технических работников Иннокентьевского и Иркутского узлов железной дороги было принято решение по организации изобретательских и рационализаторских предложений в фонд второй пятилетки (это стало ответом на открытое письмо техника станции Зима Ханина). Также взято обязательство к 10 октября 1931 года организовать общество изобретателей, а в каждом цехе сформировать из изобретателей ударные бригады имени второй пятилетки. От имени участников совещания соответствующее обращение подписали слесарь промывочного цеха станции Иннокентьевская Макаров, жестянщик паровозного цеха станции Иннокентьевская Дроздов, слесарь вагонного цеха станции Иркутск Сапронов, ИТС станции Иннокентьевская Птухин, райИЗУЛ (Бюро изобретений и улучшений техники транспорта) Уваров. В цехах станции Иннокентьевская организацию ударных бригад изобретателей имени второй пятилетки взяли на себя инженерно-технические работники Службы тяги станции Буренин, Чепурных, Ухватов и Антипов; член редколлегии многотиражки «Ленинский рабочий» Колесов взялся организовать такую же бригаду у станционных паровозников.
Не отставали от иркутских коллег и железнодорожники станции Зима. Объявленный ими культпоход в борьбе за выполнение планов осенне-зимних перевозок, в основу которого были положены шесть указаний Сталина и решения октябрьского пленума ЦК ВКП(б), одной из своих задач ставил широкую популяризацию лучших изобретений. Намечалось проведение конференции изобретателей. Через организацию цеховых ячеек изобретателей планировалось добиться увеличения рабочих предложений и рядов изобретателей.
В Рабочем клубе Иркутского транспортного узла (предместье Свердлово) в ноябре 1932 года состоялась приуроченная к 15-й годовщине Октябрьской революции небольшая выставка рабочих изобретений. Среди них: «ящик зависимости», предупреждающий крушение поезда при однопутном движении, – изобретение рабочего ГЭМа Чичкова; прибор для снятия полов – рабочего-вагонника Белянцева; двухъярусный станок – жестянщика Парышева.
6 февраля 1936 года газета «Восточно-Сибирская правда» опубликовала статью об изобретателе Николае Васильевиче Лиманском, инженере, коммунисте, активном общественнике, заместителе начальника по кадрам управления ВСЖД. Изобретение Лиманского стало ответом на первый приказ наркома пути Л.М. Кагановича «Об авариях и крушениях».
Николай Васильевич за два с половиной месяца усиленной ночной работы, вылившейся в 43 эскиза, модернизировал буксу, введя в нее уплотненный монтаж (металлическое кольцо вокруг шейки), несколько пружинок и прокладки. Это позволило добиться прекращения утечки смазки из буксы, что делало ее эксплуатацию практически безаварийной.
Раньше буксу приходилось заливать смазкой каждые 50–100 километров, только на ВСЖД для этого использовался труд около 400 смазчиков. Модернизированная Лиманским букса выдерживала без дополнительной заливки смазки 1370 километров, что позволяло производить ее заправку в пути через 1000–1200 километров на смазочных пунктах. И это не предел, так как сам Лиманский считал, что километраж можно увеличить до трех-четырех тысяч километров, сделав пружины более сильными.
Букса с приспособлением Лиманского выдержала испытание и была принята техническим совещанием управления ВСЖД, выдержав пробег с пассажирским вагоном от Иркутска до Улан-Удэ и обратно.
Первый работник по массовому изобретательству
Одним из организаторов Восточно-Сибирского краевого совета ВОИЗ был железнодорожник Виктор Николаевич Татаринов. В одной из характеристик на Татаринова, выданной в 1935 году Краевым советом ВОИЗ, он прямо называется «первым в Восточно-Сибирском крае работником по массовому изобретательству, одним из инициаторов организации общества в крае».
Родился Виктор Николаевич в 1909 году на ст. Маньчжурия КВЖД в семье ремесленника-кустаря, рабочего-кузнеца. После смерти отца в двухлетнем возрасте перешел на иждивение дедушки, кузнеца-кустаря, у которого и прожил до 1918 года. Приведем выдержки из автобиографии Татаринова, сохранив его авторский стиль и орфографию:
«В 1918 году, после установления в России советской власти, с матерью переселился – переехал в город Благовещенск ДВК. Где был устроен учиться в начальную школу. В 1922 году вследствие тяжелого материального состояния с матерью завербовался на рыболовные промыслы г. Охотска (Камчатка). Где проработал до 1924 года. В 1924 году выехал из г. Охотска на ст. Завитую Усс. ж.д. для продолжения учебы. Где перешел на иждивение дяди (материного брата) – кузнеца 4-го околодка Усс. ж.д. Здесь на ст. Завитой кончил жел. дор. семилетку и в 1927 году выдержал конкурсное испытание в Читинскую профтехшколу Заб. ж.д. И в 1929 году с успехом окончил таковую, получив звание техника эксплуатации жел. дор. 2-го разряда.
В 1929 году проходил стажировку на ст. Иркутск Заб. ж.д. С 1-го января по 13/IX 1930 года работал техником в 1-м районе эксплуатации Заб. ж.д. (ст. Иркутск). Разочаровавшись в своей специальности, 13/IX 1930 года перешел на работу по электротехнике в 1-ю Дистанцию связи и электротехники Заб. ж.д. (ст. Иркутск). Где до 13/II 31 г. проработал в качестве старшего рабочего при электромеханике Иркутского околодка. Выдержав экстерном экзамен на электромеханика в экзаменационной комиссии 1-го эксплуатационного района Заб. ж.д., 13/II 31 г. был назначен на должность электромеханика Иркутского околодка, где и проработал до мая 1932 года. 25-го мая 1932 года был взят на работу в Вост. сиб. Краевое межсекционное Бюро инженеров и техников, где и был поручен участок работы по изобретательству и рационализации. С организацией оргбюро ЦС ВОИЗа по Вост. Сиб. Краю введен в его состав, где и работает по настоящее время.
За время работы на предприятиях и учебы выполнял ряд общественных нагрузок в комсомольских, профсоюзных и общественных организациях. В ряды ВЛКСМ вступил из пионеров в 1929 году 6/V – чл. билет № 2393961».
В сфере массового изобретательства Виктор Николаевич начал свою деятельность еще до организации оргбюро Восточно-Сибирского краевого совета ВОИЗ. Работая в Восточно-Сибирском межсекционном бюро инженеров и техников (КрайМБИТ), Татаринов организовывал ячейки изобретателей и рационализаторов на отдельных предприятиях г. Иркутска.
В июне 1932 года был командирован Крайсовпрофом на 2-й Пленум ЦС ВОИЗа. Однако по возвращении с Пленума Татаринову не удалось заняться вопросами изобретательства, так как он сразу же был мобилизован в военлагеря для переподготовки. По возвращении с переподготовки, имея полную возможность устроиться на любое предприятие края, на более выгодные условия и несмотря на предстоящие в работе трудности, он, пренебрегая своими преимуществами как красноармейца, вернулся к работе по изобретательству и возбудил перед ЦС ВОИЗа вопрос об организации общества в крае.
С командированной ЦС бригадой организовал оргбюро Краевого совета ВОИЗ, в котором Татаринову был поручен один из важнейших участков работы – производство и планирование (в качестве заведующего отделом).
Татаринов явился инициатором и организатором важнейшего мероприятия, создавшего огромный сдвиг в развитии массового изобретательства на предприятиях края – выпуска краевого займа массового рабочего изобретательства, обеспечившего организованный приток рабочих предложений и широкую популярность общества в крае.
В работе Краевого совета ВОИЗ Татаринов внес ряд ценных предложений по контролю за расходованием фондов содействия изобретательству и рационализации на предприятиях, начисления средств обществу и добился их осуществления. Только благодаря этому Краевой Совет сумел получить средства для общества, так как хозорганизации под всякими предлогами уклонялись от перечисления причитающихся с них сумм.
Находясь в командировках в районах и на производственных предприятиях, Татаринов всегда показывал образцы нового и конкретного руководства низовыми звеньями общества, оказания им практической помощи в проведении массовой работы.
Павел Деранжулин, специально для «Байкальских вестей».
На фото: Подписание соглашения о сотрудничестве между
Иркутской региональной общественной организацией ВОИР
и ОАО «Российские железные дороги»;
Рабочий-ударник мастерских Бодайбинской железной дороги
Синельникова (слева), изобретатель вагонетки (фото
опубликовано в газете «Восточно-Сибирская правда»
27 апреля 1932 года);
Из газеты «Восточно-Сибирская правда» от 6 октября 1931 года
P.S. В следующей публикации мы расскажем о рационализаторах-железнодорожниках периода Великой Отечественной войны.
Уважаемые читатели, Иркутская региональная общественная организация Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов собирает информацию об истории изобретательства и рационализаторства Иркутской области. Если вы сами, ваши родственники, друзья или знакомые были рационализаторами или имели изобретения, просим предоставить нам информацию об этом на электронную почту – irk_voir@mail.ru.
Кстати, недавно мы получили вот такой отклик на опубликованную в номере от 21 февраля с. г. статью «″Высотомер″ инженера Стодолкевича»:
«Здравствуйте! Доброго времени суток!
Спасибо за статью https://baikvesti.ru/new/_visotomer__inzhenera_stodolkevicha.
Очень приятно было увидеть информацию о своем сводном предке.
Моя бабушка – сводная сестра дочери Стодолкевича – Риммы Григорьевны.
Хорошую фотографию вы нашли для статьи. Я строю семейное древо и с удовольствием ее в него внесу…».
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.