Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Как создать волшебство на сцене

14 сентября, 2021

Диана Денисенко о творческих секретах актера и режиссера

Открытие нового сезона в Иркутском областном театре кукол «Аистенок», несмотря на все запреты и ограничения, состоялось 25 августа. Для всех работников театра этот день оказался вдвойне праздничным: так совпало, что свой день рождения праздновала всеми любимая, уважаемая, талантливая из талантливейших, мастер своего дела и просто очень хороший человек – актриса театра Диана Денисенко.

Сложно представить, что эта юная, хрупкая девушка служит театру кукол уже 16 лет. Сколько сыграно ролей, сколько прожитых на сцене жизней. От очаровательной Белочки (спектакль «Вредный зайчик») до Смертушки (спектакль «Живая душа»). Диана – выпускница курса «Актер театра кукол» Иркутского театрального училища (художественный руководитель народный артист РФ Виталий Венгер). Сразу после окончания училища в 2005 году ее и еще несколько человек пригласили работать в театр кукол «Аистенок». С тех пор «Аистенок» – любимый и единственный театр в судьбе Дианы. И это взаимно, актриса очень плотно занята в репертуаре, но на сегодняшний день Диана начала успешно, по мнению коллег и зрителей, осваивать новую профессию – режиссер аудиоспектаклей-прогулок. Неслучайно, именно в такой день театр кукол открывал свой 87-й сезон спектаклем Дианы «В движении стихий».

2т.jpg

– Диана, расскажите, как так получилось, что вы решили освоить новую профессию?

– Я бы сказала, что ничего на ровном месте не случается. Вся моя жизнь складывалась так, чтобы я пришла к этому. Сначала театральное училище, когда я определилась с направлением, с актерской профессией, потом педагогическое образование. Человеку ведь невозможно быть на одном месте, уходить в рутину, иначе ты просто начнешь затухать, перестанешь гореть, даже в такой профессии! Я считаю, что все, что приходит в нашу жизнь, обязательно приводит к чему-то интересному, если не останавливаться. Мне повезло в жизни: после училища меня пригласили в театр кукол, а также преподавателем дисциплины «Сценическая речь» в театральное училище. Считаю, что профессия режиссера во многом схожа с профессией преподавателя, ведь режиссер выходит к своим зрителям, как и педагог, с некоей проблемой, вопросом, который ему хотелось бы обсудить, вместе найти ответ, поделиться мнением, обогатить знаниями. Он, как и преподаватель, берет своих учеников, зрителей за руку и ведет. Накопив, по-видимому, достаточный багаж знаний, я и решила попробовать себя в новой профессии.   

– Почему такая необычная для нашего города форма спектакля – аудиоспектакль-прогулка? Такого ведь никто еще не делал в Иркутске?

– Мне очень интересна природа звучащего слова. Интересно понять, как, используя только слова, не применяя каких-то визуальных средств, можно воздействовать на человека. У меня была идея – создать аудиокнигу. Уже работая над ней, как-то в разговоре с директором театра Андреем Сергеевичем Стрельцовым я обмолвилась об этом, и он предложил идею спектакля в таком формате. Я ничего ему на это не ответила: ни да, ни нет, но идея мне очень понравилась, и вот к чему она привела. И сейчас в репертуаре нашего театра уже два пешеходных спектакля для взрослых и для детей. Премьера детского, кстати, состоялась в эти выходные. Во время карантина, когда театры были закрыты и зрители были лишены возможности прийти на спектакль, наш театр стал первым в Иркутске, кто восстановил работу со зрителем.

– Расскажите, как проходила работа над спектаклем. Ведь все ново, как для вас, так и для актеров.

– Да, все было ново, начиная от выбора материала, хотелось, чтобы люди как-то воспрянули, чтобы нашли гармонию в своем теле, в своих мыслях. Разговор с самим собой – так я видела замысел этого спектакля. Я очень тщательно подбирала соавтора пьесы и наконец нашла Анастасию Брееву, она журналист, профессионал в своем деле. Обращались за консультациями и к психологу Марине Деминой. Вместе мы смогли проработать очень важные моменты, чтобы участники нашего спектакля в самом конце смогли прийти к внутренней гармонии с самим собой. Судя по отзывам зрителей, у нас получилось! Мне безумно повезло с творческой группой спектакля. С актерами проблем не было, все как-то сразу поняли суть, включились в работу. Единственное, со звукорежиссером спектакля Владимиром Димаковым мы какое-то время не могли понять друг друга. «Все не то, все не так! Здесь должно быть по-другому», – отчаивалась я после каждой репетиции. Но потом, в процессе работы, я кое-что поняла для себя, Владимир, видимо, тоже, мы стали понимать друг друга, и все сложилось в итоге!

Как уже было сказано, в репертуаре театра появился второй аудиоспектакль, точнее, интерактивный квест, как определили его жанр создатели, спектакль для детей с шести лет – «Метаморфозы города И». События аудиоквеста происходят в параллельном городе И, который нельзя увидеть, но можно услышать. А жители сказочного города – Великаны и Мелкие, Говорящие Грибы и Русалка, Призраки и Принцессы – общаются со зрителями с помощью наушников с 3D-звуком. Проводником для детей в сказочный город И становится актер в образе Чудака, путешественник между мирами. Чтобы развеять чары злой Колдуньи, дети выполняют различные подвижные задания и в конце получают награду за спасение города И! 

Полгода понадобилось создателям от идеи до премьеры каждого спектакля для того, чтобы родились такие необычные, любопытные и, безусловно, полезные спектакли в репертуаре театра.

– Новая профессия, наверное, забирает все ваши силы и мысли, а как же профессия актрисы? Над чем сейчас работаете?

– О, сейчас работа в самом разгаре. Считаные дни остались до премьеры спектакля «Дядюшкин сон» по повести Федора Михайловича Достоевского (первый показ состоялся 7 сентября. – Прим. ред.), режиссер-постановщик Игорь Казаков из Беларуси. Вы знаете, хочу отметить, что мне в принципе всегда везет в работе! Я рада вообще, что меня взяли в эту постановку, ведь это очень интересный материал для каждого актера, учитывая, что взрослые спектакли в нашем театре довольно редко ставят, и такой опыт для актера бесценен.

У меня там небольшая, но настолько яркая роль! Представьте – это мещанка, алкоголичка и к тому же великая сплетница! У меня небольшой, семиминутный, эпизод, и за это время я должна раскрыть свой персонаж и сделать свою роль яркой, обличительной и жизненной. Конечно, очень интересен сам процесс создания этого образа – прежде всего это наблюдение за человеком в состоянии алкогольного опьянения, понимание этих резких перемен настроений, от эйфории до слез… Ну и, конечно, сам жанр – водевиль. Это легкость, игра, блеск, интрига, завинченный сюжет. Работать безумно интересно!

– А вы ведь уже работали с Игорем Казаковым?

– Да, в «345-й», это была очень фееричная новогодняя сказка, я работала там ту самую 345-ю овечку! Я очень рада тому, что спектакль получился столь музыкальный, зрелищный и добрый. Многому пришлось научиться, и это очень ценно для меня! Самые приятные чувства вызывают эта роль и сам спектакль, с удовольствием сыграю его снова!

– Актерская профессия, конечно, непредсказуема, не знаешь, какую роль тебе придется примерить на себя завтра. Зайчики, принцессы, девочки, бабушки, понятно, но Смерть – «Смертушка», как эту роль прописывает Николай Лесков в своем произведении «Маланья – голова баранья» и в спектакле театра «Живая душа». Как принять этот образ?

– Где актер берет вдохновение для своих образов? Конечно, это наблюдение, фильмы, но, на мой взгляд, хороший актер обращается прежде всего к своей жизни, к своему опыту. Мы ведь все немного травмированы жизнью, у каждого внутри есть нужные эмоции, переживания, но не каждый может вовремя вытащить их из себя. У актера есть такая профессиональная необходимость. Так случилось, что на момент постановки этого спектакля в моей жизни уже было много потерь близких людей. Поэтому я «откопала» в своей душе такое понимание смерти. Смерть – это часть жизни. Это смирение, принятие. В сказках Лескова люди ведь молили о смерти: «Прийди ко мне, Смертушка», – говорили они. Вот такое понимание у меня этого образа. Это не страшно, это часть нашей жизни. Наверное, самый главный показатель, что меня услышали, – это благодарность зрителей, когда знакомые, незнакомые, родные и близкие зрители подходят и говорят тебе СПАСИБО, это дорогого стоит! Значит, все сложилось!

Вообще в этом спектакле все сложилось: и актерский состав, и режиссер! Я считаю, нам вообще очень повезло с главным режиссером. Юрий Уткин мог бы запросто быть философом, но избрал для себя другую профессию.

– Диана, меня мучает такой вопрос: актер театра кукол почти всегда находится немного на втором плане, он оживляет неживое, но все равно первичнее всегда кукла. Как вы справляетесь со своим здоровым актерским эгоизмом?

– Этой способности нас научили еще в театральном училище, когда нам объясняли, что в этой профессии является ведущим. Я очень люблю куклу за ее выразительность, за возможность показать невероятные, сиюминутные реакции и эмоции! Ведь кукла может внезапно полететь, оказаться в самых неожиданных ситуациях, встретиться с хищными животными, например. В кукле – настоящее искусство, поэтому и люблю ее!

– Актерский ансамбль – это когда одну куклу одновременно ведет несколько человек, кто-то ручки, кто-то ножки, кто-то голову. Как не мешать друг другу, а, наоборот, помогать себе и партнерам?

– Только договорившись между собой, можно создать волшебство на сцене. Я очень благодарна своим партнерам по сцене, что мы так понимаем друг друга, нам не надо что-то говорить, все происходит на каком-то космическом уровне. И немаловажен, конечно, опыт!

– Здорово, что у вас такие прекрасные профессиональные отношения с коллегами. Диана, о чем мечтаете?

– Мечтаю?.. После моего опыта в режиссуре хочется получить профессиональное образование. У меня уже есть свои наработки, я выбрала и разобрала пьесу, и если будет объявлен набор в Ярославском театральном институте, то буду подавать документы на заочное отделение.

В актерской профессии очень сложно строить планы. Одно дело, что ты хочешь, а другое, что есть на самом деле. Я скажу, что пока ни одно мое желание не исполнилось! Я мечтала сыграть Жанну д’Арк, но не играют в театре кукол такие спектакли, зато за роль «Руки царя» в актерском ансамбле в спектакле «Стрелец» я получила премию губернатора Иркутской области. Было ли это мечтой? Нет, конечно! Но тем не менее эта роль дорога и любима.

– В день рождения обычно смешанные чувства – от радости до полного уныния, расскажите, что вы чувствуете, осознавая, что стали на год взрослее?

– Я сейчас настолько занята работой, какими-то интересными проектами, что нет времени подводить итоги года. Одно скажу: мне настолько нравится все то, что происходит в нашем театре, это такой букет творческих, горящих людей – режиссеров, художников, драматургов, актеров, что для меня одно удовольствие быть здесь, участвовать во всем этом. Всегда жду интересных работ, верю, что у меня есть темы, проблемы, с которыми я могу выйти к зрителю и поговорить с ними! Люблю своих коллег, свой театр, свою профессию, которую я выбрала еще в 14 лет. Безумна рада, что я нужна театру, коллегам и, конечно, зрителям!        

3т.jpg

Наталья Иванова, специально для «Байкальских вестей».

Фото автора и из архива Иркутского областного театра
кукол «Аистенок».

На фото: Подготовка аудиоматериала к спектаклю
«В движении стихий»;

Роль Белочки в спектакле «Вредный зайчик» 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии