Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Как тревожит душу скрипка…

17 декабря, 2012


 

Иркутяне познакомились с 25-летним скрипачом
Иваном Почекиным

 

Интересным для иркутских любителей симфонической музыки оказался вечер 1 декабря. Интересным и тем, что в первом отделении прозвучала не столь часто исполняемая Симфония № 1 до минор Сезара Франка в исполнении Губернаторского симфонического оркестра под управлением художественного руководителя и главного дирижера, заслуженного деятеля искусств России Илмара Лапиньша. И музыка не обманула зрительских ожиданий — она была интересна, а в исполнении нашего оркестра прозвучала мощно, наполненно, вызывая соответствующие эмоции и наводя на размышления.

Но главный сюрприз — знакомство с молодым скрипачом из Москвы Иваном Почекиным — ждал нас во втором отделении. Иван солировал в Испанской симфонии Эдуара Лало, который также мало известен широкой публике.

Французский композитор Эдуар Лало вошел в музыку двумя своими произведениями — это Испанская симфония для скрипки с оркестром  и виолончельный концерт. Как объясняют музыковеды, своей симфонией он положил начало испанской теме в европейской музыке. Сочинения Мориса Равеля, Клода Дебюсси, опера «Кармен» Бизе появились позже. Лало при создании своей симфонии первым использовал подлинные испанские темы из сборников народных песен. Это произведение дает возможность солисту в полной мере блеснуть своей виртуозностью и продемонстрировать благородство и красоту звучания скрипки.

Иван Почекин начал заниматься музыкой очень рано, с пяти лет, сначала под руководством своей матери, преподавателя игры на скрипке. Отец Ивана, Юрий Почекин, известный скрипичный мастер. В семь лет Иван впервые вышел на сцену играть с симфоническим оркестром.

После Центральной музыкальной школы при Московской консерватории (класс профессора Майи Глезаровой) Иван Почекин окончил музыкальное училище при той же консерватории и Высшую школу музыки в Кельне, где его педагогом был знаменитый скрипач Виктор Третьяков. Иван — лауреат нескольких международных конкурсов, в том числе конкурса скрипачей имени Паганини в Москве (2005 год). Он — участник многих фестивалей, недавно выступил в Калининграде по приглашению Дениса Мацуева. Иван Почекин принимал участие в проектах Московской филармонии «Звезды ХХI века», «Золотой век скрипки» и «Романтические концерты».

 


После Центральной музыкальной школы при Московской консерватории (класс профессора Майи Глезаровой) Иван Почекин окончил музыкальное училище при той же консерватории и Высшую школу музыки в Кельне, где его педагогом был знаменитый скрипач Виктор Третьяков. Иван — лауреат нескольких международных конкурсов, в том числе конкурса скрипачей имени Паганини в Москве (2005 год). Он — участник многих фестивалей, недавно выступил в Калининграде по приглашению Дениса Мацуева. Иван Почекин принимал участие в проектах Московской филармонии «Звезды ХХ
I века», «Золотой век скрипки» и «Романтические концерты».
 

 

Сейчас музыканту всего 25 лет, но его скрипка уже хорошо известна и на Западе, и на Востоке. Действительно, он объехал многие европейские города, побывал в Японии, не говоря уж о городах западной части России, Западной Сибири, Дальнего Востока. Но в Иркутске выступать ему не доводилось — сегодня он впервые стоит на сцене Иркутской филармонии.

Играет Иван на уникальном инструменте. Еще недавно в его руках была скрипка Гваданьини, а сейчас — скрипка работы итальянского мастера, ученика Страдивари Карло Бергонци, которая датируется 1719 годом и принадлежит государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов.

Играет Иван Почекин виртуозно, темпераментно, артистично, скрипка в его руках абсолютно послушна и не только поет, но и шепчет… Причем в эти моменты оркестр ничуть не заглушает звучание солирующего инструмента, и скрипка ведет свои темы, то нежные, то страстные или капризные, так, что хочется снова и снова мысленно повторять их.

Испанская симфония Лало — вещь достаточно крупная, из пяти частей, и музыканты — оркестр и особенно солист — полностью выкладываются на сцене. И все же, несмотря на усталость, после концерта музыкант согласился пообщаться с прессой, и мне удалось взять у него короткое интервью.

— Иван, как получилось, что вы до сих пор не были у нас?

— Так вот сложилось… 50 городов проехал за последние пять лет — и до Иркутска, и дальше Иркутска, а в Иркутске не выступал. К счастью, сейчас я здесь, о чем не жалею: публика у вас благодарная. Подтвердилось и то, что мне говорили: зал филармонии очень хорош, лучшая акустика в Сибири… Акустика очень  хороша именно для скрипки: инструмент звучит натурально, естественно, как есть — только еще с воздухом, тембрально многое выражает.

— Вы начинали очень рано и ярко, у вас биография вундеркинда – были ли трудности роста, когда вы становились старше, когда требования стали меняться?

— Я не считаю себя вундеркиндом, мои педагоги — мудрые люди и в свое время больше воспитывали во мне фундаментальность, чем амбиции. За это я им очень благодарен.

— Как и когда пересеклись ваши дороги с Денисом Мацуевым?

— Мы с ним знакомы лично, и я недавно выступал у него на фестивале «Крещендо».

— Был ли разговор о дальнейших творческих отношениях? У нас проходит фестиваль «Звезды на Байкале», организованный как раз Денисом Мацуевым, — вы к нам не собираетесь?

— Пока приглашения такого я не получал.

 


Играет Иван на уникальном инструменте. Еще недавно в его руках была скрипка Гваданьини, а сейчас — скрипка работы итальянского мастера, ученика Страдивари Карло Бергонци, которая датируется 1719 годом и принадлежит государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов.
 

 

— Произведение, которое вы исполняли, — очень интересное и позволяет многое выразить…

— Оно сейчас редко исполняется, к тому же оно очень длинное — его достаточно непросто играть…

— Однако складывается такое впечатление, что для вас не существует технических трудностей. Это так на самом деле?

— Трудности существуют, просто я пытаюсь с ними справляться…

— Вам это блестяще удается. А как вам игралось с нашим симфоническим оркестром?

— Работать вместе было очень приятно, и с оркестром, с которым у нас сложился хороший ансамбль, и с дирижером. Очень приятно!

— Не так часто можно услышать скрипку, которая позволяет себе так нежно и негромко петь; вы не боитесь этих тихих оттенков, они слышны — и ведь оркестр при этом тоже звучит.

— Я очень люблю большие динамические градации, меня многому научил мой учитель Виктор Викторович Третьяков. Многие, действительно, думают, что с оркестром у скрипки не бывает пиано, а он считает, что если у композитора написано пиано — то и должно оставаться пиано…

— Сегодня это так красиво звучало!

— Ну а чтобы было слышно, нужно, чтобы просто был хороший инструмент. Потому что скрипка слышна не силой, а тембром. Поэтому-то старые итальянские скрипки слышны везде и звучат везде, несмотря на то, что это не самые громкие инструменты.

— Ваш отец тоже скрипичный мастер. Вы начинали играть на его инструментах?

— Да, конечно, но потом перешел на итальянские.

 


Играет Иван Почекин виртуозно, темпераментно, артистично, скрипка в его руках абсолютно послушна и не только поет, но и шепчет… Причем в эти моменты оркестр ничуть не заглушает звучание солирующего инструмента, и скрипка ведет свои темы, то нежные, то страстные или капризные, так, что хочется снова и снова мысленно повторять их. 
 

 

— У меня такое ощущение, что вы любите свой инструмент, как можно любить ребенка…

— Я просто с детства приучен с ним правильно обращаться.

— У вас этот инструмент давно? Вы с ним освоились, свыклись, сдружились?

— Нет, не более полугода. И только в последнее время начал осваиваться. Потому что поначалу идет просто приспособление, но чтобы по-настоящему узнать инструмент, нужно время, это не так все просто.

— Какие сложности бывают у вас с вашей «партнершей»?

— Звуковые, конечно. Штриховые. Интонации мы не берем — чисто играть нужно всегда.

— Когда вы выступаете на крупных конкурсах, что переживаете?

— Я выступал на многих конкурсах, на каких-то более успешно, на каких-то менее, но везде, где предлагается свободная программа, — там играть легче. А там, где есть одно «обязательное» произведение, которое все играют, там уже начинается элемент спорта. Не кто лучше сыграл, а кто меньше промахнулся. В свободной же программе больше ценится мышление… Кстати, наверное, больше я не буду играть на конкурсах.

— Что вы предпочли бы играть, каких композиторов?

— Романтическую музыку легче играть. Также очень важен партнер — пианист. Важен оркестр и дирижер… Из этого складывается результат. К тому же часто приходится выбирать — или играть ту вещь, которую оркестр много играл и хорошо знает, или рисковать…

— Сегодня вы – рисковали? Ведь эта вещь, что вы играли, — совершенно новая для нас, хотя ее играли в разные годы и Леонид Коган, и Вадим Репин…

— Я ее играл всего второй раз. Первый раз — в Воронеже и вот сейчас — в Иркутске.

— Вы произвели на иркутскую публику прекрасное впечатление — так что будем ждать ваших гастролей, ваших новых концертов, приезжайте. Успехов вам!

Любовь Сухаревская, «Байкальские вести»


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии