Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Капитальный ремонт и текущий момент

14 июля, 2014

 

Региональное отделение Общероссийского Народного фронта (ОНФ) займется мониторингом внедрения в Иркутской области закона о капитальном ремонте многоквартирных домов.

И никуда нам не деться от этого…

Принятый в декабре 2013 года областной закон № 167-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Иркутской области» вызывает множество вопросов как у жителей  области, не до конца понимающих необходимость платить существенные суммы за весьма отдаленные перспективы, так и у тех, кто имеет непосредственное отношение к проблеме капитального ремонта. Главная проблема состоит в том, что с 1 октября каждый владелец квартиры в многоквартирном доме будет платить дополнительно несколько сотен рублей, а большинство жителей области об этом еще не знают. Представители областного Союза строителей — президент Союза Юрий Шкуропат и генеральный директор исполнительной дирекции Сергей Вахонин — и Ассоциации товариществ собственников жилья Иркутской области (АТСЖИО) Валентина Кошечкина обратились за поддержкой к сопредседателю регионального отделения ОНФ Анатолию Стрельцову.

Федеральный закон, ставший базой для региональных актов, отдал многие полномочия на откуп региональным властям. Так, именно правительство Иркутской области формировало структуру Фонда капитального ремонта многоквартирных домов — учредителем фонда является министерство жилищной политики и энергетики, министр назначает директора фонда, утверждает штат, платит сотрудникам зарплату из областного бюджета. Губернатор области своим распоряжением 54-пп от 17 февраля 2014 года установил минимальные размеры взносов на капитальный ремонт. Границы оказались широки — от 3,41 рубля (многоквартирный дом, оборудованный внутридомовой инженерной системой электроснабжения, с печным отоплением, с количеством этажей от одного до трех в южных районах области) до 9,03 рубля (многоквартирный дом, оборудованный внутридомовыми инженерными системами электро- и газоснабжения, отопления, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, оснащенный лифтовым оборудованием и мусоропроводом, с количеством этажей 6 и более в северных районах области). Плата взимается с квадратного метра, то есть может достигать 1000 рублей в месяц.

Собранные средства (по некоторым оценкам, до 4 млрд рублей в год со всей территории области) поступят на специальные счета, закрепленные за каждым домом. Не за собственником, не за ТСЖ или ЖСК, а именно за домом как объектом недвижимости, и при переезде собственника в другой дом средства за ним не перейдут. Оперативное управление средствами возможно двумя способами: либо это сделает региональный оператор в лице Фонда капитального ремонта, либо члены ТСЖ откроют индивидуальный счет в одном из уполномоченных банков. А вот очередность ремонта и, что еще более важно, выбор компании, которая будет его выполнять, — это уже полностью прерогатива фонда.

Эксцесс внедрения

Как рассказал участникам встречи Сергей Вахонин, подготовка поправок в Жилищный кодекс РФ и соответствующих региональных законов велась давно — как минимум два года назад заинтересованные структуры знали о предстоящих грандиозных событиях и готовились к ним. В результате в ряде регионов законы уже приняты и начали действовать, а такие важнейшие субъекты федерации, как Москва, Московская область и Санкт-Петербург, отказались вводить закон в действие даже в 2014 году. Формально такое решение местные власти объясняют необходимостью тщательно подготовиться, реально же все упирается в региональные выборы, результаты которых могут оказаться весьма неожиданными, если избиратели пойдут на участки в расстроенных чувствах. С другой стороны, в тех регионах, где законы уже приняты и начали действовать, расценки Иркутской области могут показаться щадящими — кое-где за квадратный метр могут спросить 20 и более рублей.

Для того чтобы жители области подошли к делу максимально ответственно, местные власти должны были провести обширную кампанию по информированию населения, помочь в организации собраний собственников жилья и принять от руководителей ТСЖ протоколы собраний с результатами сознательного голосования. По данным Союза строителей и АТСЖИО, ничего подобного не случилось. Более того, в тех немногочисленных случаях, когда собрания все-таки удавалось организовать и довести до голосования, протоколы неоднократно возвращали на переделку, не принимали с соблюдением всех формальностей или попросту игнорировали.

— На сайте министерства жилищной политики нет строгой формы протокола собрания, — поясняет Валентина Кошечкина, — есть «Примерная форма протокола очного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме». И тем не менее мне этот протокол возвращали на переделку несколько раз. А решение нужно было принять до 1 июля! Теперь-то, в сезон дач и отпусков, собрание провести будет очень трудно.

Анатолий Стрельцов, тоже являющийся собственником квартиры, признался, что он даже не знал о необходимости принять такое сложное решение, никто ему об этом не сообщил. По мнению Валентины Кошечкиной, местные власти сознательно ведут такую пассивную политику. Капитальный ремонт — вещь политически важная, об объемах ремонта местные власти отчитываются перед правительством области, а правительство области отчитывается перед федеральным. Очевидно, что, пока фонд не сформирован, средства нужно откуда-то брать, и чем больше домов будут платить фонду, тем проще будет выполнять программу. В принципе это допустимо, закон разрешает использовать на ремонт данного дома средства, собранные жителями других домов, но при условии возврата. Первые отремонтированные дома в таком случае получают явное преимущество: еще ничего толком не заплатив, жители здесь получат отремонтированный дом.

А вот жители новых домов, где ремонт по графику состоится в 2039—2043 годах, могут оказаться в положении акционеров МММ, потому что жизнь не стоит не месте, сегодня действует один закон, завтра — другой. И может так оказаться, что деньги, скопленные за четверть века или более, уйдут в неизвестном направлении безвозвратно.

Попробуй проверить

Второй повод для тревоги состоит в том, что фонд, пока по крайней мере, является структурой, которая практически никем не контролируется. Сергей Вахонин зачитал отрывок из заключения Контрольно-счетной палаты Иркутской области, из которого следует: в законе записано, что фонд будет проверять Служба жилищного и строительного надзора. Но в законе о Службе такие полномочия не прописаны, никто просто не удосужился внести соответствующие поправки. Вот и получилось, что нельзя, например, проверить правильность начисления размера оплаты новой строки в платежке. Нельзя проверить порядок определения очередности капитального ремонта, нельзя проверить конкретные сметы. Сергей Вахонин рассказал, что он не поленился съездить в один из домов, поставленных в очередь уже на 2014 год. Председатель ТСЖ этого 40-летнего здания признал, что его попросили срочно представить сметы на ремонт, а потом из этих смет вычеркнули не только самые затратные статьи, но и многие дорогостоящие материалы.

— Зачем при капитальном ремонте дома, который бывает раз в 40 лет, ставить трубы из стали, если они сгниют через пять лет? — удивляется Сергей Вахонин. — Люди просто не доживут до следующего ремонта, поэтому нужно делать как следует, чтобы они жили в нормальных человеческих условиях. Нужно ставить качественную кровлю, нужно проводить мероприятия по энергосбережению. Делать как следует!

Проблема контроля и надзора вообще оказалась близка участникам встречи. Валентина Кошечкина напомнила, что по действующему законодательству при каждом министерстве должны быть созданы общественные советы. Но важно ведь не только наличие совета, но и его качественный состав, и практика реальной работы.

— Я сама четыре года числилась в составе общественного совета при министерстве жилищной политики, — рассказала Валентина Кошечкина. — За это время меня ни разу не пригласили на его заседания, а в этом году мне министр сказал: «Вы же отозвали свою кандидатуру».

В практическую плоскость

Реализация закона о капитальном ремонте может выявить еще множество недоработок и нестыковок. Поэтому Анатолий Стрельцов предложил участникам встречи схему действий из трех пунктов. В первую очередь рабочая группа Иркутского отделения ОНФ по проблемам ЖКХ обратится к мэрам всех крупных населенных пунктов, где есть многоквартирные дома, с просьбой рассказать о методах информирования населения о предстоящих дополнительных тратах, о количестве проведенных собраний жильцов, представленных протоколов и — что самое интересное – принятых, утвержденных протоколов. Параллельно общественные организации, работающие в сфере ЖКХ, проведут аналогичный опрос среди ТСЖ и ЖСК. Обобщенные данные предложат заслушать на одном из заседаний правительства Иркутской области, где будут озвучены и предложения по усилению общественного контроля за работой Фонда капитального ремонта.

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии