Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Держите скот на привязи

21 декабря, 2015

Комитет по законодательству о природопользовании, экологии  и сельском хозяйстве на своем заседании, состоявшемся 11 декабря, в очередной раз пересмотрел отношение к закону «Об отдельных вопросах оборота земель сельскохозяйственного назначения в Иркутской области» — депутаты предположили, что закон открывает дорогу для скупки и спекуляции землей.

Краткая предыстория вопроса, озвученная представителем министерства имущественных отношений, заключалась в том, что федеральное законодательство позволяет установить цену продажи участка от 0 до 15 процентов кадастровой стоимости, причем речь идет о выкупе тех участков, которые уже находятся у покупателя в аренде или на правах пожизненного пользования. До сих пор в Иркутской области действовала ставка 15 процентов, правительство предложило снизить ее в десять раз, до 1,5 процента, что позволило бы увеличить оборот земель сельскохозяйственного назначения.

Депутат Илья Сумароков предположил, что таким образом открывается путь для скупки и последующей перепродажи земли. Министерство сельского хозяйство усомнилось в вероятности такого развития событий, поскольку те, кто еще пользуется землей, едва ли станут ее немедленно выкупать и распродавать. В качестве примера привели пригородное хозяйство Ангарска, где большой земельный участок находится на правах бессрочного пользования, хозяйству он не нужен, но избавиться от него хозяйство не может. Выкуп и последующая продажа, по мнению минсельхоза, могли бы значительно оздоровить экономику предприятия, избавить его от лишних налогов, а более эффективный собственник мог бы пользоваться этим пригородным участком с большей пользой для всех.

Депутаты высказали сомнение в возможности принятия одного общего решения для предприятий и организаций, находящихся в разной экономической ситуации, получивших землю разным путем и по-разному ее использующих. Прозвучало предложение ограничить действие закона для Иркутского, Усольского и Черемховского районов. Министерство сельского хозяйства предлагает закон в связи с тем, что 40 процентов земель области, находившихся ранее в сельхозобороте, не обрабатывается нынешними собственниками и ее нельзя продать. Депутаты в ответ назвали закон преждевременным: неизвестно, кто будет выкупать землю и на чьи деньги, кому перепродавать и что станет с землей впоследствии.

Парадокс ситуации состоял в том, что законопроект был одобрен Ассоциацией муниципальных образований, прокуратурой, уполномоченным по защите прав предпринимателей и правовым управлением Законодательного собрания. Но члены комитета — каждый из которых имеет большой опыт работы в сельском хозяйстве — твердо стояли на своем: закон сомнительный, минсельхоз не может точно ответить на вопрос, «какое количество земли может быть продано практически за бесценок» и проводилась ли антикоррупционная экспертиза. Комитет принял решение исключить спорную поправку и продолжить работу над законом во втором чтении.

Временно замещающий должность руководителя службы ветеринарии Иркутской области Борис Балыбердин внес на рассмотрение депутатов проект закона «О внесении изменений в отдельные законы Иркутской области», меняющий — в соответствии с федеральным законодательством — порядок отлова и содержания домашних животных. Казалось бы, ничего сложного нет, но председатель комитета Кузьма Алдаров сообщил, что, напротив, все очень серьезно: термин «передержка» меняется на «содержание», а вместо бродячих собак и кошек под действие закона попадают все безнадзорные животные — от попугая до крокодила, если такового отловят где-то на территории области. Отказаться от исполнения этих полномочий нельзя, а ведь в список обязанностей областных ведомств можно включить что угодно, вплоть до поиска хозяев и возвращения животных законным владельцам.

Члены комитета отнеслись к закону с большим интересом, потому что потравы сельхозугодий приносят убытки «на сотни миллионов рублей», и если новый закон дает право обращаться с безнадзорным животным «по всей строгости закона», то депутаты только «за». Закон позволяет по истечении 30 дней содержания стерилизовать животное без ошейников, а затем выпустить его туда, где оно было поймано. Если животное с ошейником, биркой или каким-то иным свидетельством о принадлежности кому-то, его нужно содержать шесть месяцев, а потом можно распоряжаться как угодно. Если владелец захочет животное забрать, пострадавший и поймавший его собственник пострадавших посевов может выставить ему гражданский иск за весь ущерб.

Борис Балыбердин призвал депутатов обратить внимание и на ту часть законопроекта, которая предполагает проверку всех пойманных животных на различные болезни, в том числе бешенство. Ветеринары не могут заниматься лечением всех животных, но могут заниматься профилактикой эпизоотий. Закон следовало бы принять еще и потому, что в нем прописан порядок распределения средств между муниципальными образованиями и проведения конкурса на определение организаций, которые будут этим заниматься. Депутат Аполлон Иванов уверил, что, в отличие от отлова никому не нужных собак и кошек, желающих заняться отловом крупного скота будет много — с одной стороны, буренки наносят огромный ущерб, а с другой — их можно с пользой продать. 

С докладом о ходе исполнения подпрограммы «Развитие водохозяйственного комплекса в Иркутской области» государственной программы Иркутской области «Охрана окружающей среды» на 2014—2018 годы на заседании комитета выступила заместитель министра природных ресурсов Нина Абаринова. Она рассказала депутатам о реализации проектов защиты населения от различных видов разлива рек, о решении проблемы бесхозных гидротехнических сооружений и об установлении водоохранных зон в различных районах области.

Разработка проектно-сметной документации и выполнение работ ведутся за средства всех бюджетов, от федерального до муниципальных, что существенно усложняет работу министерства. Впрочем, так или иначе работа идет и проекты, запланированные на 2016 год, «смещаются к северу» — в южных (самых населенных) районах многие задачи уже решены.

В своей работе министерство сталкивается с большими трудностями: при установке знаков водоохранной зоны их часто воруют, а Контрольно-счетная палата и прокуратура строго требуют, чтобы все знаки были в наличии.

— Требуют, например, установить их на Мамаканской ГЭС. А там нет никого — для медведей, что ли? — поделилась своими проблемами Нина Абаринова.

Депутаты в ответ строго поинтересовались, нельзя ли заняться берегоукреплением Ушаковки. Оказалось — нельзя: федеральный бюджет разрешает укреплять берега только в том случае, если есть риск затопления, да и то — без красивых набережных и лестниц. Депутаты обратили внимание министерства на положение дел на Байкале, вода которого считается все менее чистой, а заодно попросили обратить внимание на месторождения подземных вод под Ангарском и в других районах. Южным районам области нужны резервные источники водоснабжения, пояснили сотрудники минприроды, документы переданы в федеральное правительство, но ответа пока нет.

Арнольд Ларионов, «Байкальские вести»

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии