Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Коэффициент несъедобности лапши

24 апреля, 2023

Комитет по социально-культурному законодательству Законодательного собрания Иркутской области на очередном заседании 13 апреля (за несколько дней до сессии регионального парламента) в который уже раз вернулся к теме школьного питания. Благая, по сути, затея превратилась в неисчерпаемый источник конфликтов и споров.

Больше слов, сложных и невнятных

По сложившейся в правительстве области традиции министр образования Максим Парфенов в очередной раз на время подготовки к очередной сессии ЗС отбыл в служебную командировку и в работе комитета участия не принимал. Председатель комитета Ирина Синцова отметила, что очередное обращение депутатов к теме школьного питания свидетельствует о постоянном внимании, а большое количество задействованных структур говорит о глубокой и всесторонней оценке проблемы. Депутаты рассматривают организацию школьного питания как часть формирования здорового населения области. Дело это непростое и во многом уже проигранное: по качеству жизни в 2022 году область заняла 60-е место в Российской Федерации, а по вовлеченности населения в спорт – последнее место в Сибирском федеральном округе. Правильное питание школьников могло бы как-то переломить ситуацию, но, как показала дискуссия на заседании комитета, едва ли это получится в ближайшие годы.

Заместитель министра образования Наталья Краснова развернула перед депутатами настоящую скатерть-самобранку. Правда, не уставленную столовскими яствами, а расписанную многозначительными словосочетаниями вроде «здоровьесберегающие технологии», «решение осуществляется путем создания условий» и прочими сложносочиненными конструкциями, какими в нормальной жизни никто не пользуется. Если отжать из речи замминистра весь канцелярит, то в чистом остатке получается примерно следующее: в области работает 881 школа разных типов (от школы-детсада до типовой общеобразовательной), в которых обучаются 343 270 школьников. В школьных, простите за выражение, пищеблоках, трудятся около 1,8 тыс. поваров, 381 заведующий производством, около полутора тысяч кухонных работников. Далеко не каждый школьник знает, что в школе должен быть какой-то медицинский работник (потому что за 10 лет обучения с ним можно ни разу не встретиться), зато с каждым годом растет штат диетсестер – сейчас их в области уже 111. Правда, Наталья Краснова не знает, кто эти люди и какую подготовку они имеют, потому что прием на работу – задача директоров школ, а как они справляются с ней, минобр почему-то до сих пор не интересовался.

Школы области имеют более 550 столовых полного типа, более 350 работают на полуфабрикатах – на чиновном языке их называют «доготовочными». Работают три комбината школьного питания и шесть буфетов. Благодаря этому во всех государственных и лицензированных частных школах дети могут получать питание – в начальных классах охват составляет 100 процентов, в остальных – 91 процент учащихся. Более того, в 523 школах детей не просто кормят, но и обучают «культуре здорового питания», что бы это ни означало. Финансирование расходов на питание и оснащение пищеблоков постоянно увеличивается: в 2022 году на оснащение выделили почти 33 млн рублей, расходы в 2023 году увеличены на 11 процентов. Кое-где для организации питания к школам пристраивают дополнительные модульные конструкции, в других местах – мобильные «кухни-столовые».

Для повышения качества питания для школьных поваров проводят конкурсы (в 2022 году прошел второй), в которых приняли участие 20 муниципалитетов. И об этих специалистах Наталья Краснова ничего интересного рассказать не смогла – «люди приходят, работают», вот и всё. В «Телеграме» открыт специальный канал «Вкусно в школе», администратор которого предусмотрительно заблокировал возможность комментирования своих сообщений. Зато министерство проводит рейды хорошо подготовленной общественности под диким (не побоимся этого слова) названием «Мамнадзор выходит в дозор». Если бы эти борцы за качество питания не были связаны с министерством, они бы и название себе пободрее придумали, и доверия к их акциям было бы больше. Наталья Краснова, правда, уверяет, что в школах стало чище и посуда блестит, но что-то фотографии тараканов в родительских чатах никуда не исчезли. Наверное, мамнадзор не все школы смог посетить, не все пищеблоки вывел из сумрака.

Во всем виновата семья?

Впрочем, и сама Наталья Краснова понимает, что рассказам про полное благополучие в школьных столовых никто в Иркутской области не поверит. Поэтому она сама рассказала депутатам, что в богатейшей Иркутской области, гордящейся своими писателями, учеными, музеями и библиотеками, в школьной столовой ребенку из всех видов приборов предложат только ложку. Вилок и тем более ножей (которыми детей учат пользоваться уже в детском саду) вы не найдете – потому что «привычка». Сейчас вилки и даже салфетки «возвращаются», количество жалоб сокращается – за 2022 год на портал правительства их пришло всего 24 штуки. Можно даже понять, почему: жалобы так редко рассматривают по сути, что жители области уже просто смирились с происходящим и не тревожат сон чиновников в их стране розовых пони и единорогов.

Больная тема для чиновников и депутатов – бесплатное молоко в школах. Наталья Краснова признает, что дети его практически не пьют и хуже всего обстоят дела в городских школах. История эта тянется чуть ли не с первого дня принятия закона о «стакане молока», но до сих пор министерство образования не может принять решение о замене молока другими продуктами или отмене выдачи там, где коэффициент полезного действия от вложенных бюджетных средств ниже всего. Крайними пока оказались не чиновники, поставляющие в школы молоко длительного хранения (в северных районах – до полугода) со странным вкусом и эффектами, а родители. Да-да, именно родители, потому что именно они не приучили детей пить молоко дома. Проблема – дети не пьют молоко. Решение чиновника – обязать классных руководителей контролировать процесс питания в столовой. Как будто классному руководителю в школе больше делать нечего…

Представления чиновников минобра о работе директоров и функционировании школьных сайтов явно смещены в сторону иллюзий, в ущерб реальным знаниям. Наталья Краснова полагает, что родителям, которые не всегда могут зайти на электронный дневник, нужно обязательно ежедневно выкладывать для ознакомления актуальное меню на следующий день. Еще более странные представления у нее о телеграм-канале «Вкусно в школе»: в нем при отключенных комментариях якобы можно высказать свои пожелания о школьном меню. Каким способом, где хоть один такой комментарий – непонятно…

Депутат Дмитрий Тютрин, видимо, не поверил в слова заместителя министра, потому что сразу задал вопрос об отходах школьных столовых – с мест ему поступают сигналы об их огромном количестве. Наталья Краснова в очередной раз нашла повод упрекнуть детей и родителей: в одной из поездок она отметила, что дети практически ничего не едят, хотя обед такой (внимание!) «красивый». Если читатель интересовался когда-нибудь методиками съемок рекламы продуктов и напитков, то он знает, что самая красивая еда – искусственная: фрукты из воска, хлеб из гончарной глины, мясо из покрашенной резины, машинное масло вместо пива и так далее. Одним словом, дети, которые не рассматривали тарелку, а пытались есть положенное в нее, от блюд отказываются, а заместитель министра объясняет это тем, что родители дома перекормили своих чад.

– Какой смысл вам, спешащим на работу, разогревать еду, если дети придут в школу и поедят – хороший, свежий, приготовленный по всем нормам, обед? – задала риторический вопрос заместитель министра.

Действительно, уважаемые сограждане, чего это вы? Может, потому и кормим все мы своих детей, что когда-то учились в школах (иногда в тех же самых) и никогда еда в школьной столовой не была лучше, чем дома. Более того, нередко еда в столовой практически несъедобна. Бывают, конечно, семьи, где из-за асоциального поведения детям лучше питаться в школе, но, по счастью, это скорее исключения, чем правило. Как вам, к примеру, новость, что мясо в школьном меню (в среднем по области) составляет всего 6 процентов? Как поясняют чиновники, «требования к блочному мясу очень высокие» и они пытаются как-то решать эту проблему, но пока не очень получается.

Председатель комитета Ирина Синцова вспомнила по этому поводу новый термин – «коэффициент несъедаемости», который позволяет оценить количество продуктов, ушедших в отходы. К сожалению, министерство, располагающее всей информацией по этой теме, не представило депутатам карту, отражающую этот коэффициент. А ведь можно было бы сравнить – школы государственные и частные, школы в разных муниципалитетах, школы со штатными поварами и аутсорсингом… Такой статистики – несомненно, актуальной и многое объясняющей – почему-то не видно.

По единому стандарту

Роспотребнадзор, например, в ходе своих проверок находит все – и занижение веса блюд, и нарушение технологии с риском пищевых расстройств (до 40 процентов всех нарушений), несоблюдение цикличности меню. Полный набор мыслимых и немыслимых нарушений, из-за которых дети (которых ничем и никак не обманешь) не хотят заходить в школьные столовые, оставив эту территорию на откуп чиновникам и мифическим «мамнадзорам». Как установил опрос, проведенный в 50 школах, многие дети вообще не заходят в столовые, потому что за перемену не успевают ни получить, ни съесть положенные им блюда. О каком выросшем качестве, о каком воспитании «правильного поведения» рассказывала депутатам замминистра Краснова?

Остается большой вопрос о воспитании единого «правильного» поведения у всех школьников области: на территории региона проживают представители разных народов, у каждого из них свои традиции. Где-то молоко (в которое уперлись как в панацею от всех бед) просто бесполезно потому, что на протяжении тысячелетий никто его не потреблял и оно просто не переваривается – в другом месте оно основа пищевого рациона. Где-то привыкли есть больше мяса, где-то рыбы, где-то злаков. Но министерство образования, привыкшее всех учить по одной программе, одному стандарту, пытается по одному меню всех накормить. Результат – плачевный. 

Арнольд Ларионов, «Байкальские вести»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии