Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Комитет стоит на страже

25 апреля, 2022

Комитет по здравоохранению и социальной защите Законодательного собрания Иркутской области рассмотрел на очередном заседании 18 апреля шесть вопросов, в том числе волнующий многих жителей области «О ежемесячной денежной выплате семьям, имеющим детей».

1ю.jpg

С точностью до рубля

Выплата установлена Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 175 «О ежемесячной денежной выплате семьям, имеющим детей». Речь идет о ежемесячной выплате семьям с детьми 8–17 лет и предоставляется в случае, если ребенок является гражданином РФ, постоянно проживает на территории страны, а размер среднедушевого дохода семьи «не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте».

Заместитель управляющего отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области Ирина Близнец рассказала, что выплата коснется 30 процентов детей, проживающих в Иркутской области, – таких детей 450 тысяч. Остальные 70 процентов живут в семьях достаточно обеспеченных, по крайней мере не попадающих в параметры, установленные в указе президента РФ. Председатель комитета Александр Гаськов отметил, что каждый член комитета получает множество жалоб о неполученных выплатах, на что Ирина Близнец ответила исчерпывающе полно: граждане неправильно читают закон. Дело в том, что многие считают свои доходы по сумме, полученной на руки в день зарплаты или выплаты пенсии, а юристы и другие специалисты ПФР – по начислению. Поэтому если у кого-то есть кредит или алименты, то ПФР их не учитывает. Кроме того, к малоимущим не относятся семьи, у которых есть дачные участки или автотранспорт, и лишь недавно была введена поправка, позволяющая не учитывать «автохлам» (то есть неисправные автомобили) или машины, числящиеся в угоне.

Еще одна тонкость состоит в том, что по указу выплаты должны начислять с апреля, но получат их семьи только в мае. Как пояснила Ирина Близнец, пока из федерального бюджета средств нет, зато в мае придут сразу выплаты за апрель и май. Граждане, подавшие заявления через портал Госуслуги, могут не беспокоиться – выплаты будут. Все отказы, полученные в апреле, будут пересмотрены, заверила Ирина Близнец, потому что многие из них произошли из-за технических ошибок или повторного обращения.

Указ заставил многих родителей легализовать свои занятия: для получения выплаты необходимо представить справку о реальных легальных доходах, поэтому в органы ПФР пошел целый вал обращений с необходимой информацией. Из-за выросшего объема работы сотрудники ПФР планируют выйти на работу даже в субботу 30 апреля и воскресенье 1 мая. Александр Гаськов выразил надежду, что работники фонда справятся со всеми заявлениями и никто из жителей области не будет забыт.

До полного отрезвления

Вопрос «об оказании помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, включая создание специализированных организаций для оказания помощи указанным лицам» обсуждается достаточно давно. Как рассказал депутатам заместитель областного министра здравоохранения Алексей Шелехов, федеральный Минздрав не считает оказание такой помощи профильным для медицинских организаций, поэтому и минздрав области не имеет права в своих учреждениях оказывать гражданам помощь в «естественном отрезвлении».

– То есть долго ждали документ, а когда он пришел, оказалось, что воз и ныне там, – констатировал Александр Гаськов.

– Если опьянение тяжелой или средней стадии – это наш профиль, если обычное – нет, – согласился Алексей Шелехов.

Оказание помощи пьяным не входит в полномочия и министерства социальной защиты. Участники заседания с ностальгией вспомнили советские времена, когда существовали вытрезвители: сотрудники милиции имели право задержать и доставить в специальное помещение, там пьяницу встречал врач со специальной подготовкой, и многим работа вытрезвителей спасла жизнь. Последний вытрезвитель в Иркутской области был закрыт в 1992 году.

Сейчас в новом федеральном законе об оказании такой помощи нет даже упоминания о содействии полиции, при этом в Иркутской области только в 2021 году было составлено 26 тыс. административных протоколов на пьяных граждан, 750 из них не могли самостоятельно передвигаться, а 427 потребовалась помощь врачей. Как и следовало ожидать, самая сложная ситуация в Иркутске, Ангарске и Братске, поэтому новые вытрезвители были бы очень полезны.  

Заместитель начальника отдела организации охраны общественного порядка Управления организации охраны общественного порядка ГУ МВД России по Иркутской области Михаил Иордаки зачитал депутатам список учреждений, созданных в пяти регионах России на базе больниц скорой помощи и даже районных больниц. Алексей Шелехов отметил, что в России 85 регионов и на этом фоне пять регионов – не показатель полного согласия. Александр Гаськов напомнил, что по национальным проектам поставлена задача сократить потребление алкоголя до шести литров в год и кто-то в федеральном правительстве думает, что эту задачу удастся выполнить. Оказалось, что далеко не все члены комитета разделяют гуманные представления Александра Гаськова и считают всех пьяных граждан «алкашами», которых нужно принудительно лечить. Тем не менее Гаськов предложил решение комитета, в котором правительству предлагается создать орган для выполнения требований закона – в том числе при помощи меценатов, способных выделить средства на создание современного вытрезвителя.

«Вы можете высказать ваше мнение…»

Заместитель министра здравоохранения Иркутской области Галина Синькова представила депутатам фрагмент отчета губернатора   области «о результатах независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания, которые расположены на территории Иркутской области и учредителем которых является Иркутская область, и принимаемых мерах по совершенствованию деятельности указанных организаций с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года». По информации чиновников, опрос проводился независимой организацией «Лидер» в 27 медицинских организациях, в нем приняли участие чуть менее 10 тыс. жителей области. «Самым сложным» был вопрос о доступности учреждений для инвалидов, а самыми неблагоприятными для пациентов – частные медицинские организации.

Депутаты внимательно выслушали отчет, но не поверили, кажется, ни одному слову. По мнению Александра Гаськова, нельзя доверять приведенным данным, если в них высокую оценку получает медучреждение, в котором нет даже медицинского оборудования, необходимого по нормативам. Например, Центр СПИД работает с такой группой населения, что ни очередей, ни других проблем в нем не бывает. Некоторые из высокорейтинговых учреждений известны депутату по многочисленным жалобам пациентов, другие – по аварийному состоянию. В некоторых больницах нельзя построить пандусы: Александр Гаськов сталкивался с ситуацией, когда построенный по нормативам пандус должен был быть в длину 800 метров. Как можно загонять все медучреждения в единые рамки, как можно объективно оценить и сравнивать?

Сотрудники минздрава не отрицают, что в некоторых населенных пунктах построить новую больницу в принципе невозможно. Например, в Балаганском районе, в поселке, где проживает чуть более 500 человек, нужно построить больницу с котельной и другой инфраструктурой. Стоимость проекта – более 350 млн рублей. Когда сумма была рассчитана, Министерство здравоохранения РФ выступило против такого строительства, потому что социальный эффект от такого проекта явно недостаточный. Получается, что оценивать работу существующего медучреждения в надежде на улучшение обслуживания просто бессмысленно.

Депутат Артем Лобков отметил, что обследование 27 больниц обошлось в десять раз дороже, чем обследование 160 школ и нескольких десятков учреждений культуры. По мнению сотрудников министерства, разница состоит в том, что нужно считать количество не только учреждений, но и обработанных анкет.

Депутат Светлана Шевченко обратила внимание на высокий рейтинг медицинских учреждений   Ангарска, где в то же самое время, по данным минздрава, все настолько плохо, что нужно объединить все больницы города под единым руководством. Парадокс так и не нашел объяснения, однако у результатов независимой проверки есть практический смысл: коллективы учреждений с высоким рейтингом имеют шанс на более высокое премирование. Александр Гаськов предложил вместо сомнительного анкетирования, требующего огромных расходов, просто «занять очередь в поликлинике» – и все необходимое расскажут соседи.

– Самая независимая оценка – это жители области, никакая компания «Лидер» ни в каких анкетах такого не расскажет, – отметил Гаськов.

Тем не менее результаты обследования позволили выявить два проблемных направления, по которым главным врачам и министерству здравоохранения предстоит работать в предстоящие три года: доступность медицинских учреждений и обновление информации на сайтах. Александр Гаськов заявил, что не может представить сессии отчет, в котором система здравоохранения получила высокую оценку, поскольку это противоречит фактам и никто из депутатов в это не поверит.

Борис Самойлов, «Байкальские вести».

Фото автора.

На фото: Артем Лобков, Александр Гаськов и Кузьма Алдаров
(слева направо) на заседании комитета по здравоохранению
и социальной защите

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии