Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Кризис в ТЮЗе, или Чем обернулась перспективная ситуация

16 июня, 2014

Начиная с прошлого года и по сей день на страницах местной прессы  идет спорный  разговор об иркутском ТЮЗе, возникший в связи с долгожданным появлением в театре   главного режиссера, а затем его неожиданным уходом, который пресса прокомментировала как результат  скандала с директором театра. «Скандал»  — это, конечно, громко сказано. Назовем произошедшее ситуацией, которая обещала быть перспективной,  но обернулась  уродливой гримасой  непонимания и зависти.

В давно безрежиссерный ТЮЗ пришел опытный, талантливый, известный всему городу режиссер со своими юными учениками-актерами, интересными идеями, спектаклями и намерением усилить  и развить юношеский блок репертуара.

Конечно, наивно было предполагать, что в этом застоявшемся,  законсервированном, оккупированном пространстве театра возникнет приятие чего-то нового! Не приняли. Изобразили и организовали конфликт по всем правилам жанра! И стали яростно зачищать «свою территорию» от нововведений нового главного.

В таком конфликте, согласитесь, легко можно увязнуть.

И режиссер ушел, потому что талантливый человек находится в  непрерывном творческом процессе, ему жаль тратить время и энергию на сражения с административным противостоянием.

Как  правило, только посредственные функционеры пользуются методами  конфликтов, интриг и прочих провокационных «мероприятий», когда, вместо  сотрудничества, силы направлены на создание невыносимой атмосферы  и  на «замыливание глаз» в виде составления  отчетов,   перечисления заслуг,  наград, грамотно обыгранных статей и интервью. Всем известна многоликость рутины, ее цепкость, виртуозная приспособляемость, бесстыдство  и хамелеонство.

Нас, простых обывателей Иркутска, вся эта история обескуражила  тем, как просто и нагло можно оболгать режиссера и его труд.   При этом независимо от событий нас по-прежнему волнует тема ожидаемых, будущих преобразований и  перемен в ТЮЗе. Поскольку нам интересен непосредственно сам храм искусства — Его Величество Театр, транслирующий нашим детям высокие истины, культурные, духовные, нравственные и прочие образцы русского и мирового искусства.

 

Такое впечатление, что жизнь стремительно меняется в информационно-творческом ритме, а иркутский ТЮЗ  пребывает  в какой-то  другой реальности безвозвратно ушедшего времени и, в основном, с тем же неизменным  репертуаром. Мы наблюдаем патологически странную тенденцию — берется спектакль  многолетней давности,   ретушируется  и ставится в репертуар!

 

К великому сожалению, приходится констатировать, что на сегодня наш город, наши дети этого храма искусства не имеют, что иркутский  ТЮЗ  явно не справляется со своей ролью, и  руководству театра за многие годы  правления не удалось создать современный, динамичный, высокохудожественный театр для детей и юношества.

Такое впечатление, что жизнь стремительно меняется в информационно-творческом ритме, а иркутский ТЮЗ  пребывает  в какой-то  другой реальности безвозвратно ушедшего времени и, в основном, с тем же неизменным  репертуаром. Мы наблюдаем патологически странную тенденцию — берется спектакль  многолетней давности,   ретушируется  и ставится в репертуар!

Конечно, в нашей стране всеобщей школьной обязаловки можно  привозить детей классами на автобусах в театр,  но  добровольно, по велению сердца, в сегодняшний ТЮЗ зрителя   уже не заманишь. Билеты с трудом  продаются на  места в ползала.

Может быть, в этом  виноваты распространители билетов и  педагог, может быть, завлит и худсовет,  да еще современная драматургия не та….

Может быть…

Но  живет в душе  ностальгия по тем временам, когда  билеты были нарасхват! Дети, школьники, студенты и их родители с энтузиазмом и  огромным любопытством (а что же там ТЮЗ опять сотворил?)  шли на  спектакли и смотрели их по нескольку раз!

В нашей жизни  очень важны традиции,  передающие нам информационно-творческий потенциал  предыдущих поколений.     Традиции надо беречь.

Но театр интересен своим обновлением, то есть когда, сохраняя традиционно-главное, целеустремленно и неудержимо создается нечто  новое, соответствующее велению времени.

Обновление — это всегда риск, эксперимент, всегда непривычно, требует усилий воображения,  определенной игры и  свободы ума,  желания  увидеть, понять,  быть сопричастным тому, о чем идет речь на сцене. Особенно интересно отслеживать этот  процесс  в одном, потом втором, третьем спектаклях и  ощутить, что  то, о чем ты смутно подозревал, вдруг здесь и сейчас находит этому ясное подтверждение.

Обновляется театр не сам по себе, автоматически, с течением времени, а талантливыми, и очень смелыми людьми. И в  первую очередь  это делают режиссеры.

Только режиссерский дерзновенный замысел способен  вырваться за грань общепринятых представлений, завораживая и  увлекая творческой свободой  и энергией всех, кто готов  участвовать в этом полете мысли. Именно эта духовная свобода выражения и сила энергии  составляют непостижимую магию театра.

 

Театр без Режиссера — абсурд! Это можно сравнить с забегаловкой, когда заезжие гастролеры экспериментируют на нашей сцене и, оставляя свои «шедевры» типа последнего недоразумения под названием «Остров сокровищ», безответственно исчезают за горизонтом! Тут уж не до высокого искусства, тут уж как получится  и кто во что горазд!

 

Но бывают ремесленники, так называемые практические работники, которым не знаком полет мысли, их мечта — четкая инструкция, определяющая границы их действий справа и слева, они благоразумны и послушны, при всем своем профессионализме и даже уверенности, все равно не пойдут на пробы и поиски, потому что боятся. Такова другая сторона театральной деятельности.

Вот и иркутскому ТЮЗу  последние двадцать лет что-то не везет,  поскольку руководят им исключительно практические работники. Длительно и бесхозно существует театр без своего, настоящего, талантливого Режиссера!

Все мы отлично знаем, что серьезный, успешный, неординарный театр всегда ассоциируется с именем режиссера: Товстоногова, Захарова, Табакова, а у нас  — Титова, Преображенского, Кокорина.

Театр без Режиссера — абсурд! Это можно сравнить с забегаловкой, когда заезжие гастролеры экспериментируют на нашей сцене и, оставляя свои «шедевры» типа последнего недоразумения под названием «Остров сокровищ», безответственно исчезают за горизонтом! Тут уж не до высокого искусства, тут уж как получится  и кто во что горазд!

И здесь, наверное, мы должны посочувствовать директору театра, который в своих интервью сообщает, что вот уже на протяжении двадцати  лет просто вынужден брать на себя героический труд по спасению театра во всех только ему известных смыслах, и от  безрежиссерного существования в том числе!

Только нам кажется, что театр выжил лишь благодаря стойкости, мужеству и таланту  тюзовских  актеров. Это они своим  великим терпением, настойчивостью, любовью к своему делу, театру, зрителю делали и делают  невозможное — сохраняют  и спасают театр. Поклон им и огромное зрительское спасибо!

И выходят  статьи  одна  за другой… Удивительно, как причудлива бывает мысль автора. К примеру,  в  одной из них филолог убеждает нас, что театр нормально функционирует  в рамках «провинциальной культуры, не терпящей новаций»!

Странная градация современной культуры! Видимо, бывают «деятели культуры», а бывают, как наш директор, «деятели провинциальной культуры».

«Провинциальная культура» плюс «провинциальная интеллигенция» на задворках империи? Дорогие сограждане, XXI век на дворе!!  Мгновенная информационная связь на всех уровнях, ищи, смотри, выбирай, учись, действуй!

О каком таком сибирском (провинциально-театральном?) достоинстве говорит нам автор статьи? Достоинство  театра — это его современное, активное существование и высокохудожественная жизнедеятельность. И всё!

Конечно, очень мило со стороны филолога предложить директору иркутского ТЮЗа провести «работу над ошибками», но, боимся, на это еще двадцать лет уйдет, а у нас, да и у наших детей столько времени нет.

Внимательно прочитав интервью директора, вообще трудно себе представить, что может быть плохого в театре, в котором директор изначально актер, при этом режиссер-сказочник, да еще и романтик… Похоже, в управлении не профи, но вышеперечисленные достоинства не позволяют нам его упрекнуть, а только раскрыть глаза директору на состояние театра, в котором он служит…

Создается впечатление, что образ неакадемического театра юного зрителя навсегда, намертво застыл в бордо-академичном интерьере от занавеса до костюмов строгих смотрительниц. Дополнят картину тусклый, угнетающий свет, никудышняя акустика — дальше восьмого ряда, тем более на балконе, слов не разобрать, буфет радует только лепным потолком XIX века, ни мороженого, ни пирожного в антракте вы там не найдете. Актерам вообще несладко приходится, заботой администрации не охвачены,  ни отдохнуть, ни поесть в течение репетиционного рабочего дня негде. Да и само здание — архитектурная гордость города —  неумолимо разрушается, уж потолки падают на голову.

Так что, пока наш директор сказочно режиссирует, похоже, театром-то заняться вообще некому!

А как бы хотелось, чтобы дети ходили в театр не потому, что надо, а потому, что «хочу посмотреть этот  спектакль», «люблю этот театр, этого режиссера, этих актеров».

И директор любил зрителя  не потому, что принесут деньги, заполнят залы, а потому, что благодарен зрителю за соучастие в творческом процессе, за любовь к его театру.

Мечты. Мечты…

Очевидно, что в иркутском ТЮЗе кризис, причем застарелый…  Казалось бы, кризис — это хорошо, значит, срочно требуется обновление, конструктивный подход к решению многих проблем.

Весь вопрос только в том, есть ли в ТЮЗе люди, способные это обновление осуществить, кем, когда и каким образом будут инициированы и предприняты меры для действительных, существенных перемен.

Хорошо бы дождаться этого уже к открытию следующего театрального сезона!

Алина Леснова, постоянный зритель иркутского ТЮЗа,
специально для «Байкальских вестей»

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии