Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Легенда об уполномоченном

28 Февраля, 2011

 

Иркутский филиал Межрегионального общественного фонда (МОФ) «ГОЛОС-Сибирь» при поддержке Фонда имени Фридриха Эберта и отдела по связям с общественностью администрации города Иркутска провел 26 февраля конференцию «Уполномоченный по правам человека и гражданские институты: региональный аспект (на примере Иркутской области)».

Это, похоже, была первая попытка осмыслить три года работы уполномоченного по правам человека и его аппарата, причем сделанная в молодежной аудитории: в конференции участвовало около пятидесяти иркутских студентов и сотрудников муниципальных органов власти.

Исполнительный директор МОФ «ГОЛОС-Сибирь» Галина Иванова рассказала, что Иркутск стал первым городом в Сибири, где проводится такое мероприятие, и объяснила, что программа у фонда весьма обширная — цикл семинаров, конференций и общественных дискуссий завершится лишь через несколько месяцев большой встречей наиболее опытных уполномоченных по правам человека. «ГОЛОС-Сибирь» работает на территории Сибири уже восемь лет и достаточно хорошо известен как организация, восемь филиалов которой ведут наблюдение за соблюдением законности на выборах различных уровней — от муниципального до федерального.

В ходе первой сессии конференции перед участниками выступил уполномоченный по правам человека в Иркутской области Иван Зелент. Он рассказал об опыте своей работы и привел статистические данные: в 2007 году, когда институт уполномоченного после длительных дискуссий был введен, аппарат уполномоченного получил всего 608 обращений; в 2008-м — 1223; в 2009-м — 1185; в 2010-м — 1404.

Большая часть обращений за все годы работы была посвящена нарушению жилищного законодательства — эта тематика встречалась в каждом четвертом или даже (в отдельные годы) третьем обращении. На нарушения трудовых, социальных и пенсионных прав жаловались намного реже, но все-таки в общей массе такие обращения составляли от 7 до 10 процентов.  Крайне редко жители области жаловались на сферу здравоохранения — всего 1,5 процента жалоб; сравнительно редко — на судебные решения, нарушение прав несовершеннолетних и так далее.

Всего аппарат уполномоченного выделяет 36 основных тем, по которым жители области сочли возможным обратиться с жалобами, причем графа «Благодарности» заполнена нулями: несмотря на то, что аппарат уполномоченного дал за 2010 год 899 окончательных ответов и направил более 700 запросов в различные инстанции, поблагодарить своего заступника граждане не пожелали.

Иван Зелент напомнил участникам конференции, что права человека в Иркутской области защищены не только международными документами, ратифицированными Российской Федерацией, но и внутренними документами, от Конституции РФ до местных постановлений.

Уполномоченный описал сферу своей деятельности как область отношений гражданина и государства — в конфликте между двумя гражданами, по мнению Ивана Зелента, нарушения прав человека нет. Государственные служащие, посетовал уполномоченный, до сих пор не могут осознать необходимость работы уполномоченного и часто воспринимают всякую попытку оппонировать решениям чиновников (даже откровенно неправомочным) как покушение на государственную власть.

На муниципальном уровне в Иркутской области есть всего один уполномоченный по правам человека — в Братске, потому что подобрать добросовестных людей на эту должность оказалось крайне трудно: они практически сразу начинают вести себя как муниципальные служащие и пытаются использовать свое удостоверение как средство для решения собственных проблем.

Но главное свое признание, наиболее глубоко и точно характеризующее работу уполномоченного, Иван Зелент сделал уже во время общей дискуссии после завершения доклада: уполномоченный не занимается решением проблем граждан, он занимается чиновниками, которые не соблюдают права граждан.  Положительные решения принимаются всего в 26 процентах случаев, а некоторые дела тянутся весь срок работы уполномоченного — то есть уже около четырех лет.

Начальник отдела защиты прав семьи, материнства и детства аппарата уполномоченного Людмила Коршунова сделала доклад «Уполномоченный по правам человека и гражданское общество: новый формат отношений», в котором рассказала о становлении института уполномоченных как в мире, так и в нашей стране.

Как ни удивительно, одним из первых государственных руководителей, который ввел у себя в стране институт «защитника или представителя народа», был шведский король Карл XII. Впрочем, в истории он все равно останется как неудачливый полководец и военный преступник, приказавший, в частности, казнить более четырех тысяч русских пленных после одной из битв в ходе Северной войны 1700—1721 годов.

Из множества уполномоченных по правам человека и отдельно —по правам ребенка, фотографии и биографии которых были представлены участникам конференции, более или менее известны нынешний уполномоченный по правам человека Владимир Лукин и писатель и адвокат Павел Астахов, который зачем-то дал согласие стать уполномоченным по правам ребенка. Видеть в этих почтенных деятелях защитников своих прав участники конференции морально не готовы: уполномоченные, которых назначают органы государственной власти, и работают как чиновники, и воспринимаются как чиновники со всеми атрибутами этой профессии...

Людмила Коршунова привела множество статистических данных, из которых следовал вывод: чаще всего к уполномоченному обращаются женщины, по географическому признаку — жители Иркутска. Как вся эта цифирь связана с гражданским обществом, участники конференции так и не поняли.

Общий разговор участников конференции разочаровал бы Ивана Зелента, останься он на конференции еще на час-другой.  Студенты — среди которых были и члены молодежной избирательной комиссии — предпочитают не знать свои права, не обращаться в профсоюзный комитет, решать свои проблемы (возникающие не так уже редко) тихо, чаще всего —коррупционными методами.

Выяснилось, что в Иркутске не всегда удается защитить права студента через прокуратуру — и тогда вступают в силу личные связи в налоговой, которая запугивает ректора до нужного состояния.

Единственная участница конференции, которая имела удачный опыт обращения к уполномоченному, использовала его авторитет для защиты авторских прав на некий социальный проект. По словам девушки, приключившаяся с ней история началась с того, что активным молодым людям в Иркутской области предложили представить свои проекты для реализации их при участии правительства области. Каково же было удивление рассказчицы, когда она получила от областных чиновников отказ, а потом увидела свой собственный проект (под чужой фамилией) на одном из стендов в лагере «Селигер».

Попытка защитить авторское право по обычным гражданским каналам и через Интернет завершилась тем, что девушке якобы позвонили прямо в «Селигер» некие сотрудники правительства области (назвать имена она отказалась) и пригрозили испортить жизнь по возвращении домой. Обращения к уполномоченному по правам человека и обещания довести дело до сведения прокуратуры оказалось достаточно, чтобы звонки прекратились, но чиновники, организовавшие поездку делегата от Иркутской области с чужим проектом и последующую травлю истинного автора, и сегодня работают на своих местах.

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии