Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Лесные лабиринты Приангарья

18 октября, 2021

На заседании комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Законодательного собрания Иркутской области, состоявшемся 13 октября, депутаты рассмотрели исключительно важный для областного центра вопрос об увеличении лесопарковой зоны.

1н.jpg

Затянуть «зеленый пояс»

Председатель комитета Роман Габов напомнил, что вопрос о создании лесопарковой зоны был одним из первых, рассмотренных депутатами действующего созыва ЗС. Общая площадь «зеленого пояса» составила 190 тыс. гектаров. Габов перечислил многих участников дискуссии, принимавших участие в подготовке законопроекта. Среди таковых – региональное отделение Общероссийского народного фронта (ОНФ), для которого этот документ тоже был одним из первых реальных достижений.

Министр природных ресурсов и экологии Иркутской области Светлана Трофимова напомнила, что после принятия закона последовала «огромная работа», продолжавшаяся два года, и сотрудники министерства «отстаивали буквально каждый метр лесов». Благодаря усилиям общественности удалось отстоять леса вокруг Академгородка, в районе Ершовского водозабора и в пойме реки Каи. Выяснилось, что в зоне лесопаркового пояса оказалась территория нескольких дачных некоммерческих товариществ (ДНТ) и, по оценке министерства, эти земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, были выделены незаконно. Позднее, отвечая на вопрос депутата Ларисы Егоровой, Светлана Трофимова пояснила: давно застроенные ДНТ не включаются в «зеленый пояс», а упомянутые как незаконные ДНТ существовали только на бумаге.

В результате пересмотра статуса некоторых участков, включенных в «зеленый пояс» (в том числе кладбищ, месторождений полезных ископаемых и других объектов), министерство предлагает исключить из лесопарковой зоны 2600 гектаров, а взамен включить в него 40,6 тыс. гектаров. В итоге суммарная площадь составит 228 733 гектара. Роман Габов отметил, что уже на стадии обсуждения этого проекта возникли проблемы: когда стало известно о планах включения в «зеленый пояс» Плишкинского леса, там резко усилились незаконные рубки.

Еще более сложные процессы происходят на землях, принадлежащих формально Иркутскому району. Защитные лесные участки, которые не могли быть приватизированы, оказались в частной собственности, и на одном из участков, как выяснили иркутские общественники, уже насчитывается 11 собственников. Представитель общественности из Усолья-Сибирского рассказал о выделении лесных участков многодетным семьям для строительства жилья, но вырубки на этих территориях запрещены, и ситуация складывается просто патовая. Новые «собственники» должны платить налоги за свои участки, муниципалитет должен организовать на этих же участках тушение лесных пожаров, поблизости скоро должна пройти объездная дорога, и поселок Счастье становится очень привлекательным для коммерческой и деловой застройки в той зоне, которая должна быть защитным поясом.   

Рука на пульсе

Депутаты обсудили проблемы застройки берегов Ершовского залива и отсутствие должного контроля застройки заболоченных участков. Общее мнение сводилось к тому, что этими вопросами в настоящее время занимаются только общественники, а по депутатским запросам (по Ершовскому заливу такой документ существует с 2013 года) должны активнее работать правительство и прокуратура. Представители областной и межрегиональной природоохранной прокуратур заверили, что «держат руку на пульсе» и проводят необходимые проверки, но далеко не все проблемы могут быть решены в рамках действующего федерального законодательства.

Рассмотрев представленные документы и принимая во внимание высказанные замечания, Роман Габов предложил отклонить внесенный министерством природных ресурсов законопроект об увеличении лесопарковой зоны. Несмотря на возражения представителей правительства и части общественников, все члены комитета единогласно проголосовали за это предложение. Роман Габов согласился с замечаниями чиновников и прокуроров, ссылавшихся на результаты общественных слушаний, но напомнил, что комитет не является финальной инстанцией – решение о судьбе законопроекта примет сессия ЗС, которая состоится 20 октября.

Больше денег, больше леса

Доклад министра экономического развития Натальи Гершун «О сводном годовом докладе о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Иркутской области по итогам 2020 года» практически все депутаты уже слышали на заседаниях других комитетов, но для комитета по экологии он был особенно интересен – именно программа защиты окружающей среды была реализована хуже всего. Как пояснила Наталья Гершун, не выполнены 13 из 49 целевых показателей, в том числе не завершено строительство защитных сооружений в населенных пунктах, пострадавших от наводнения в 2019 году. Тем не менее комитет рекомендовал сессии ЗС принять доклад к сведению, так как ответы министра, прозвучавшие на заседаниях комитетов ЗС, были достаточно полными и понятными, а причины неисполнения программ – объективными.

Министр лесного комплекса Иркутской области Владимир Читоркин впервые принимал участие в работе комитета. Он доложил депутатам о ситуации с заготовкой древесины для нужд населения и о проблеме роста цен на пиломатериалы. В соответствии с областным законом 109-ОЗ жители области имеют право на приобретение древесины. На 2021 год было заключено более 10,5 тыс. договоров, по которым граждане могут заготовить свыше 284 тыс. кубометров. Но план и установленный на год лимит заготовки превышал 860 тыс. кубометров – то есть лимит использован не будет. На 2022 год зарезервировано 913 тыс. кубометров, в том числе на нужды строительства жилья – более 607 тыс. Министр отметил, что в районах с самым высоким спросом (Ангарский городской округ, Иркутский и Ольхонский районы) эксплуатационных лесов вообще нет и заготовка древесины там запрещена. Понимая ответственность перед населением, министерство ведет переговоры с прокуратурой и будет искать возможности для заготовки древесины и в защищенных лесах.

Что касается цен на пиломатериалы, то по статистике таможни цена одного кубометра составляет 13 тыс. рублей, а по данным Иркутскстата – 20 тыс. Министр признал, что данные Иркутскстата выглядят более достоверными, потому что в течение года цена выросла в полтора раза. Причины роста цен «экономически обоснованные»: после пандемии строительство возвращается к нормальным темпам работы, спрос на лес растет как в России, так и у соседних стран-импортеров. По мнению министра, рост цен имеет позитивное значение – растут доходы и налоговая отдача предприятий, растут и зарплаты работников.  Но с точки зрения рядовых потребителей рост цен – это огромный минус: кто-то откладывает свои планы по строительству жилья, кто-то вовсе от них отказывается. Министерство пытается влиять на ситуацию экономическими методами.

Региональный проект «Сохранение лесов в Иркутской области», по данным министра, выполнен полностью и даже с рекордными результатами. Региональные органы власти выполнили все задачи по объемам искусственного лесовосстановления – высажен лес на 16 тыс. гектаров при плане 13 тыс.; выращен 21 млн саженцев, в том числе 8 млн с закрытой корневой системой – это в 2,4 раза больше, чем в 2020 году. Губернатор области Игорь Кобзев ставит перед министерством комплексную задачу: наращивать восстановление лесов, локализовать предприятия по заготовке и переработке леса на территории области, увеличивать налоговую отдачу.

Депутаты приняли доклады министра, а в своих выступлениях отметили, что рост цен на пиломатериалы одновременно с ростом цен на газ (в некоторых районах – и с полным отсутствием газа) создает социальное напряжение. Министр признал рациональным и достойным рассмотрения предложение о разрешении собирать не только валежник, но и порубочные остатки. Далеко не все арендаторы полноценно убирают за собой арендованные участки, и было бы разумно допустить к этому делу граждан. Тем более что летом в федеральном законодательстве появилась норма, разрешающая гражданам использование легких бензомоторных пил при заготовке валежника. Роман Габов заявил, что областной закон за годы своего применения оказал слабое воздействие на рост деревянного домостроения – во всяком случае, он ниже, чем надеялись депутаты при его рассмотрении и принятии. Закон оставляет слишком много лазеек для махинаций, а граждане, желающие получить лес, остаются ни с чем. Реализация проекта «Сохранение лесов» останется на контроле комитета, депутаты рекомендуют правительству увеличить расходы на его реализацию и площадь, на которой он исполняется.

Сергей Троицкий, «Байкальские вести».

Фото автора

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии