Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Лев Дамешек: История – главная помощница патриотизма

27 ноября, 2023

В России меняются подходы к историческому образованию. Высшая школа – это инструмент, который должен формировать мировоззрение молодежи. Исходя из этих установок, руководство Байкальского государственного университета (БГУ) приняло решение открыть с нового учебного года в стенах вуза Научно-исследовательский центр отечественной истории, который займется подготовкой книг и учебников, координацией связей с другими вузами. Центр возглавил человек с убеждениями истинного государственника, исследователь и историограф выдающегося государственного деятеля России XIX века Михаила Сперанского, автор более 550 публикаций и 32 монографий, трижды лауреат премии губернатора Иркутской области, государственной премии Республики Бурятия в сфере науки, заслуженный деятель науки, почетный работник общего образования РФ, доктор исторических наук, профессор Лев Дамешек.

1д.jpg

– Лев Михайлович, первый мой вопрос касается Вашего перехода из Иркутского госуниверситета в БГУ. Как Вы приняли такое решение, ведь проработали в классическом вузе более полувека?

– Да, если быть точным, 53 года, и 34 года из них заведовал кафедрой истории России. Во-первых, я хочу поблагодарить Медиацентр Байкальского госуниверситета за предложение дать это интервью и выражение внимания к созданному здесь Научно-исследовательскому центру отечественной истории. Я всегда помню о том, где я учился в аспирантуре, защищал кандидатскую диссертацию, и профессором я тоже стал на историческом факультете Иркутского государственного университета. Кафедра, которой я заведовал более 30 лет, была одной из лучших кафедр исторического профиля Сибири и Дальнего Востока, поэтому принять такое решение было непросто. Инициатива исходила от ректора Байкальского госуниверситета Виктора Васильевича Игнатенко, и я понимал его заинтересованность в создании центра.

Дело в том, что осенью прошлого года были приняты соответствующие решения Минобрнауки РФ по поводу модернизации, даже не модернизации, а абсолютно нового подхода к преподаванию истории в высшей школе. И на сегодня высшая школа – это не просто студенты и преподаватели, это собственно тот инструментарий в руках нашего правительства, который должен формировать мировоззрение молодых людей. Мало давать знания, нужно еще воспитать граждан государства. И в этом смысле история Отечества, или, как ее чаще называют, история России, имеет первостепенное значение. Когда Виктор Васильевич сказал о том, что принято решение создать в БГУ кафедру истории России и Научно-исследовательский центр, то, конечно, это вызвало интерес.

Научная проблематика, которую мы обсудили с Виктором Васильевичем, меня не только устраивала, я ею много лет занимаюсь. И те условия, которые здесь созданы, вполне позволяют это направление реализовать. Но, с другой стороны, это не так просто. Я не прерываю связи с историческим факультетом ИГУ, в котором я вырос, там мои коллеги и мои ученики. Да и на кафедре истории Отечества в БГУ три четверти преподавателей – это мои бывшие аспиранты и докторанты, так что в этом смысле отрыва нет. Более того, я думаю, что научно-исследовательский Центр отечественной истории БГУ должен и выступать как координатор этих связей, независимо от того, кто где работает. В конечном счете есть понятие «государственная польза» или «государственная служба», вот и все. Я это никогда не скрывал в своих убеждениях государственника и думаю, что здесь эти понятия получат новый импульс.

– Мы как раз перешли к вопросу о том, как Вы собираетесь выстраивать связи с другими вузами нашего региона.

– Работа в самом начале, но программа уже имеет конкретику. Недавно мы общались с проректором по научной работе БГУ. У нас состоялась очень содержательная и, как мне кажется, взаимоприемлемая беседа. В самое ближайшее время, в пределах месяца, у нас появится фундаментальная работа, которая называется очень просто: «История Усть-Ордынского Бурятского округа». Формально в 1995 году в московском издательстве «Прогресс» тиражом в 10 тыс. экземпляров выходила моя авторская книга, очень близкая по содержанию с той, о которой я говорю. Но давайте не будем забывать, что с той поры прошло почти 30 лет. Произошли принципиальные политические изменения в Иркутской области и в России в целом. И сегодня это не автономный округ, а просто Бурятский округ с особым статусом, но округ, который является составной частью такого субъекта федерации, как Иркутская область. В связи с этим в книге появились абсолютно новые разделы, связанные, например, с референдумом по объединению Иркутской области и округа (автор В.В. Игнатенко). Появился раздел, который показывает работу руководства округа и состояние сельского хозяйства, промышленности, социокультурной сферы округа уже в составе Иркутской области.

Кроме того, в книге отражен ряд новых моментов, связанных с осмыслением исторических судеб народов Сибири в составе России. Сибирь, да и Россия в целом – это многонациональная территория, очень много наций и народностей проживают в России, около двухсот, и все мы разные, но в то же время живем в рамках одного государства. Задача этого издания как раз и заключалась в том, чтобы очертить те общие закономерности, которые у нас существуют, и показать, как и куда можно дальше двигаться. По-моему, это нам удалось.

– Каким, на Ваш взгляд, должен быть учебник по истории России?

– Новый учебник по истории России, конечно, напрашивался, и давно. Вообще, я много раз публично говорил, что мне был непонятен тот исторический винегрет, который преподавался в последние годы не только на исторических факультетах вузов, но и на общеобразовательных курсах в целом. В одно время прибавился курс «История России и мировых цивилизаций», но мы теперь видим, как складываются отношения этих цивилизаций с нашим государством. Это с одной стороны. С другой стороны, мне довелось посмотреть мир, я выступал в 16 зарубежных научных центрах, и нигде я не видел такого пренебрежительного отношения к отечественной истории, какое было у нас. Ведь мы же не преподавали историю России, это был просто курс отечественной истории, где обязательно должны были быть экскурсы в историю Великой французской революции, историю Англии, США. Но я твердо убежден, что упор должен быть сделан на историю России. В новом учебнике, который сейчас уже поступил в школы, в том числе в школы Иркутской области, этому уделено особое внимание. Вообще это сделано, как мне кажется, хорошо.

Одна из основных исторических особенностей России – это ее диополе: Европа и Азия. И если представить, что площадь нашего государства условно в начале XX века составляла 22 млн квадратных километров, то из них 80 процентов – это так называемая Азиатская Россия. И вектор разворота в сторону Азии исторически абсолютно оправдан. Давайте хотя бы посмотрим на внешний вид наших соотечественников, которые живут в Иркутской области. Посмотрите, сколько у нас людей имеют этнические черты, происхождение которых явно указывает на Восток, Азию и т. д.

Если говорить о крупных работах, то, когда мы с ректором обсуждали планы, он сразу обозначил свою точку зрения: Центр отечественной истории БГУ не должен зацикливаться на мелкой работе, мы сразу должны заявить о себе как крупное научное подразделение. И я думаю, что мы находимся на этом пути. Уже в корректуре 600 с лишним страниц монографии, а это огромная работа. В ближайшее время будет издан еще один труд, посвященный иркутскому купечеству, традициям, предпринимательству и т. д.

– Под Вашей редакцией?

– Да, книга будет выпущена нашим центром. Александр Михайлович Сибиряков – один из главных меценатов Иркутска второй половины XIX века. Имя этого купца носит Музей истории города Иркутска. Сибиряков и многие другие купцы в значительной степени способствовали становлению Томского университета, выделялись огромные безвозмездные пожертвования, вплоть до 100 тыс. рублей, в то время это были колоссальные деньги, на них можно было сделать любую по тем временам современную лабораторию химии или физики с дорогостоящим оборудованием.

Учебник «История России» уже поступил в школы. Он выпущен совсем недавно, буквально полгода как в ходу. В этом учебнике принципиально новые моменты связаны с политическими оценками нашей истории примерно с 1970-х годов до сегодняшних дней. Что касается реалий Иркутской области, то в книге, о которой я уже говорил, есть очерк «Участие округа в помощи бойцам СВО», показаны фотографии женщин, простых рядовых тружениц, которые без всякого указания сверху создали швейный цех. В течение дня они нашли необходимое помещение, где сейчас шьют военную форму.

– Лев Михайлович, а вот этот учебник по истории России – самый первый учебник?

– На сегодня это первый учебник. Учебники по истории раньше были, история же изучается испокон веков. Но мы должны объяснять и политические явления. Я вообще считаю, что связь поколений должна быть не незримой, а реальной. Нельзя патриотизм воспитывать на абстрактных примерах, патриотизм – это не абстрактное явление. И история в этом смысле – главная помощница.

– Лев Михайлович, как бы Вы оценили уровень преподавания истории в российских школах, почему появляются различные толкования исторических событий, как избежать фальсификации истории?

– Согласен с вами, должно быть определенное единство взглядов на оценку тех или иных исторических событий. Я десять лет, имея аттестат профессора в кармане, преподавал историю в средней школе № 47 г. Иркутска, причем преподавал там не спецкурс, я параллели вел, начиная с пятых классов. Теперь, как я говорю, таких идиотов нет. Но мне это очень нравилось, и что такое школа, я очень хорошо знаю. Может быть, именно поэтому среди тех многочисленных званий, которые я имею, у меня есть звание «Почетный работник общего образования», которое дается именно за безупречную работу в школе в качестве учителя в течение минимум десяти лет. Это первое. Потом я десять лет был ректором Института повышения квалификации работников образования, наверняка, если бы я не работал в школе, губернатор бы эту должность мне не предложил. Поэтому я хорошо знаю, как у нас преподают историю в школе. Однако могу сказать, что у нас немало хороших учителей истории, любящих свой предмет и детей. Но был период, особенно в начале 90-х годов, когда мои знакомые учителя звонили со всей области и спрашивали, можно ли им на уроках произносить слово «революция». До чего дожили!

Что касается истории, то в ней не может быть сослагательного наклонения, в истории не может быть гаданий – история базируется на факте. Мы должны отойти от излишней политизации истории, потому что при каждой смене партийного руководителя в Советском Союзе начинались соответствующие корректировки учебников. Одна из причин, почему я не пошел преподавать историю КПСС, хотя предложение было, место на кафедре было, а решил поступить в аспирантуру по истории СССР, где был колоссальный конкурс по тем временам, заключалась в том, что я эту науку – историю КПСС – и тогда не понимал. У меня были убеждения, эти убеждения в значительной степени сформировались под влиянием моей семьи, родителей. Мои родители – сельские учителя, мама – дочь политического ссыльного, который был создателем большевистской партии (на Хайтинском фарфоровом заводе), папа у меня учитель истории, прошедший Великую Отечественную войну. Меня интересовал период XVIII–XIX веков, все мои работы, а их немало, основаны на архивных документах. Кстати, значительная часть историков хорошо понимает, что трактовка истории строится на факте. И если ретроспективно оценить современное состояние исторической науки, то новейшим периодом истории, послевоенным периодом, советской историей сейчас мало кто занимается.

Между руководством Усть-Ордынского Бурятского округа, ректором Байкальского госуниверситета и нашим Центром отечественной истории есть принципиальная договоренность, что, как только эта книга выйдет, я немедленно сяду за подготовку учебника по истории Усть-Ордынского Бурятского округа для школ этой территории. Параллельно планирую работать над книгой для учителя по истории округа. В школе должен быть учебник, учителю нужно иметь книгу для чтения более подробную, обстоятельную, в то же время содержащую методические рекомендации; есть у нас и другие задумки.

– Спасибо за содержательную беседу.

Елена Чабдарова, специально для «Байкальских вестей»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии