Льготный проезд по закону
Комиссия по контрольной деятельности Законодательного собрания Иркутской области на очередном заседании 27 октября под председательством Тимура Сагдеева ознакомилась с результатами проверки законности и результативности использования в 2020 –2021 годах бюджетных cредств, направленных на оплату перевозки льготных категорий пассажиров в городском, пригородном, междугородном транспорте. Это было второе за несколько дней заседание комиссии.
Арифметика поездок
Аудитор КСП Ксения Корень сообщила депутатам, что по сравнению с 2020 годом, когда льготникам выдавали бумажные проездные и не было никакой возможности проверить количество реальных поездок, расходы бюджета на одни только садоводческие маршруты сократились на 3,6 млн рублей и составили всего 9,2 млн рублей. Чтобы был понятен масштаб перерасхода в прошлом, в ковидном 2020 году перевозчики предъявили областному бюджету счет на 230 840 поездок, совершенных 23 тысячами садоводов. После введения электронного проездного оказалось, что 18,8 тыс. граждан совершили всего 178,6 тыс. поездок – то есть на 28 процентов меньше.
– Переход на электронные проездные билеты увеличил прозрачность субсидий, их обоснованность и позволил сократить расходы областного бюджета, – отметила Ксения Корень.
Сумма экономии для льготников могла быть больше, если бы вместо трех карт (для городского, пригородного и садоводческого маршрутов отдельно) они пользовались единой картой. Цена активации каждой из карт для льготников составляет 150 рублей, в то время как реальная стоимость – от 8,25 до 8,45 рубля. Происходит это потому, что областное учреждение «Информационный транспортный центр» не имеет собственного оборудования для активации, а субагенты берут за свои услуги от 2,25 до 7,2 рубля. Областной бюджет тоже мог бы сэкономить на этом около 1 млн рублей – именно в такую сумму обошелся выпуск 13 тыс. карт для пригородных маршрутов.
Дальше – больше
При расчете размеров субсидии перевозчики включают в формулу параметр «среднее расстояние перевозки», причем включают в любой расчет. Хотя по федеральным нормам такой параметр существует только для пригородных маршрутов. Затем еще интереснее: маршрут № 601 Иркутск – Усть-Илимск по версии перевозчика составляет 1005 км, хотя по любым другим системам измерения – не более 910 км. Поэтому КСП предлагает привлечь независимых экспертов и заново установить протяженность основных междугородных маршрутов области.
Дальше – больше. Перевозчики предъявляют областным ведомствам данные на одних и тех же пассажиров, утверждая, что их перевозили и по садоводческим, и по пригородным маршрутам. Ущерб вроде бы невелик, всего 30 тыс. рублей, но это то, что удалось установить аудиторам. Сложность заключается в том, что управления социальной защиты по Шелеховскому и Ангарскому районам дважды, в 2020 и 2021 году, ухитрились уничтожить контрольные талоны от перевозчиков 31 декабря. Во-первых, трудно поверить, что в этот день кто-то действительно работал. Во-вторых, контрольные талоны – это документы строгой отчетности, без них нельзя проконтролировать реальные затраты.
Стоит только захотеть
В итоге по результатам проверки на 230 млн рублей затрат, понесенных областным бюджетом, аудиторы нашли нарушений на 12 млн рублей. В целом, по оценке КСП, системе все еще есть что изменить к лучшему, с чем согласен и областной министр социального развития, опеки и попечительства Владимир Родионов, заявивший о выполнении части предложений палаты. Министр напомнил, что проблема перевозок и дотаций на них была крайне острой на протяжении нескольких лет, а иногда правительство области становилось «объектом для давления и шантажа со стороны перевозчиков». В 2013 году область тратила на льготные перевозки более 612 млн рублей, а в 2021-м (несмотря на инфляцию, рост цен на топливо и запасные части) – всего 355 млн. Сокращению расходов способствовало исключение из документации министерства и данных перевозчиков 13 тысяч не существующих в природе льготников.
За эти годы министерство 32 раза обращалось в правоохранительные органы и лишь один раз получило положительный отклик. Зато по итогам проверки ОБЭП в 2021 году в бюджет удалось вернуть 95 млн рублей. По жалобам перевозчиков на министерство «вешали всех собак», из-за чего министерство проверяли все ведомства, а на одном из федеральных каналов вышла весьма грязная публикация. Время показало, что переход с бумажного проездного на электронный позволил привести систему в больший порядок, а переход на единый проездной – это задача для минсоца и министерства цифрового развития. Сложность состоит в том, что из 55 тыс. льготников только 5 тыс. пользуются всеми тремя видами льготного проезда, поэтому замену удобнее всего будет организовать по желанию самого гражданина – если он захочет, то приложит усилия и получит единую карту.
Несмотря на то что в целом ситуация явно изменилась к лучшему, депутаты рекомендовали министерствам, принимающим участие в организации льготных перевозок, изучить опыт других регионов. Одно из дополнительных улучшений, которое может быть реализовано в области, – единый электронный проездной, который будет действовать во всех населенных пунктах области.
Борис Самойлов, «Байкальские вести».
Фото автора.
На фото: На заседании комиссии по контрольной деятельности
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.