Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Магистерский университет: новый уровень образовательных услуг

30 сентября, 2014

 

 

 

 

 

 

О ситуации на рынке образовательных услуг, востребованности образования и возможностях профессионального развития для выпускников вузов рассказывает кандидат экономических наук, заведующая кафедрой менеджмента и сервиса Байкальского государственного университета экономики и права (БГУЭП) Ольга Баева.

 

 

 

— Ольга Николаевна, не секрет, что в последние годы специалистов с высшим образованием становится слишком много, не все востребованы на рынке труда. Вместе с тем вузы предлагают все большее количество форматов для обучения: прикладной и академический бакалавриат, магистратура, аспирантура, программы переподготовки и повышения квалификации. Есть ли в этом необходимость?

— Вы правы, действительно, в последние годы высшее образование становится массовым и приобретает характер социальной нормы. Если 30 лет назад только каждый пятый молодой человек в возрасте от 25 до 35 лет имел высшее образование, то сегодня — каждый третий. Однако ориентация молодых людей на получение высшего образования является экономически целесообразной. Согласно данным наблюдений за период с 1992 года, человек с высшим образованием в большей степени застрахован от риска безработицы, имеет более высокий заработок вне зависимости от экономической ситуации. Анализ молодежной безработицы также позволяет констатировать лучшее положение выпускников вузов на рынке труда: уровень безработицы среди имеющих высшее образование в два раза ниже, чем среди имеющих начальное профессиональное.

Однако для лиц с высшим образованием существуют качественные несоответствия между спросом и предложением на рынке труда. Выпускники многих вузов (инженерных, педагогических, медицинских), несмотря на достаточное количество вакансий в этой сфере, выбирают другие рабочие места, более привлекательные для них с точки зрения уровня оплаты и условий труда. И эта работа предполагает наличие иных, нежели ранее полученных в вузе, компетенций.

Конечно, для многих позиций большая часть навыков может быть сформирована непосредственно в организации путем ускоренного приобретения практических навыков. Такой формат обучения характерен для организаций тех видов деятельности, которые (в силу устойчивого спроса на труд в течение последних десятилетий) «аккумулируют» большую часть молодежи. Это сфера торговли (более 40 процентов работников организаций — в возрасте до 30 лет) и финансовая деятельность (доля молодежи среди работников организаций — более 50 процентов). Такое обучение формирует узкие навыки, позволяет успешно работать на низовых позициях. Однако потребности в карьерном росте, профессиональном развитии подталкивают молодых людей к дальнейшему обучению, выбору других форматов для приобретения востребованных компетенций, в том числе в магистратуре.

— Вы рассматриваете магистратуру как возможность дополнительного образования для специалистов? Или этот формат интересен, в первую очередь, выпускникам бакалавриата как возможность получить «полноценное» высшее образование?

— На сегодня обучение в магистратуре позволяет как расширить имеющиеся компетенции (фактически получить второе высшее образование), так и получить более глубокие знания в выбранной области, повысив образовательный уровень.

Мы наблюдаем стремительный рост интереса к образованию. Каждый седьмой студент иркутских вузов (как и в России в целом, а для европейских стран масштабы участия населения в непрерывном образовании еще более значительны) — человек, уже имеющий высшее образование: расширяющий либо углубляющий имеющийся у него запас знаний и практических навыков.

Откликаясь на потребности бакалавров и тех, кто уже закончил вузы с дипломом специалиста, получить образование на качественно новом уровне, Байкальский государственный университет экономики и права взял курс на преобразование в магистерский университет и успешно реализует его, с каждым годом увеличивая количество бюджетных мест по различным направлениям магистратуры. В 2012 году мы имели 229 бюджетных мест в магистратуру, в 2013-м — 301, в 2014-м — 361, а на 2015 год Минобрнауки России выделило нам 606 бюджетных мест.

Основная цель, которую преследуют наши магистранты (90 процентов из них — работающие люди), — повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

Среди тех, кому интересны программы по менеджменту (а наш университет сегодня предлагает несколько программ: International management (программа на английском языке), менеджмент организации, маркетинговое управление бизнесом и продажами, контроллинг и управление затратами, управление персоналом), я бы выделила три основные группы. Во-первых, это руководители подразделений и организаций, которые имеют базовое педагогическое, медицинское, техническое образование и осознают на определенном этапе своей карьеры нехватку управленческого образования. Как правило, такие студенты стремятся к систематизации собственного опыта, получению в концентрированном виде информации о тенденциях развития менеджмента, знакомству с практиками лучших компаний.

Вторая группа — работающие специалисты, ориентированные на карьеру в сфере управления, они очень активны, стремятся использовать разные форматы для расширения своих компетенций. Третья группа — люди, имеющие собственный бизнес, осознающие необходимость перехода от стадии предпринимательства к профессиональному управлению своей компанией. Часто вспоминаю слова одного из наших первых студентов о мотивах обучения в магистратуре: «Я управленец (по должности и функциям) уже семь лет. На первых этапах хватало собственного опыта, харизмы; далее — умных книг и различных тренингов заезжих профессионалов. Но сложность задач увеличивается, амбиции возрастают, и для более качественного выполнения собственных задач и карьерного роста не хватает базовых теоретических знаний и структурирования уже имеющихся. Кроме того, отсутствие диплома сказывается и на карьерном росте, и на восприятии себя в глазах окружающих».

Менеджмент — одно из первых направлений подготовки, с которого начиналось развитие программ магистратуры в нашем университете. Опыт реализации специализированных программ (для руководителей медицинских, образовательных учреждений), разработанных с учетом специфики сферы деятельности обучающихся, оказался успешным. Приятно отметить, что, согласно данным опроса, проведенного среди выпускников через несколько лет после окончания обучения, вклад магистерской программы в формирование управленческих компетенций был оценен выше всех других программ, включая специализированные, разработанные специалистами?практиками в данной сфере. На наш взгляд, это подтверждает востребованность системной подготовки, что возможно в условиях хорошо организованного процесса, осуществляемого высококвалифицированными преподавателями с учетом особенностей аудитории.

— Чем отличается магистратура с точки зрения организации процесса для студента? Есть особенности?

— Магистратура — формат обучения, который позволяет реализовать индивидуальный подход к студенту. Малая численность группы (как правило, не более 15 человек), большая доля практических занятий, предполагающих обсуждение актуальных проблем, значительная доля времени, выделенная на организацию научно-исследовательской работы, — все это позволяет увидеть в аудитории каждого студента.

Мы стремимся таким образом организовать выполнение разных видов работ (это касается и написания курсовых работ, и подготовки магистерской диссертации), чтобы каждый наш студент смог решить важные для него задачи с точки зрения как практической деятельности, так и учебной. Совмещение работы и учебы является традиционным форматом для магистратуры, и это создает особую атмосферу в учебной аудитории — заинтересованный подход, желание вникать в детали, сопоставлять свой опыт с другими практиками. Учебный процесс организован таким образом, чтобы студент мог получить актуальные знания, увидеть область их применения в практической деятельности, обсудить возникающие в процессе практической деятельности проблемы, получить консультацию и установить полезные связи.

Что касается времени проведения занятий, то в магистратуре по направлению «Менеджмент» в этом учебном году два формата. Очное обучение предусматривает занятия четыре дня в неделю (вечернее время и суббота). Для студентов очно-заочной формы обучения занятия будут организованы по субботам в течение всего учебного года (начало занятий — 1 ноября).

Беседовал Сергей Петренко,
специально для «Байкальских вестей»

На фото: Ольга Баева: «Мы наблюдаем стремительный
рост интереса к образованию»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии