Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Мистика гончарного круга

04 июня, 2012

 

 

Летом на Ольхоне соберутся мастера керамики

26 июня на острове Ольхон стартует международный фестиваль керамики «Байкал-КераМистика». Подобное мероприятие проходит в Иркутской области впервые, хотя за границей всевозможные симпозиумы керамики проводятся уже давно.

Керамический пленэр в этом году пройдет с 26 июня по 5 июля в поселке Хужире, на турбазе «Солнечная» и в мини-отеле «Байкал».

Участники проекта в течение десяти дней будут создавать из глины свои произведения для того, чтобы представить лучшие из работ на конкурс по трем номинациям: авторский стиль, впечатления от Байкала и традиционный гончарный предмет как объект современного искусства.

Завершится фестиваль международной выставкой современной керамики, которая пройдет уже в Иркутске, на площадке Ремесленной слободы в 130-м квартале. В день открытия выставки, 7 июля, по этому же адресу для горожан и гостей города будут проводиться мастер-классы по керамике и гончарному мастерству.

— Мы хотим всех заразить керамикой, — признаются организаторы проекта.

Одной из целей проведения фестиваля «Байкал-КераМистика» будет популяризация искусства керамики среди российского зрителя и опровержение традиционных представлений об этом виде прикладного искусства. Организаторы фестиваля сетуют, что многие иркутяне судят о керамике по далеко не лучшим работам китайских производителей, заполонившим в последние годы Иркутск. На фестивале же будут представлены неповторимые авторские работы, результаты комбинации врожденного художественного дара и методов экспериментального обжига.

Организаторы и кураторы проекта — сами художники-керамисты, члены Союза художников России. Идея фестиваля у Елены и Игоря Таволжанских, а также у Татьяны Ерошенко и Сергея Пуртяна зародилась давно, но все витала в воздухе неосуществленной. Но после того, как они посетили подобный фестиваль в Австрии, идея у Елены Таволжанской и Татьяны Ерошенко сформировалась окончательно.

— Поделились этой идеей со своими мужьями, мужья сказали: «Так тому и быть!», — рассказывает Елена Таволжанская.

Отличительная особенность грядущего фестиваля — самобытность работ участников. По мнению организаторов проекта, в Европе нет такого многообразия школ и методов работы, а оттого и готовые изделия порой получаются безликими. Работы российских же мастеров имеют неповторимый характер, отпечаток уникального стиля каждого художника.

— Мы с большим интересом ждем фестиваля и его итогов, — сказал Сергей Ступин, первый заместитель министра культуры и архивов Иркутской области. — Министерство поддержало инициативу проведения фестиваля.

Впрочем, в силу разных причин в этом году, по словам Сергея Ступина, поддержка будет только организационной и моральной.

Фестиваль также поддерживает директор Иркутского художественного училища Людмила Назарова, одна из ветеранов иркутской керамики, педагог и судья грядущего фестиваля.  Практически все иркутские керамисты — выпускники подведомственного ей училища.

— Саму идею я поддержала сразу, она мне очень понравилась.  Я буквально с завистью относилась к тем регионам нашей страны, где проводятся подобные фестивали, — говорит Людмила Назарова.

Участники пленэра будут создавать работы сразу на месте, там же их и обжигая — как традиционными, так, возможно, и экспериментальными способами.

Грядущий фестиваль — не просто обмен опытом среди его участников. Еще одной целью его проведения станет расширение границ возможностей для молодых художников, желающих посвятить себя искусству керамики.

— Не каждый выпускник иркутских вузов может себя реализовать и представить свое творчество на выставках, поскольку у него просто нет базы. А наш проект в том числе даст возможность молодым керамистам участвовать в выставках и вступать в Союз художников. Мы даем им материалы, мы даем им опыт, — говорит Татьяна Ерошенко.

— Наш проект способен хоть немного возместить нехватку личного оборудования и творческих мастерских у юных художников-керамистов, — добавляет Игорь Таволжанский. — Гончарную и шамотную глину в больших количествах, гончарные круги, электрические и газовые печи для обжига, газовые баллоны — все необходимые материалы и оборудование для фестиваля организаторы привезут с собой на Ольхон, хотя в Иркутске таких инструментов и материалов, как в Европе или Москве, не найти, да и глину организаторам проекта приходится заготавливать самостоятельно. То, что мы не можем купить, мы делаем своими руками.

Участником фестиваля мог стать не каждый. На данный момент в проекте собираются участвовать около 30 профессиональных керамистов из разных уголков России, а также из Ирландии и, возможно, Белоруссии. Каждый из них посылал заявки и проходил тщательный отбор для участия в проекте.

А вот сколько зрителей сможет посетить площадку пленэра, организаторы пока предсказать не в силах.

В дальнейшем проводить подобные фестивали намечено если не каждый год, то хотя бы раз в два года. Планируется даже формирование музейного фонда современной керамики на территории Иркутского региона. Ну а в будущем, надеются организаторы, Иркутск, возможно, станет одним из новых центров керамического движения — и не только в стране, но и в мире.

 

Екатерина Альмухамедова, специально для «Байкальских вестей».
На фото: Елена Таволжанская


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии