Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Монгольские ГЭС — угроза Байкалу?

27 сентября, 2016


1.jpg

Совет директоров Всемирного банка продлил срок реализации проекта поддержки инвестиций на развитие инфраструктуры добывающей промышленности (MINIS) в Монголии. В рамках проекта планируется технико-экономическое обоснование строительства ГЭС в бассейне Селенги — крупнейшего притока Байкала, что вызывает обеспокоенность не только у российских и международных экологических организаций (организовавших сбор подписей под петицией на сайте Change.org), но и у президента РФ Владимира Путина, который поставил этот вопрос перед монгольскими коллегами.

Общими усилиями удалось добиться того, что проект, оцененный некоторыми специалистами как «катастрофа для Байкала», был приостановлен и перешел в стадию общественного обсуждения. Международная коалиция общественных организаций «Реки без границ» считает предстоящие слушания важнейшим событием, во время которого российская сторона должна добиться изменения проекта.

Два самых опасных проекта

Координатор коалиции «Реки без границ» Евгений Симонов побывал в Иркутске в начале сентября и рассказал о последних событиях. По проекту ГЭС «Эгийн-Гол», который наиболее проработан и не является частью проекта MINIS, в ноябре 2015 года было достигнуто соглашение, что он будет профинансирован за счет кредита Экспортно-импортного банка КНР. После обращения ряда общественных организаций и, видимо, российских ведомств было принято решение о заморозке этого займа. И заморозка продолжается с мягким пожеланием: «Вы там между собой разберитесь — что вы считаете допустимым, а что нет...» — то есть просят провести нормальную оценку последствий реализации проекта для нижележащих территорий. Точная формулировка никому неизвестна, известно лишь, что заем остановлен.

Теперь нужно сделать оценку последствий, в том числе с учетом российского неприятия этого проекта. Пока не будет согласия между Россией и Монголией, проект продвигаться не будет. На том же основании остановлены и подготовительные работы, на которые был отдельный контракт с китайской компанией «Гэджоуба».

Остальные проекты стали предметом специального контроля со стороны Инспекции Всемирного банка — благодаря жалобам, поданным гражданами России и Монголии. Речь идет о двух проектах: плотина на Орхоне для водообеспечения гобийских горнорудных предприятий и ГЭС «Шурен» на главном русле Селенги. Для них предполагается разработать «Технико-экономическое обоснование» (ТЭО) и «Оценку воздействия на окружающую среду» (ОВОС). Эта работа двигается крайне медленно в связи с тем, что монголам  теперь приходится соблюдать все правила. На данный момент их удалось убедить, что придется проводить общественные слушания по техническому заданию на ОВОС на территории Российской Федерации. На то, чтобы их в этом убедить, ушло три года, за которые они ничего по проектам не сделали, но упорствовали в своих намерениях.

Теперь на каждую из двух плотин существует документ под названием «Проект технического задания на региональную экологическую оценку (РЭО) и детальную оценку воздействий на окружающую среду (ОВОС)», куда заложено самое важное для нас — стратегическая оценка альтернатив, оценка кумулятивных воздействий (то есть совместных воздействий нескольких объектов гидроэнергетики, которые могут быть созданы в бассейне Селенги).

В рамках РЭО предусмотрена  оценка существующей нормативной базы и ее применения в сотрудничестве двух стран в области охраны природы и управления водными ресурсами. В тех же заданиях прописаны детальные ОВОС на плотины на Орхоне и Шуренской ГЭС. На протяжении восьми месяцев «Реки без границ» боролись за разделение этих документов на две части, потому что одно дело сделать стратегическую региональную оценку многих объектов и альтернатив решения проблемы (в случае Шурена это разные способы решения проблемы энергетических нужд, а в случае Орхона — разные способы обеспечения водой промышленности Монголии), но совсем другое дело проводить детальную оценку воздействий одного конкретного проекта.

— Мы считаем, что нельзя в рамках одного тендера поручать одному консультанту делать и РЭО, и детальный ОВОС, потому что у него будет прямой стимул наврать в региональной оценке, чтобы обосновать необходимость потом провести еще и ОВОС. Независимый консультант по РЭО вполне может прийти к выводу, что ГЭС Шурен не нужна и есть более выгодные альтернативы, или прийти к выводу, что проект недопустим по совокупной оценке воздействия. Если обе задачи будут поручены  одному консультанту, у него будет стимул фальсифицировать выводы по одной из частей — скорее всего, первой, — говорит Евгений Симонов.

В качестве консультанта по проектам такого рода выступают, как правило, крупные международные консультационные фирмы, которые способны из разных мест собрать пул экспертов. Иногда консультантами становятся крупные научно-практические учреждения. Конкурсы объявляются по правилам Всемирного банка на международном уровне, объявления появляются на сотнях специализированных сайтов, и, как правило, начинается довольно сильная конкуренция за выгодный контракт. В том числе потому, что общественные организации доказали невозможность серьезной работы при изначально заложенном бюджете и добились его увеличения примерно на 50 процентов. Теперь совокупный бюджет РЭО и ОВОС по Шурену и Орхону превышает миллион долларов.

Слушания как механизм защиты

Положительного опыта с такими конкурсами в Монголии нет. В рамках проекта MINIS были проведены только крайне неоптимальные работы, выполненные какими-то малоизвестными фирмами. В частности, в 2012 году был объявлен конкурс на пред-ТЭО по Орхону и Шурену. Конкурс был объявлен с условием, что должны участвовать международные и монгольские эксперты, что разумно — проект реализуется в Монголии. В итоге по Орхону победила та же самая фирма «Престиж», которая до этого делала семь разработок по тому же проекту и просто сделали восьмую такую же. Надо сказать, что они сделали ее с более высоким качеством, потому что до этого им задавали очень много наводящих вопросов, и там все-таки много крепких профессионалов.

По Шурену предТЭО делала малоизвестная немецкая фирма, специализирующаяся дома на микро- и мини-ГЭС, а за рубежом замахивающаяся зачем-то на такие рискованные проекты, опыта в которых у нее нет. Вместе с ними работала монгольская фирма, у которой нет никакого опыта работы с гидротехническими сооружениями. Сам результат их предТЭО был так плох, что его спрятали под стол и у «Рек без границ» ушел год, чтобы его достать. Была подана жалоба со ссылкой на низкое качество документа, и это было принято, потому что техническое задание, по которому документ делался, не было выполнено. Огромное количество задач, которые фигурировали на стадии предТЭО, не выполнены и опять включены в задание на ТЭО и на ОВОС. Все это означает, что сам процесс проведения конкурса проектом MINIS — крайне сомнительный и за ним нужен будет глаз да глаз. Нужно будет очень широко распространять информацию об этом конкурсе и сделать все, чтобы сильные, имеющие опыт команды приняли в нем участие.

В случившемся сказались три аспекта. Первое — желание монгольских властей иметь запрограммированный результат, которое четко прослеживается в победе той же фирмы в восьмой раз. Они даже не хотели участвовать в предТЭО — их заставили. Сейчас, правда, эта фирма уже не может участвовать в конкурсе на ТЭО.

Второе — конечно же, неопытность. В Монголии никогда не имели дело с проектом такой сложности, и сложилась крайне неоптимальная управленческая ситуация для комплексного планирования — ведомственность и местничество почище российского и китайского вариантов.

Третья причина, и, может быть, самая существенная: плохая работа надзирающих подразделений Всемирного банка, тех менеджеров, которые состоят в рабочей группе по курированию проекта MINIS. Именно они курировали эти проекты; именно они допустили, чтобы Монголия по политическим мотивам включила ГЭС Шурен в список субпроектов — ее не было в начальном списке. Более того, проект MINIS на начальной стадии вообще не предусматривал включения крупных гидротехнических сооружений, он весь был нацелен на создание инфраструктуры в Гоби. Вот эти три фактора в совокупности и привели к известному результату.

Во время очередной встречи с представителями проекта MINIS и «Реками без границ» монгольская сторона сказала, что они смогут организовать эти слушания не ранее октября. Это означает, что они придут на слушания с тем вариантом ТЭО, который выставлен у них на сайте, переведен на русский язык и его представляли как «почти последнюю» редакцию. Они уже обсуждали с российскими властями и различными общественными объединениями, включая «Реки без границ», разные варианты проведения этих слушаний. У них изначально не было понимания, что эти слушания нужно проводить не только по правилам Всемирного банка и монгольскому законодательству, но  и в соответствии с законами РФ. Их заставили удивиться и принять этот факт.

Таким образом, они должны будут (они это знают и согласны с этим) за месяц до проведения слушаний представить все материалы на русском языке — проект технического задания и какие-то написанные более доступным для местных жителей описания рисков, связанных с проектом, и процесса их оценки. Документы должны быть доступны во всех тех городах и районах, где ожидаются воздействия и планируется провести слушания.  На данный момент речь идет о том, что слушания должны пройти во всех районах, примыкающих к реке Селенге, а также в нескольких районах на берегах озера Байкал.

— Они хотят провести повторные слушания обязательно в Кабанском районе Республики Бурятия, — отмечает Евгений Симонов. – Вообще, их решение проводить слушания в России в значительной степени спровоцировано тем, что местные жители в Кабанском районе сами провели такие слушания в феврале 2016 года. Это событие поразило монгольское руководство, которое только в этот момент осознало, в какое положение они попали, отказываясь на протяжении трех лет проводить слушания в России. Были, конечно, какие-то другие факторы, но эти слушания повлияли безусловно. Кроме того, они хотят провести слушания в Иркутске и Улан-Удэ. Мы им рекомендовали провести слушания и в одном из прибрежных районов Иркутской области. С нашей точки зрения, по населению и по важности наиболее подходящим является Слюдянский район. Иркутский район и так охватят слушания в Иркутске, а в Слюдянском большое население, которое  очень зависит от озера, и ему важно  обсуждать эти темы.

Будут ли слушания — для всех по сей день большой вопрос. Всемирный банк требовал провести слушания до продления сроков проекта MINIS. Сейчас проект уже продлен, но лишь на год. Процесс оценки, полагают российские общественники, с учетом трех  этапов слушаний и тендеров потребует как минимум трех лет работы. Непонятно, как будет увязано дальнейшее продление проекта с прогрессом в проведении слушаний и прогрессом в региональной оценке и оценке воздействия на окружающую среду. Общественники планируют использовать слушания (или, если они не пройдут, другие каналы связи) для того, чтобы добиться разделения региональной оценки от детальных ОВОС конкретных объектов на два последовательных тендера. Прозвучат и требования вынесения на общественные слушания проекта технического задания на оценку экологического воздействия ГЭС «Эгийн-Гол» на реку Селенгу и озеро Байкал, о которой  российские власти договорились с монгольскими еще в мае.

Константин Зверев, специально
для «Байкальских вестей»

На фото: Монгольская ГЭС Шурен
напрямую связана с Байкалом

Окончание следует.    

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии