Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

На разных языках

17 ноября, 2011

 

 

 

В повестку дня ноябрьской сессии Законодательного собрания, ставшей 37-й с начала работы нынешнего созыва депутатского корпуса, было включено 46 вопросов. Важнейшим из них стало рассмотрение бюджета Иркутской области на 2012 год в первом чтении.

 

Рутинные дела

Для разминки депутаты утвердили в должностях несколько мировых судей и приняли решения о награждении почетными грамотами Законодательного собрания восьми жителей Иркутской области, среди которых оказались столь разные люди, как руководитель крупной телекомпании, солистка народного коллектива и активистка общественной организации. Сессия удовлетворила самые смелые запросы сельхозпроизводителей, проголосовала за внесение поправок в областную государственную целевую программу «Развитие сельского хозяйства и поддержка развития рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Иркутской области на 2009—2012 годы» и утвердила финансирование этой программы в объеме 1,3 млрд рублей.

Так же спокойно и без комментариев депутаты приняли поправки в областной закон о выборах депутатов Законодательного собрания следующего созыва (они состоятся в 2013 году) и закон об областном референдуме. Хотя право выбирать имеют все жители области, по сути, закон о выборах депутатов представляет интерес для крайне узкой группы населения области — от силы человек 500, да и то если считать потенциальных депутатов вместе с семьями и избирательными штабами.

Оживление в зале наметилось при обсуждении правительственных поправок в областной закон о межбюджетных отношениях. Необходимость внесения поправок министр финансов объяснил тем, что часть полномочий по финансированию здравоохранения передается с муниципального уровня на областной. Тонкости этой процедуры (увязанной в том числе с возрастной структурой населения и существованием так называемых отрицательных трансфертов) оказались туманными даже для многих депутатов. Помянув всуе разницу в объемах полномочий, налог на доходы физических лиц и многие другие специальные термины, Алексей Зезуля подвел итог: область забирает себе 1,4 млрд расходов, муниципальные районы получат более 900 млн рублей в виде субсидий, а городские округа потеряют около 87 млн. Все это со стороны более всего напоминало движения рук наперсточника, катающего по столу давно отсутствующий шарик, — но, возможно, депутатам, которые могли рассмотреть представленные правительством слайды более тщательно, ситуация казалась более понятной, и они приняли законопроект нужным большинством голосов.

 

Дорогой длинною, землей целинною

После перерыва депутатам наконец-то удалось, с четвертой или пятой попытки, выслушать доклад заместителя губернатора – министра экономического развития Сергея Аникеева о ходе реализации программы социально-экономического развития области в 2010 году. До этого министр избегал встреч с народными избранниками столь старательно, что во время 36-й сессии депутаты даже приняли протокольное поручение — обратиться к губернатору области с письменным требованием повлиять на поведение министра и убедить его явиться на очередную сессию. Министр поведал, что Иркутская область вышла из экономического кризиса, продемонстрировала умеренные темпы экономического роста и снизила областной государственный долг в два раза. Часть статистики до сих пор приводится правительством в виде предположений: «ожидается, что объем инвестиций составит…». Более конкретно министр говорил о строительстве жилья — в 2010 году было введено 628 тысяч квадратных метров жилья, выполнено работ на 56 млрд рублей. Уровень безработицы к концу года снизился почти на процент и составил 2,09 процента.

Реальные денежные доходы при этом снизились на 0,7 процента, а средняя заработная плата выросла всего на три процента. Несмотря на рост смертности от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, рождаемость немного превысила смертность, и область в очередной раз отчиталась о наличии естественного прироста. Для правительства области и глав муниципальных образований это означает очередную головную боль: в регионе остро не хватает детских садов, очередь же такова, что часть детей, родившихся в 2010 году, имеет большой шанс пойти в школу, так и не переступив порог дошкольного учреждения. В целом развитие области идет по изобретенному министром комбинированному — инерционно-инвестиционному — типу, который при трезвом рассмотрении должен быть без всяких сантиментов признан инерционным.

Депутаты усомнились даже в достоверности приведенных министром цифр, не говоря уже об общих выводах. Депутат Юрий Фалейчик предложил министру сравнить положение области среди других регионов и динамику этого положения в 2010 году. Сергей Аникеев то ли не расслышал заданный ему вопрос, то ли понял так, как захотел сам, стал рассказывать о своем представлении об этом месте, которое во многом совпадало с мнением политического деятеля XIX века графа Уварова о России: «Прошлое России превосходно, настоящее блистательно, а будущее превосходит всякое воображение».

Депутаты, однако, не унимались и нанесли удар «ниже пояса»: если все так прекрасно, то где газ, который сменяющие друг друга правительства области обещают жителям региона уже много лет подряд? Министр сослался на инвестиционную программу «Газпрома» — то есть в вежливой форме дал понять, что это не депутатского ума дело. Депутат Валерий Лукин поинтересовался, какой величины достиг так называемый индекс развития человеческого капитала, бывший модным термином два-три года назад. Министр посетовал на пестроту населения области, которое делится на три неравные группы по источнику получения доходов, и заявил, что правительство отвечает только за тех, кто получает зарплату и пособия из областного бюджета. Валерий Лукин напомнил, что этот индекс имеет конкретное числовое выражение и в 2005 году составлял 0,648. К Сергею Аникееву тут же вернулась память, и он заявил, не подкрепив свои слова ссылками на какие-либо документы, что ныне индекс чуть-чуть подрос и составляет 0,68. Много это или мало и каково место области среди других стран и регионов — бог весть…

Депутат Геннадий Истомин напомнил министру о существовании в области перспективного золоторудного месторождения Сухой Лог и спросил, когда же начнется его освоение. Сергей Аникеев заявил, что все зависит от решений Федеральной сетевой компании, которая должна построить в районе Сухого Лога ЛЭП. Это позволит не только сократить расходы инвестора на освоение месторождения, но и электрифицировать БАМ. Если продолжать логическую цепочку чуть дальше, то на противоположном от БАМа и месторождения конце ЛЭП должен быть некий объект, генерирующий электроэнергию. В области имеется три ГЭС и несколько ТЭЦ, однако их мощностей не хватает даже уже действующим предприятиям, а новые пока никто не строит. Одним словом, если до освоения Сухого Лога доживут хотя бы внуки действующих депутатов, будет уже хорошо.

Оценка профильного комитета была ожидаемо негативной. Депутат Лукин зачитал решение комитета, в котором было сказано, что из 15 основных показателей экономического развития региона улучшились только пять. Особую тревогу депутатов вызывает рост количества населения, живущего за чертой бедности, а также тот факт, что правительство сравнивает результаты 2010 года с результатами провального и кризисного 2009 года. Депутаты приняли решение об изменении критериев оценки деятельности правительства и приняли доклад Сергея Аникеева к сведению – никакое иное решение принять они не могли.

 

А олени — лучше

Комитет по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству в соответствии с протокольным поручением предыдущей сессии представил депутатам заключение Службы по тарифам по результатам проверки экономической обоснованности расходов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении. Проблема заключается в том, что 29 декабря 2010 года Служба представила правительству записку, в которой сообщала, что, по ее оценке, расходы на перевозку пассажиров составляют 1,05 млрд рублей, а субсидия из федерального бюджета — 407,9 млн рублей. Однако экономисты Восточно-Сибирской железной дороги оценивают те же самые перевозки иначе: в мае 2011 года они передали в правительство расчет, согласно которому расходы составляют 2,016 млрд, собственные расходы компании 223 млн, прогнозируемые убытки от организации перевозок — 1,56 млрд рублей.

В июне специалисты ВСЖД уточнили прогноз: расходы — 2,11 млрд рублей, убытки ( с учетом субсидирования услуг инфраструктуры из федерального бюджета) — 989 млн рублей. Губернатора Иркутской области Дмитрия Мезенцева расчеты железнодорожников почему-то не устроили (в заключении Службы по тарифам причины не называются), и он поручил заместителю председателя правительства области Николаю Хиценко провести проверку экономической обоснованности полученных ими сумм. Совещание, в котором участвовали все заинтересованные в вопросе стороны, приняло решение исходить в анализе из реальных результатов перевозок в 2010 году — выяснилось, что объем перевозок составил 25,76 млн вагонокилометров. Проанализировав множество документов (в том числе отчеты производственно-финансовой деятельности ВСЖД, налоговые декларации, договоры и платежные документы, данные о расходе электроэнергии и амортизации оборудования), эксперты Службы по тарифам пришли к выводу, что представленные данные подтверждают только 90 процентов расходов на пригородные перевозки. Всего в 2010 году расходы ВСЖД на пригородные пассажирские перевозки в Иркутской области составили 1,33 млрд рублей. После дополнительного анализа обоснованности расходов эксперты признали, что обоснованными можно назвать расходы только на сумму 1,24 млрд рублей. Эта сумма и была признана базой экономически обоснованных расходов на 2011 год.

С учетом роста цен на необходимые железнодорожникам товары и услуги Служба по тарифам оценила предполагаемые расходы на пригородные перевозки в области в 1,35 млрд рублей, а с учетом НДС — 1,6 млрд, из которых 223 млн должны составить собственные расходы БППК. Служба отметила при этом, что в общем количестве перевезенных пассажиров (в 2010 году — 17,09 млн человек) почти 8 процентов были перевезены бесплатно, вследствие чего сумму убытков на 2011 год оценили в 976 млн рублей. Если из этой суммы вычесть расходы на содержание инфраструктуры, которые федеральное правительство планирует компенсировать на 99 процентов из своих средств, окончательная сумма убытков БППК Службой по тарифам оценивается всего в 229,5 млн рублей. Едва ли спор между правительством и железной дорогой, которые владеют почти равными долями в акциях БППК, на этом завершился – каждая сторона будет настаивать на правильности именно своей методики расчетов. Поручение оставлено на контроле Законодательного собрания.

В связи с большим объемом работы над бюджетом области депутаты приняли решение провести очередную, 38-ю, сессию уже 30 ноября.

 

Борис Самойлов, «Байкальские вести».

Фото Евгения Иващенко, специально для «Байкальских вестей».

На фото: Министр финансов Алексей Зезуля слегка накренился,
но все же выдержал депутатский натиск:
во второй половине дня бюджет области принят в первом чтении

 

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии