Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

На весах доходов и расходов

14 октября, 2014

 

 

Правительство Иркутской области внесло в Законодательное собрание законопроект о корректировке ключевых параметров областного бюджета на 2014 год и на плановый период 2015—2016 годов. Первое же обсуждение законопроекта 10 октября на заседании комитета по бюджету показало, что депутаты не готовы одобрить его без дополнительной информации.

Правительство предлагает

Министр финансов Иркутской области Наталия Бояринова представила депутатам пояснения к проекту, который, по утверждению председателя комитета Натальи Дикусаровой, был разослан в электронном виде лишь поздно вечером 9 октября. Общий объем доходов областного бюджета предлагается утвердить в объеме 100 млрд 97 млн рублей, в том числе межбюджетные трансферты из бюджета Российской Федерации — 17,54 млрд рублей. Общий объем расходов составит 115 млрд 21 млн рублей; таким образом, размер дефицита предлагается увеличить на 2 млрд рублей и утвердить в размере 14,92 млрд, или 18 процентов годовых расходов. Источником покрытия дефицита министерство финансов предлагает сделать остатки средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 2014 года, возвращенные в бюджет области за последние десять месяцев, а также кредиты коммерческих банков.

Наталия Бояринова в своем выступлении отметила, что всем регионам РФ федеральным центром рекомендовано ни при каких обстоятельствах не превышать максимально допустимый уровень дефицита бюджета — 10 процентов. В то же время все дополнительные доходы предлагается направлять не на дополнительные расходные обязательства, а на сокращение дефицита. Крайне жесткие требования предъявлены к объему заимствований и размеру государственного долга регионов. Благодаря политике областного правительства и проделанной в течение года работе, министерство финансов предлагает депутатам сократить размер государственного долга области на 1,4 млрд рублей. Таким образом, вместо утвержденного в бюджете 2014 года размера 16 млрд на 1 января 2015 года (то есть к моменту окончания срока действия бюджета) государственный долг будет составлять 14,6 млрд рублей и требование федерального правительства будет выполнено.

Комментируя ситуацию с поступлением налоговых и неналоговых доходов в бюджет, Наталия Бояринова отметила, что уже второй год в области наблюдается снижение объема акцизов на нефтепродукты. Это, по версии министерства финансов, объясняется высокими темпами перехода на новые, более экологичные виды топлива, ставка акцизов по которым ниже, чем по традиционным сортам. Только по этой статье областной бюджет потеряет в 2014 году 1,4 млрд рублей, а местные бюджеты — 162 млн рублей. Государственная политика по борьбе с пьянством и пивным алкоголизмом оказалась настолько успешной, что областной бюджет потеряет более 600 млн рублей и по акцизам на спиртное. Сокращение инвестиционных программ естественных монополий привело к сокращению поступлений в бюджет области на 800 млн рублей; снижение цен на золото имело еще одно негативное для бюджета последствие — сокращение поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых на 200 млн рублей.

С другой стороны, предприятия нефтегазового сектора до конца года могут увеличить отчисления по налогу на прибыль — по оценке минфина, прирост может превысить 3 млрд рублей. Увеличение ставок транспортного налога для грузовых автомобилей, за которое депутаты проголосовали в конце 2013 года, принесло бюджету дополнительно 160 млн рублей. Дополнительная финансовая помощь на реализацию майских указов президента РФ, распределенная федеральным министерством финансов в августе, для Иркутской области составила еще 672 млн рублей.

Перераспределение средств внутри расходных статей бюджета связано с повышением заработной платы работникам дошкольного образования (в рамках реализации майских указов президента РФ, увеличение расходов на 130 млн рублей), увеличением компенсации Байкальской пригородной пассажирской кампании за перевозку граждан (более 130 млн рублей) и увеличением Резервного фонда области на 100 млн рублей. Комментируя последний пункт, Наталья Бояринова пояснила, что, таким образом, Резервный фонд составит 200 млн рублей, а необходимость принятия такого решения связана с приездом в Иркутскую область беженцев из Восточной Украины. По словам министра, в область организованными группами доставлено более 2,8 тыс. человек, еще более 2,5 тыс. прибыли самостоятельно. Таким образом, область должна нести расходы на содержание, лечение и трудоустройство 5,3 тыс. человек, хотя такие расходы нельзя было запланировать и они не закладывались ни в одну из статей бюджета.

Правительство области предложило депутатам увеличить расходы на строительство нескольких социальных объектов и завершить строительство уже в 2014 или в начале 2015 года. В частности, предлагается выделить дополнительно 88 млн рублей на строительство школы в поселке Залари; на вторую очередь больницы в райцентре Баяндай — 80 млн; на школу в селе Анга, Качугского района, — 6,2 млн; на детский дом в поселке Усть-Ордынском — 7,2 млн рублей.

 


Всем регионам РФ федеральным центром рекомендовано ни при каких обстоятельствах не превышать максимально допустимый уровень дефицита бюджета — 10 процентов. В то же время все дополнительные доходы предлагается направлять не на дополнительные расходные обязательства, а на сокращение дефицита. Крайне жесткие требования предъявлены к объему заимствований и размеру государственного долга регионов. Благодаря политике областного правительства и проделанной в течение года работе, министерство финансов предлагает депутатам сократить размер государственного долга области на 1,4 млрд рублей.
 

 

Депутаты требуют детали

Не успела Наталья Бояринова завершить свое выступление, как депутат Алексей Красноштанов потребовал уточнить внесенные поправки. Депутат читал документы внимательно и обнаружил, например, что среди прочих в области сократились поступления платы за аренду лесов — сразу на 19,2 процента. Мысль «Лес — наше богатство» стала для жителей области такой аксиомой, что выход за привычные рамки немедленно вызывает желание разобраться. Временно замещающий должность заместителя руководителя лесного агентства пояснил депутатам, что сокращение поступлений связано с продлением сроков реализации инвестиционных проектов. Депутата Алексея Красноштанова ответ не удовлетворил, но получить какие-то более внятные объяснения ему и его коллегам не удалось.

Не удалось получить полное и исчерпывающее объяснение и тому факту, что расходы на ведение водного хозяйства увеличиваются в один момент на 415 процентов. Наталия Бояринова пыталась объяснить депутату, что здесь сказалась политика федерального минфина, распределяющего средства по регионам в соответствии с собственными представлениями о сроках и последовательности действий, однако депутаты все-таки попросили представить на сессии 15 октября дополнительные сведения по этой статье расходов.

Последний вопрос депутата Красноштанова и вовсе поставил  всех присутствующих в тупик. Депутат нашел в списке корректировок расходов два пункта:  «увеличить расходы на содержание правительства на 22,8 процента, а расходы на содержание Законодательного собрания — на 0,7 процента» — и предложил коллегам отказаться от своей доли расходов, чтобы строже спросить с правительства. Предложение не встретило полного одобрения всех присутствующих, но мысль о том, что увеличение расходов влечет за собой рост долга, по которому однажды придется расплачиваться, депутатам явно не нравится. Наталия Бояринова пояснила, что по состоянию на день проведения заседания комитета государственный долг составляет 5,6 млрд рублей, в том числе 2 млрд — кредиты коммерческих банков, и лишь по предварительному прогнозу госдолг вырастет до прогнозного показателя 14,6 млрд. Так что депутат Красноштанов вроде бы рано забеспокоился.

Депутат Александр Битаров продолжил серию вопросов к правительству и попросил к сессии подготовить справку от министерства строительства о тех расходах, которые областной бюджет несет при строительстве и покупке детских садов. По информации, которую депутат почерпнул в СМИ (а других источников правительство не предоставило), цена квадратного метра в детском саду превышает цену квадратного метра в коммерческой недвижимости. Министр строительства Михаил Литвин, даже не пытавшийся скрыть раздражение, предложил Александру Битарову меньше верить СМИ («с ними сейчас работают») и пояснил, что стоимость детского сада считается не по квадратным метрам, а по устроенным детям.

Уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин в очередной раз обратил внимание министров и депутатов на проблему авиаперевозок в Тофаларии и на ситуацию в специализированных лечебных учреждениях для психических больных. По данным Валерия Лукина, расходы областного бюджета на авиаперевозки позволяют выполнять менее 100 рейсов в год, в то время как реальная потребность превышает 300 полетов.

— Люди в некоторых населенных пунктах годами не видели живого врача, — сказал Валерий Лукин, — и даже после того, как я обратил внимание правительства на эту ситуацию, ничего не изменилось!

Не менее сложная ситуация складывается и в психиатрических больницах. По данным уполномоченного, расходы на питание в этих клиниках составляют от 52 до 58 рублей в сутки, что меньше не только нормы, но и тех сумм, которые расходуются на питание заключенных в местах лишения свободы, — там питание обходится в 100 и более рублей в сутки. Не лучше обстоят дела и с лекарствами: используются устаревшие и не самые эффективные препараты.

Министры финансов и здравоохранения дали ответ совместными усилиями. На выполнение полетов выделяется дополнительно около 5 млн рублей, вопрос с отправкой в Тофаларию врачей решается. Проблему психиатрических лечебниц пытаются решить комплексно: впервые за 50 лет из одной из старейших лечебниц расселили 200 пациентов. Решается и вопрос с питанием — министр здравоохранения Николай Корнилов со знанием дела заявил, что еда «уже вполне приличная».

Готовьте справки

В завершающей части дискуссии вокруг корректировки бюджета депутаты заслушали заключение Контрольно-счетной палаты, прокуратуры и правового управления Законодательного собрания. В целом все эти органы согласились с предложенными поправками в областной бюджет, однако часть депутатов осталась недовольна представленными пояснениями и ответами министров, что отразилось и в голосовании — несмотря на всю очевидную формальность голосования на заседании комитета, два депутата при голосовании воздержались.

Депутат Александр Битаров напомнил, что несколько месяцев назад он просил министра экономического развития Руслана Кима подготовить и представить депутатам справку об эффективности использования бюджетных средств в плане налоговой отдачи. По имеющейся у депутата информации, есть ряд структур, получающих очень крупные по меркам области подряды — от 500 млн рублей и выше. Поскольку таких структур не очень много, всего пять или шесть, правительство могло бы проанализировать их налоговую отдачу и рассказать депутатам об эффективности бюджетных трат. Министр без особого желания и со множеством оговорок дал обещание подготовить справку хотя бы за 2013 год.

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии