Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Научившим летать металл

10 июля, 2023

5 июля в центре Иркутска, между домами № 40 и 46 по улице Ленина, состоялась торжественное открытие памятника известным авиаконструкторам, иркутянам Николаю Камову (1902–1973) и Михаилу Милю (1909–1970). В мероприятии участвовали руководители региона и областного центра, меценаты, художники и архитекторы, жители и гости Иркутска.

Решение об увековечении памяти выдающихся земляков принято в начале 2022 года. Инициатива принадлежала мэру города Руслану Болотову и председателю думы Евгению Стекачеву. Изготовление и установка памятника профинансированы государственной корпорацией «Ростех» (генеральный директор – глава иркутского землячества «Байкал» в Москве Сергей Чемезов). Весомую помощь в установке монумента оказало акционерное общество «Вертолеты России». Благоустройство прилегающей территории выполнено при участии депутата Законодательного собрания региона Нины Чекотовой.

1м.jpg

Памятник работы иркутского архитектора Сергея Демкова представляет собой обелиск высотой пять метров из бронзы и гранита, основой композиции стал взлетающий вертолет. В центре обелиска, который сочетает в себе строгость и динамичность полета, расположена надпись «Учившим летать металл», а на специальном выступе установлены две бронзовые модели винтокрылых машин. На церемонии открытия к ним добавились еще два миниатюрных вертолета, которые установили совсем юные мальчишки, очень гордые причастностью к празднику и своими настоящими летными шлемами. В ходе церемонии открытия памятника над ним пролетел вертолет Ми-8.

Николай Камов и Михаил Миль стали основателями ведущих и уникальных школ отечественного и мирового вертолетостроения. «Ка» и «Ми» на сегодня – в числе наиболее известных марок вертолетов в мире. Визитной карточкой вертолетов Камова стала двухвинтовая соосная схема, а летательные аппараты «Ми» составляют основу вертолетной авиации России и многих стран мира. В частности, Ми-8 был и остается лучшим и самым массовым вертолетом мира.

Традиции легендарных авиаконструкторов сохраняются и поддерживаются. Сегодня проектирование, научные исследования, строительство опытных образцов винтокрылых машин и их внедрение в производство происходят в Национальном центре вертолетостроения имени Миля и Камова.

– Николай Ильич Камов и Михаил Леонтьевич Миль – создатели первых отечественных вертолетов. В начале XX века они начинали с конструирования автожиров и геликоптеров. А впоследствии создали семейства вертолетов, представители которых установили множество мировых рекордов. Техника, созданная в их конструкторских бюро, до сих пор надежно служит нашей стране в разных сферах – гражданских и оборонных, – сказал губернатор региона Игорь Кобзев.

2м.jpg

– Спасибо всем, кто поддержал этот проект. Николай Ильич и Михаил Леонтьевич мечтали научить летать металл. Их разработки опередили свое время на десятки лет. Даже в наш век, когда технологии развиваются стремительными темпами, их аппараты и устройства до сих пор остаются передовыми, а некоторые непревзойденными. Пусть этот монумент станет не просто местом памяти и гордости за выдающихся иркутян, а символом того, как мечты воплощаются в реальность, чтобы у подрастающего поколения был наглядный пример, что возможно абсолютно все, – отметил Руслан Болотов.

– Тема создания памятного объекта давно поднималась на разных площадках. Николай Ильич и Михаил Леонтьевич были не только замечательными конструкторами, но и патриотами своей малой родины. Для нас было важно увековечить память конструкторов, чтобы иркутяне и гости города знали, что отечественные вертолетные школы зарождались именно здесь. Для реализации идеи мы создали рабочую группу, которая обсуждала концепцию, продумывала все детали. В итоге получили не только новый привлекательный объект, но и информационно-просветительский проект, который уже приковывает внимание жителей, – сказал Евгений Стекачев.

– Два великих авиаконструктора, чьи имена неразрывно связаны с Иркутском, – Николай Камов и Михаил Миль – прославили мощь русской инженерной школы на весь мир. Надпись на памятнике гласит: «Учившим летать металл», они опережали время, мечтали создать уникальные винтокрылые машины, и их мечта не просто сбылась, но и продолжает жить сейчас. Каждый инженер и механик знает, что от идеи до опытного образца, а тем более до серийной машины предстоит пройти очень серьезный путь. А они проходили его не раз. Мы должны гордиться и помнить о тех людях, которые прославляют наш город, область, страну, – подчеркнул руководитель представительства госкорпорации «Ростех» в Иркутской области Сергей Баляскин.

– Действительно, мало кто знал, что два знаменитых генеральных конструктора родились в Иркутске. Но не зря спрашивают: почему центр вертолетостроения находится не в Иркутске, а в Улан-Удэ? Я работал там 23 года и знаю, что уланудэнцы отдали дань уважения иркутянам и выпускаемый там вертолет Ка-10 назывался именно «Иркутск». Благодаря Николаю Камову и Михаилу Милю мы намного опередили всех в мире. Так, никто не может сравниться с вертолетом Ми-8, которых выпущено более 20 тысяч, и выпуск этих машин продолжается. Я очень благодарен тем, кто принял решение увековечить память Николая Камова и Михаила Миля, – сказал заместитель генерального директора АО «Вертолеты России», Герой Труда России Леонид Белых.

3м.jpg

В церемонии открытия также участвовали генеральный директор Иркутского авиационного завода – филиала ПАО «Корпорация «Иркут» Александр Вепрев, депутат Государственной думы Сергей Тен, первый заместитель мэра Иркутска, председатель регионального отделения Российского военно-исторического общества Андрей Южаков, почетные граждане города Иркутска Александр Ханхалаев, Александр Ширшиков и Владимир Матиенко, председатель городской комиссии по топонимике, главный редактор газеты «Восточно-Сибирская правда» Александр Гимельштейн.

Открытие памятника стало первым из мероприятий, посвященных выдающимся авиаконструкторам Н.И. Камову и М.Л. Милю.  Запланированы также работа экспозиции в их память в Музее истории города и стендовая экспозиция в здании аэропорта Иркутска.

Александр Алешин, специально для «Байкальских вестей».

Фото автора и Валентина Карпова

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии