Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Недостатков — в достатке

18 июня, 2012

 

Медленно, но верно регион превращается
в один большой собес


Контрольно-счетная палата Иркутской области провела проверку исполнения бюджета области в 2011 году. В отчете аудиторов, направленном в комитет по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству, отмечается, что правительство, как и в прошлые годы, не предоставило никаких сведений о выполнении государственного задания или иных результатов деятельности главных распорядителей бюджетных средств. В сочетании с описанными в отчете другими нарушениями это не позволило аудиторам получить «полное и четкое мнение» обо всех параметрах исполнения бюджета.

В целом же доходы области были утверждены в объеме 90,15 млрд рублей и исполнены в сумме 89,62 млрд, или 99,4 процента. Доходы консолидированного бюджета области (то есть доходы областного бюджета плюс собственные доходы муниципальных образований) составили 113,1 млрд рублей — собственные доходы муниципалитетов по сравнению с 2010 годом увеличились на 2,3 млрд рублей, до 22,96 млрд.

В бюджетах муниципалитетов 58,2 процента доходов — поступления из областного бюджета, причем, несмотря на рост их собственных доходов, помощь областного бюджета муниципальным увеличилась на 2,1 процента.

Доходы области по поступлению налогов составили 66 млрд, или 98,9 процента к утвержденному плану (и на 14,45 млрд рублей больше, чем в 2010 году); безвозмездные поступления — 23,6 млрд, или 101,2 процента к плану. Удельный вес безвозмездных поступлений в 2011 году сократился с 32 до 26,3 процента — это означает, что область стала больше жить за свой счет.  Или, если посмотреть структуру налоговых доходов, за счет двух основных налогов — на прибыль организаций и на доходы физических лиц.

Налог на прибыль организаций в 2011 году был получен в объеме 31,1 млрд рублей, причем в течение года его пришлось корректировать в сторону увеличения на 17,03 млрд. Налог на доходы физических лиц собран в объеме 17,63 млрд и подрос по сравнению с прогнозом на 672 млн рублей.

Аудиторы пришли к выводу, озвученному уже неоднократно с момента нулевого чтения самого первого варианта бюджета в конце 2010 года: министерство финансов планирует основные виды доходов по неправильной методике, из-за чего бюджет получается некорректным, и его приходится корректировать от трех до шести раз в течение года.

Расходы бюджета при плане в 85,78 млрд рублей были исполнены в объеме 82,02 млрд (95,6 процента), что на 12,1 млрд, или на 17,3 процента, больше, чем в 2010 году. Расходы консолидированного бюджета составили 103,8 млрд: муниципальные образования увеличили свои расходы на 7,07 млрд.

На образование было выделено 21,1 процента расходов областного бюджета; на социальную политику — 19,5 процента; на межбюджетные трансферты местным бюджетам — 15,9; на здравоохранение — 13,8.

Результатов расходования таких немалых сумм не видит не только население области (вынужденное платить за учебники в школах, лечиться в других регионах и продолжать работать после выхода на пенсию), но и депутаты Законодательного собрания, в очередной раз раскритиковавшие правительство на заседании бюджетного комитета 14 июня. По данным депутатов, различные виды социальных пособий получают 1,2 млн жителей Иркутской области — то есть практически каждый второй.

Это дало повод говорить о том, что регион медленно, но верно превращается в один большой собес, граждане не могут заработать на достойную жизнь, а малый и средний бизнес вместо развития переживает упадок.

 


Заслушав проект отчета о работе правительства в 2011 году, депутаты обратили внимание на тот факт, что правительство в одном пункте отчета констатирует рост экономики (промышленное производство — на 9 процентов, налоговая отдача от добычи нефти — в 47 раз по сравнению с 2010 годом), а в другом отмечает снижение уровня доходов населения...
 

 

Заслушав проект отчета о работе правительства в 2011 году, депутаты обратили внимание на тот факт, что правительство в одном пункте отчета констатирует рост экономики (промышленное производство — на 9 процентов, налоговая отдача от добычи нефти — в 47 раз по сравнению с 2010 годом), а в другом отмечает снижение уровня доходов населения. При сокращении безработицы зафиксировано резкое, на 6 тысяч, сокращение количества малых и средних предприятий. В лесной отрасли отгрузка круглого леса по-прежнему составляет существенную долю — более 5 млн кубометров, а количество зарегистрированных предприятий увеличилось незначительно. Это позволяет говорить о том, что многие работают по черным и серым схемам.

Рост ввода жилья, достигший в прошлом году 780 тысяч квадратных метров, не может свидетельствовать о росте благосостояния населения, поскольку неизвестно, какая часть квартир была заселена, а какая пустует. Самым ярким признаком неблагополучия депутаты признали тот факт, что в 2011 году миграционный отток был выше притока почти на 4 тысячи человек.

В целом бюджет области был исполнен с профицитом в размере 7,6 млрд рублей, что тоже неверно с точки зрения стратегических целей региона. Область могла бы инвестировать средства, оставшиеся лежать мертвым грузом, в какой-либо долгосрочный проект, а вместо этого два года подряд просто удерживала существенную часть бюджета (в 2010 году профицит составил 5,8 млрд рублей) на счетах. При этом профицит был утвержден в размере всего 3,2 млрд рублей и оказался превышен на 74 процента, что говорит о нежелании правительства действовать в рамках договоренностей с депутатами.

Неисполненные бюджетные поручения составили 3,77 млрд рублей, причем по статьям «Общегосударственные вопросы», «Здравоохранение» и «Жилищно-коммунальное хозяйство». Еще больше раздражает депутатов остаток средств на счетах области: на 1 января 2012 года он составлял более 15 млрд рублей, причем 1,6 млрд из этой суммы — неизрасходованные целевые средства из федерального бюджета. Как правило, такие средства приходится возвращать, а это снижает доверие к области со стороны федерального правительства.

Кроме того, это означает неисполнение каких-то важных обязательств перед жителями области. О каких именно обязательствах идет речь, можно понять из того раздела заключения, в котором говорится об областных целевых программах, — в целом они исполнены на 7,7 млрд рублей, или на 80,5 процента к плану.

Только половина из 36 программ, утвержденных законами области, исполнялась в течение года на 99—100 процентов.  Программа повышения бюджетных расходов не исполнялась вовсе — ноль из 42 млн рублей; на содействие добровольному переселению соотечественников из-за рубежа потратили смешную сумму в 253 тысячи рублей, что составило 15,5 процента от плана (стоит ли удивляться, что никто не хочет переселяться в столь «щедрую» область?); на совершенствование системы профилактики преступлений удалось израсходовать треть запланированной суммы — 6,2 млн; повышение устойчивости жилых домов в сейсмоопасных районах области обошлось в 24,3 млн, и это было всего 30 процентов плана; модернизация здравоохранения реализована на 50 процентов; экономика моногорода Байкальска так и останется немодернизированной еще долгие годы — правительство исполнило собственные планы на 37,5 процента.

 


Самым ярким признаком неблагополучия депутаты признали тот факт, что в 2011 году миграционный отток был выше притока почти на 4 тысячи человек.
 

 

Отчет правительства о реализации планов модернизации экономики Байкальска, представленный депутатам, оставил у них двойственное ощущение. С одной стороны, создано 1454 постоянных рабочих места, уровень безработицы снизился с 2,1 до 1,34 процента, доля малых предприятий увеличилась с 30 до 38 процентов. С другой — само же правительство признает, что из семи утвержденных направлений реализуется только шесть, особая экономическая зона туристическо-рекреационного типа символически сдвинулась с мертвой точки только в декабре 2011 года.

Особенно сильное впечатление производит анализ исполнения отдельных статей расходной части бюджета. Расходы на охрану окружающей среды, например, при плане в 33 млн были исполнены в размере 365 млн — отклонение составило 1011 процентов! Расходы на физическую культуру и спорт пришлось корректировать на 500 процентов, на средства массовой информации — на 186 процентов, на жилищно-коммунальное хозяйство — на 95 процентов и так далее.

Единственная статья расходов, которую удалось сократить, — обслуживание государственного долга: вместо 643 млн областной бюджет потратил на эти цели 313 млн, или на 51 процент меньше, чем планировалось, — это стало возможно благодаря тому, что область не привлекала кредиты для возмещения дефицита. В целом в течение 2011 года областной бюджет погасил 2,16 млрд рублей по государственным ценным бумагам (остаток составляет 798 млн рублей); 1,37 млрд по бюджетным кредитам (остаток — 3,7 млрд) и с 2010 года не имеет долгов перед кредитными организациями. В итоге остаток по основному долгу составил 4,5 млрд рублей (6,8 процента от объема доходов бюджета, без учета безвозмездных поступлений) — в 2008 году он составлял 12,8 млрд (31,4 процента), в 2009-м — 9,2 млрд (20 процентов), в 2010-м — 7,4 млрд (14,36 процента).

В течение года область несколько снизила размер своей задолженности по налогам, сборам, пеням и налоговым санкциям: на 1 января 2012 года она составила 9,15 млрд рублей, в то время как годом ранее эта сумма равнялась 10,67 млрд.

Любопытно, что самая существенная часть этой суммы приходится на недоимки (5,2 млрд), из которых самая большая — 3,95 млрд рублей — из федерального бюджета. По региональным налогам долги составляют 636 млн рублей, по местным — всего 421 млн.

Правительство области в начале года предприняло шаги к погашению части просроченных штрафов и пеней муниципальных образований — на 46-й сессии, которая пройдет послезавтра, депутаты как раз должны будут утвердить необходимые поправки в бюджет.

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии