Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Непотопляемая?..

14 января, 2013

 

Наверное, десятки газетных публикаций в различные годы  были посвящены «деятельности» тулунского межрайонного прокурора  Супонькиной. Мне кажется, ни  один другой прокурор в Приангарье не собирал такого «урожая» негативных упоминаний в СМИ. Если бы  критические  статьи  могли оставлять на объекте критики  синяки, как от ударов, то, полагаю, все  тело  Валентины Сергеевны  представляло бы собой один сплошной синяк. Тем самым была бы достигнута полная гармония с цветом прокурорского мундира.

 

Созрели гроздья народного гнева

В конце лета 2012 года в прокуратуру Иркутской области поступило коллективное заявление от жителей города Тулуна с требованием освободить Супонькину от должности тулунского межрайонного  прокурора. Этот всплеск гражданской активности был спровоцирован громким преступлением: убийством известного правозащитника Александра Ходзинского, которого при  свидетелях зарезал местный предприниматель Геннадий Жигарев.  Более подробно об этом преступлении рассказывалось в статье «Созвездие» смерти», «БВ» № 45 за 16—22 июля 2012 года.

Обращение граждан к областному прокурору заканчивалось такими словами: «Убийца Ходзинского — бывший чиновник и «единоросс» Жигарев Г.Н. — находился и находится под защитой прокурора Супонькиной В.С.  Есть опасения, что сейчас ею будут приложены все усилия, чтобы политическое убийство превратить в «бытовуху», а то и в «самооборону». А это значит, что в Тулуне продолжат убивать за правду, что властные чиновники  станут еще более наглыми и беззаконными. Мы требуем снятия Супонькиной В.С. с должности прокурора  и тщательного рассмотрения результатов ее бездеятельности высшей инстанцией (здесь и далее выделено автором. — Ред.). Убийство произошло по вине бездействия прокурора и властей. Виновные должны понести наказание!».

Похоже, областная  прокуратура не  услышала глас народа. А если и услышала, то не отреагировала на него соответствующим  образом. К этому выводу я прихожу, анализируя факты. А они таковы: Валентина Супонькина как ни в чем не бывало продолжает занимать пост прокурора. А убийца Геннадий Жигарев отпущен на свободу на период проведения предварительного следствия. Преступление, которое он совершил, переквалифицировано со ст. 105 УК РФ (убийство) на ст. 107 УК РФ (убийство, совершенное в состоянии аффекта).  Хоть стой, хоть падай!..

Не случайно в обращении граждан к прокурору Иркутской области  несколько раз употреблены однокоренные слова «бездействие» и «бездеятельность», которыми характеризуется работа Супонькиной на посту прокурора. Чтобы не быть голословным, сошлюсь на несколько публикаций в различных газетах.

 

Чаша прокурорского «терпения»  бездонна?..

В 2006 году «Байкальские вести» опубликовали статью «Убить, нельзя помиловать!», в которой рассказывалось о том, как некие злодеи пытались расправиться с  бывшим  начальником Тулунского межрайонного отдела налоговой полиции Сергеем Мариновым. Весной 1998 года в  окно его квартиры   бросали фугас — Маринов чудом остался жив. Потом, летом 2004-го,  его машину обстреляли из автомата — сам Маринов не пострадал, но касательное ранение получил его малолетний сын. По факту взрыва прокуратура возбудила уголовное дело по части 2 статьи 167 УК РФ (умышленное повреждение или уничтожение имущества), хотя Маринов был уверен (эта уверенность позднее получила фактическое подтверждение), что имела место попытка его устранить с помощью взрывного устройства.

После того как его машину обстреляли, Маринов, получив достоверную информацию об исполнителях преступления, пришел к  Супонькиной. Но прокурор отказалась принять его: дескать, неприемный день!.. Но и после того, как Маринов сделал официальное заявление о предполагаемых преступниках,  прокуратура не проявила особой активности для расследования уголовного дела. Между тем время показало: Сергей Маринов был абсолютно прав, указывая на конкретных граждан, покушавшихся на его жизнь. Среди этих граждан был и некто Александр Ситников, офицер милиции (полиции) в звании подполковника. В конце лета 2012 года Ситников был арестован по подозрению в организации покушения на Маринова.

Очевидно, что если бы прокуратура еще тогда, в 1998 или в 2004-м, проявила бы большую заинтересованность в расследовании этих покушений, то преступная деятельность оборотня в погонах Ситникова была бы пресечена гораздо раньше. Однако, благодаря сочувственному отношению прокуратуры, Ситников не только получил очередное офицерское звание, но и стал председателем некоего «гаражного кооператива» в самом центре Тулуна. Строительство боксов началось в непосредственной близости от жилых домов, без надлежащего на тот момент документального оформления. Возмущению местных жителей не было предела. Между прочим, членами этого «кооператива» были Константин Супонькин , сын прокурора, и Дмитрий Карих, сын тулунского градоначальника Юрия Кариха, который не так уж давно был привлечен к уголовной ответственности по двум статья Уголовного кодекса России.

Полагаю, ошибался классик, утверждая, что «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань».  В  нашей, тулунской, истории в одной упряжке оказались полицейский  оборотень в погонах и два элитных отпрыска: сын  «бездеятельного» прокурора и сын жуликоватого мэра!

Уже знакомый нам Сергей Маринов (в настоящее время он — старший преподаватель кафедры специальных юридических дисциплин ИрГТУ)  в 2006 году направлял официальную жалобу генеральному прокурору РФ и прокурору Иркутской области. В этой жалобе Маринов обращал внимание  высоких прокурорских чинов  «на незаконные действия прокурора Тулунской межрайонной прокуратуры Супонькиной В.С., связанные с намеренно неправильной  квалификацией  при принятии решений  о возбуждении уголовных дел по фактам покушений на убийство…».

Похоже, что на жалобу Сергея Маринова тогда не обратили внимания. Оставим этот факт на совести прокурорских чинов и продолжим наш рассказ.

В феврале 2007 года тулунская газета «КомпасTV» опубликовала статью под красноречивым заголовком: «Свадебный прокурор». Автором публикации является уже знакомый нам Сергей Маринов. Он взял на себя труд проанализировать «бездеятельность»  прокурора Супонькиной как руководителя органа, осуществляющего надзор в том числе  за работой муниципальных органов власти.

Оттолкнувшись от факта — отчета КСП г. Тулуна, выявившей различных нарушений использования бюджетных средств в 2006 году на общую сумму около  39 млн  рублей, Сергей Маринов задается вопросом: почему стали возможными эти нарушения?  Тут я вынужден привести длинную цитату из статьи «Свадебный прокурор»: «Оглашение 31 января на первом в 2007 году заседании Думы городского округа вышеперечисленных цифр для тулунского межрайонного прокурора Супонькиной В.С. не стало неожиданностью… В течение 2006 года КСП г. Тулуна для проведения проверок в порядке  ст. 144 УПК РФ (порядок рассмотрения сообщений о преступлении) и принятия решения о возбуждении уголовного дела  в Тулунскую межрайонную прокуратуру было направлено пять аудиторских заключений по выявленным  в ходе проведения проверок фактам умышленных нарушений, содержащих признаки составов преступлений, предусмотренных главой 30 УК РФ (преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления).

Из анализа поступивших в КСП г. Тулуна ответов Тулунской прокуратуры следует, что часть из направленных  для правовой оценки аудиторских заключений не были даже подвергнуты регистрации как заявления (сообщения) о совершенном  правонарушении (преступлении)…  Соответственно, проверок в порядке ст. 144  УПК РФ Тулунской прокуратурой по ним не проводилось…».

И вот вывод, к которому пришел Сергей Маринов: «Ненадлежащее исполнение тулунским прокурором Супонькиной В.С. своих должностных обязанностей спровоцировало не только имущественные и финансовые нарушения… на общую сумму 38 958 000 рублей, но и повлекло за собой существенное нарушение прав и законных интересов жителей г. Тулуна…».

Я поинтересовался у редактора газеты «КомпасTV» Светланы Баженовой, какова была реакция «свадебного прокурора» Супонькиной на  эту суровую, как приговор, публикацию. Может, она прислала в редакцию опровержение? Или подала на газету в суд иск о защите чести и достоинства?..

Оказалось, прокурор Супонькина отмолчалась. По привычке…   Или, если хотите, по традиции. Валентина Сергеевна почему-то предпочитает не замечать тех публикаций в СМИ, в которых ее деятельность (бездеятельность) подвергается безжалостной   критике. Поневоле приходишь к следующему выводу: видимо, разящая наповал  критика содержит факты, которые опровергнуть невозможно! А потому приходится  сохранять хорошую мину при плохой игре и делать вид, что никаких критических  публикаций не было…

 

Она не тонет...  Почему?!

Как иркутские, так и  тулунские журналисты  вволю потешились,  живописуя в своих статьях «бездействие» и «бездеятельность» прокурора Супонькиной, а также деяния ее подчиненных. Не углубляясь в антологию этих публикаций, назову лишь несколько последних статей в различных изданиях.

В июле 2012-го иркутская газета «Конкурент» опубликовала материал под говорящим названием «Прокурорский наезд». В статье рассказывалось о том, как Антон Соколов, занимая  в тот период времени  (август 2009 года) должность заместителя  межрайонного прокурора, на своем автомобиле сбил на пешеходном переходе жительницу Тулуна. С места происшествия негодяй скрылся. На месте ДТП был найден государственный регистрационный знак машины Соколова. Цитата из  статьи «Прокурорский наезд»: «Тот злополучный вечер он (Антон Соколов. — Авт.)  провел в компании судей и работников аппарата Тулунского  городского суда, которых пригласила в гости после трудового дня одна из коллег. Заместитель прокурора присоединился к ним позднее. Он приехал уже пьяным — хотел показать друзьям машину, которую купил совсем недавно. После застолья все гости разъехались по домам на такси. Кроме Антона Соколова, который сел за руль своей «Тойоты», хотя к тому времени уже плохо держался на ногах» (цитирую по газете «Коммунист Приангарья», № 4 за 7 августа 2012 года.Авт.).

Да, прокурор  Супонькина не сидела за рулем иномарки, сбившей человека. Это сделал коллега Валентины Сергеевны, он же — ее подчиненный. Полагаю, Антон Соколов позволил себе пьяным разъезжать на автомобиле только потому, что был уверен в своей безнаказанности. Эту уверенность ему придавали, по  моему разумению, два обстоятельства: прокурорский мундир  на его плечах и убежденность в том, что коллеги  его «отмажут», ежели что…

Именно об этом — о круговой поруке и «чести мундира» (в плохом смысле этого выражения) — рассказывает внушительная по объему и количеству информативного материала статья «В Тулуне закон не писан», опубликованная в газете «Коммунист Приангарья»,  № 4 за 7 августа 2012 года. Журналист Вячеслав Смирнов озвучил интересный факт: совершивший по пьянке преступление Антон Соколов, уволившись из прокуратуры,  в том же году, в декабре 2009-го, трудоустроился… в Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков, где и работает  в должности старшего следователя!   А уголовное дело передано в Тулунский городской суд, с работниками которого Соколов пьянствовал, прежде чем совершить наезд на гражданку Гельмутдинову, 1956 года рождения…   Глядишь, путем юридических заморочек вроде истечения срока давности Соколов вообще сумеет избежать уголовной ответственности за совершенное преступление!..

А вот пара цитат из статьи «О пользе и вреде «адвокатской» практики» (газета «КомпасTV» № 32 за 16  августа 2012 года): «Демонстративно равнодушное (или наоборот – заинтересованное?) отношение тулунской прокуратуры к играм чиновников с бюджетом, землей и  имуществом приводило и приводит к тому, что чиновники начинают чувствовать себя очень вольготно и, словно у себя на кухне, распоряжаются тем, что им дано народом и государством в разумное управление на благо этого народа».

И еще: «Кстати, покойный Александр Николаевич Ходзинский  неоднократно в статьях называл прокурора Супонькину В.С. «адвокатом». Как показало время, основной принцип работы нашего   прокурора  не разоблачение коррупционеров и не требование жесткого соблюдения законности, а призывы «не раскачивать лодку». Его (Ходзинского.Авт.) переписка с прокуратурой – это целый том обращений и отписок. Как сказала Валентина Сергеевна у трупа Ходзинского: «Он доставлял мне много беспокойства». Беспокойного Ходзинского убили. Но, думается, все хлопоты и беспокойства госпожи Супонькиной еще впереди. События последних месяцев наглядно показывают: в Иркутской области и конкретно в Тулуне началась «чистка». Так что «молчания ягнят» не получится…».

Оптимизм жителей Тулуна, основанный на том, что началась «чистка», породил то обращение граждан в прокуратуру Иркутской области, которое цитировалось выше. Однако чуда не случилось: руководство областной прокуратуры не вняло гласу народа и не освободило от должности «бездеятельного»  прокурора Супонькину. Почему-то именно такой прокурор устраивает руководителей регионального надзорного ведомства. Но почему, спрашивается?!  За какие такие заслуги  (если не перед народом, значит,  перед начальством?) Супонькина продолжает сидеть в своем кресле?  По моему разумению,  та  «бездеятельность», которую она демонстрирует много лет, давно дискредитировала не только должность  прокурора в нашем городе, но и сам институт прокуратуры.

Поэтому я через газету «Байкальские вести» обращаюсь к руководителям прокуратуры Иркутской области: что побуждает вас держать на посту тулунского прокурора Валентину Сергеевну Супонькину — человека, который, по моему мнению,  не пользуется уважением и доверием  жителей нашего города?

Уверен: ответа на этот вопрос ждут тысячи моих земляков.  Пожалуйста, не обманите их ожидания!

Владимир Свинарев, специально для «Байкальских вестей».

На фото: Валентина Супонькиина

 

От редакции.  К сожалению, получить какой-либо комментарий к этой статье от прокурора Иркутской области не удалось: Игорь Мельников находится в отпуске. Нам остается надеяться, что после отпуска Игорь Анатольевич сочтет возможным ответить на вопросы, которые поставлены в этой публикации.

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии