Никита Хрущев: два цвета оттепели
Завершая серию публикаций «История в фотографиях», посвященную «неудобным» персонажам в советском руководстве, обратимся к Никите Хрущеву, сначала развенчавшему (правда, непоследовательно и неокончательно) культ личности Сталина, а затем потерявшему власть из-за дворцового заговора в его окружении. В биографии Никиты Сергеевича были разные и разнообразные вехи. Не случайно памятник Хрущеву на Новодевичьем кладбище, который поставил ему Эрнст Неизвестный, выдержан в двух цветах – черном (темном) и белом (светлом).
Хрущев долгие годы входил в ближний круг Сталина. Естественно, возглавляя партийные организации Москвы и Украины, не мог уклониться от проведения массовых репрессий. Да что там «уклониться» – ходил в передовиках по выполнению и перевыполнению «лимитов» (спущенных сверху разнарядок) по числу уничтоженных «врагов народа».
В последующие годы, когда Никите Сергеевичу удалось после длительных и сложных «разборок» встать у штурвала верховной власти, его окружила новая свита. История во многом повторилась, разве что Хрущева отправили в отставку, сохранив ему жизнь и свободу. Кстати, в том, что обошлось без «посадки» и тем более казни, несомненна заслуга хрущевской оттепели. Но следующее поколение советской элиты мало заботили эти тонкости – «волюнтарист» Хрущев на четверть века, до конца 1980-х, был вычеркнут из официозной истории.
Такова же и судьба многих фотографий Никиты Сергеевича. После двадцатого, «антикультового» съезда КПСС в 1956 году снимки, где вместе запечатлены Сталин и Хрущев (тем более с присутствием Берии) были изъяты из массового доступа.
После свержения «кукурузника» осенью 1964 года к этим фотографиях добавились другие: под запрет попали все изображения Хрущева, включая, разумеется, те, где рядом с ним Леонид Брежнев – будущий сменщик-заговорщик, а тогда – подобострастный, заискивающий вельможа. Сами по себе совместные фото Хрущева и Брежнева говорят о нравах в коридорах власти.
Отдельный разговор – космическая тема с участием Никиты Сергеевича. После его отставки советские люди долгие годы видели кадры с Юрием Гагариным, идущим в аэропорту Внуково по ковровой дорожке… получается, в никуда. Шагает первый космонавт (а дело было через два дня после полета), шагает – и кадры обрываются. Это потому, что на самом деле он идет к трибуне, где его встречает Никита Хрущев. Разумеется, встречает очень тепло.
«Так проходит земная слава» – эта древняя мудрость воистину бессмертна. А фотографии подчас убедительнее других документов и свидетельств показывают превратности судьбы тех, кто, казалось бы, прочно обосновался наверху.
Юрий Пронин, «Байкальские вести».
На фото: До войны. Сталин и первый секретарь Московского горкома ВКП(б) Хрущев;
Молотов, Сталин и Хрущев на трибуне Мавзолея;
Декабрь 1936 года, VIII Всесоюзный съезд Советов. Слева направо в первом ряду:
Хрущев, Жданов, Каганович, Ворошилов, Сталин, Молотов, Калинин, Тухачевский;
«Чего изволите?»;
После войны. Во втором ряду – Никита Хрущев, Георгий Маленков, Лаврентий Берия,
Вячеслав Молотов;
Дорога… без конца. Гагарин на пути к Хрущеву;
С первым космонавтом планеты;
В центре внимания – космонавт № 2 Герман Титов. Но Брежнев смотрит на Хрущева…;
Брежнев и Микоян за спиной вождя;
На прямом проводе с космонавтом Терешковой. Брежнев, как всегда, подобострастен;
За полгода до отставки Хрущева. Леонид Ильич вручает Никите Сергеевичу
на 70-летний юбилей звезду Героя Советского Союза. Да так энергично, будто хочет
то ли снять пиджак, то ли забрать должность
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.