Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Никто, кроме нас

17 ноября, 2011

 



Молодежь попыталась смоделировать город,
из которого не хочется уезжать

 

 

14 ноября стартовал региональный этап Всероссийского молодежного инновационного конвента, который прошел в Иркутске на базе НИ ИрГТУ и БГУЭП. Мероприятие призвано создать условия для успешной социализации и самореализации молодых людей, задействовать их потенциал. В рамках конвента состоялось и награждение победителей областного конкурса молодежных инновационных проектов.

 

В мэрии решили использовать это нестандартное мероприятие, чтобы поговорить о взгляде молодых на то, как может Иркутск развиваться в будущем. Молодым жить в этом городе, создавать его будущее. Это интересно еще и для сопоставления, насколько взгляд молодых соответствует или не соответствует взгляду старшего поколения. Городское управление по молодежной политике совместно с комитетом по экономике администрации города провели мастер-класс на тему построения городской экономики в рамках стратегии развития города, которая сейчас разрабатывается.

В 2012 году в Иркутске заканчивается действие всех муниципальных целевых программ, поэтому, прежде чем говорить о создании новых программ, следует разработать целый комплекс новых идей. Сейчас в комитете по экономике администрации города предпринимается попытка собрать и объединить идеи из разных направлений. Итогом этой работы и должна стать стратегия развития Иркутска на ближайшие годы. В начале следующего года концепция стратегии должна появиться. На ней будет основана разработка программ социально-экономического развития.

 


Иркутск — город креативной молодежи, уверен председатель комитета по экономике. Креативный человек сам по себе формирует экономику. Иркутск не может похвастаться развитой промышленностью. Он никогда не был промышленным, таким, как, например, Челябинск или Екатеринбург, но в нем всегда была развита сфера торговли и услуг. Если вспомнить историю, то Иркутск многие годы был форпостом освоения восточных территорий, а границы губернии  простирались от Урала до берегов Америки. Поэтому мотивацию географического положения необходимо использовать.
 

 

Почти все города сейчас имеют свои стратегии развития. Есть некие документы, разработанные лучшими умами лучших экспертов, но со сменой власти меняются и идеи. Это неправильно, считают в комитете по экономике. Его председатель, заместитель мэра Иркутска Алексей Альмухамедов убежден, что стратегия развития города должна базироваться на том, что город является участником собственного стратегического развития.

— Мы не рассматриваем других как объекты, к которым прикладывается стратегия, — отметил Алексей Альмухамедов. — Наоборот, мы всех считаем субъектами со своей стратегией. И город один среди таких субъектов. Город двигается в определенном направлении, и каждый может найти в нем свою траекторию движения. Если нам это удастся выстроить, то независимо от того, кто будет новым губернатором или мэром, все остальные, так или иначе, будут подталкивать нового начальника в определенном направлении.

Мы не говорим, что город является главным в стратегии развития. Он является одним из многих. Поэтому подобные круглые столы, семинары и площадки служат попыткой втянуть других в работу, в активное понимание, в поиск своего места в этом важном процессе. Эти молодые ребята еще не имеют своего бизнеса, тем не менее являются нашим будущим. Может, захотят остаться в городе и строить свое будущее в нем. Это те, кто хочет что-то менять в городе и делает конкретные шаги, — подчеркнул глава комитета по экономике.

Стратегия развития города состоит из трех основных, функциональных блоков. Первый — это городская среда, та часть, которая задает рамки и место, которая говорит о том, где человек будет жить. Это стратегия, которая строится вокруг интересов человека, живущего или не живущего в городе.

Второй блок — культурная политика. Это рамка смысла и нравственности. Молодежь уезжает из Иркутска, но в силу объективных причин. Ситуация в экономике и показатели по безработице в Иркутске, по мнению Алексея Альмухамедова, достаточно стабильные. Он считает, что молодые люди покидают город из-за непонимания своего места и роли в нем. Не понимая и не ощутив на себе, что значит быть иркутянином. Культурная политика — это и есть тот раздел стратегии, который говорит о рамках духовных ценностей, нравственности.

Наконец, третья составляющая стратегии развития города — его экономика. Какой бы развитой ни была городская среда, как бы ни была развита культурная политика, без экономической основы все рамки теряют смысл.

— Мы хотим создать документ, который стал бы интересен для субъектов,  существующих и развивающихся в городе, — подчеркнул Алексей Альмухамедов. — Стратегия основывается на равных вариантах позиционирования города. Важно понять: Иркутск — город кого и чего? Важно выстроить приоритеты.

Если мы считаем свой город студенческим, то, например, Томск — еще более студенческий. У нас есть некая особенность — местоположение рядом с Байкалом. А быть воротами на Байкал — это хорошо? Через них можно пройти и уйти, не оставив следа. Сейчас недооценена тема того, что Иркутск — старый город. Непонятно пока, как с этой точки зрения городу позиционироваться. Как использовать то, что Иркутск находится на пути из Европы в Азию. Эти моменты могут быть интересны, учитывая наличие Байкала.

Иркутск — город креативной молодежи, уверен председатель комитета по экономике. Креативный человек сам по себе формирует экономику. Иркутск не может похвастаться развитой промышленностью. Он никогда не был промышленным, таким, как, например, Челябинск или Екатеринбург, но в нем всегда была развита сфера торговли и услуг. Если вспомнить историю, то Иркутск многие годы был форпостом освоения восточных территорий, а границы губернии  простирались от Урала до берегов Америки. Поэтому мотивацию географического положения необходимо использовать. Только следует подумать, как.

В течение года комитет по экономике проводил ряд стратегических сессий, обсуждений по вопросу того, как позиционировать город. В конечном счете все крутилось вокруг трех вариантов:  Иркутск, условно говоря, город Эко. Мы рядом имеем Байкал, этот мощнейший бренд, который глупо было бы не использовать при разработке стратегии города. Но и этим брендом надо уметь пользоваться. Байкал имеет имидж места экологически чистого, но, с другой стороны, места, которое интенсивно загрязняется. И, играя, между этими двумя имиджами можно выстраивать целые сферы экономики.

Второй вариант позиционирования, продолжает Альмухамедов,  связан с Иркутском как городом коммуникативным. Это эксплуатирует идею того, что мы находимся на пути с Запада на Восток.  В Иркутске никогда не было конфессиональных и национальных конфликтов. Вокруг этой тематики также можно выстраивать целые сферы экономики.

Третий вариант позиционирования: Иркутск — город инноваций, город креатива и креативного человека. По мнению Алексея Альмухамедова, это абсолютно недооцененный ресурс, не используемый ни в одной стратегии, но за ним будущее, потому что общество проходит сейчас очередную смену этапов технологического развития. Собственно, с этим и связаны мировые кризисы, войны и локальные конфликты последнего времени. Мир от индустриального развития сначала пришел  к постиндустриальному, а сейчас идет от постиндустриального к новому укладу. Что это будет за уклад, пока непонятно. Но он связан с попытками выстраивания экономики на неиндустриальных рельсах.

Заявить о себе так можно, учитывая наше историческое прошлое, то, что в Иркутске никогда не было, к примеру, крепостного права. Это был город свободных, а соответственно, и свободно мыслящих людей. В нашем городе пока еще остается сильно развитой академическая база, которая позволяет привлекать инновационные ресурсы и разработки. Из сибирских городов попытку взять на себя статус креативной столицы страны пока может только Томск.

Считается, что Иркутск — город падающих самолетов. Но Иркутск — это еще и центр продвижения интересов Китая на Россию и Европу. С этим фактом можно бороться, говорит Альмухамедов, а можно и использовать его в своих интересах. Вокруг этого можно также выстраивать варианты коммуникационной экономики.

После того как глава комитета по экономике задал тон мероприятию, работа в группах началась в формате мозгового штурма. Были представлены  проекты и объекты, которые могут быть реализованы в экономике экологического города, в экономиках коммуникативного и креативного города. Затем группы поменялись ролями, чтобы увидеть противоречия в сформулированных ими направлениях. Например, для экологического города наличие транспорта должно быть минимальным, а для города коммуникативного существенно больше и т. д.

Коммуникации, например, выстраиваются всегда вокруг чего-либо. А возможно ли строить инновационную экономику вокруг экологии или коммуникаций? Тоже можно. Поэтому задача состояла в том, чтобы поговорить о разделе «Экономика» во всех трех возможных вариантах позиционирования. Как могут развиваться экономика и предпринимательство в городе во всех трех направлениях и что для этого требуется: в городе Эко, коммуникационном городе и креативном.

В конце следующей недели состоится большая стратегическая трехдневная сессия, на которую приглашены федеральные эксперты. Идеи и направления, проявившиеся в виде проектов, объектов и программ на молодежном конвенте, получат шанс быть защищенными, а молодежь станет причастной к развитию города. Это непростая задача для ребят, но реальный шанс сделать город таким, каким они его хотят видеть, таким, из которого не хочется уезжать.

 

Елена Чабдарова, «Байкальские вести»

 

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии