Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Областное хозяйство: учет и контроль

27 июня, 2022


1с.jpg

Комитет по собственности и экономической политике Законодательного собрания Иркутской области на заседании 16 июня сделал первый шаг к тому, чтобы заполнить один из самых досадных пробелов в областном законодательстве: рассмотрел проект закона «Об инвестиционной политике в Иркутской области». Заседание прошло под руководством Николая Труфанова с участием вице-спикера областного парламента Ольги Носенко, заместителя председателя комитета Валерия Хайдукова, депутатов Александра Вепрева и Ольги Безродных.

Все инвестиции – в одном законе

Заместитель министра экономического развития и промышленности Иркутской области Марина Петрова напомнила депутатам, какими законами регулируется инвестиционная деятельность на федеральном уровне, привела примеры из практики других регионов. А вот Иркутская область, хоть и является одним из лидеров по экономическому развитию и инвестиционному потенциалу, остается единственным регионом в Сибирском федеральном округе, где такой закон все еще не принят. Получается, что в регионе принято множество различных актов и программ, вплоть до областных законов по отдельным вопросам инвестиционной политики, но нет обобщающего документа, приводящего все это в единую систему. В 2021 году Законодательное собрание дало правительству поручение о разработке закона, и вот теперь пришло время показать результат работы.

– Мы хотим выстроить систему, включающую принципы инвестиционной политики, полномочия органов власти, право муниципальных образований на участие в инвестиционной деятельности – если имеется такая необходимость. Закон предусматривает меры поддержки и инвестиционные соглашения, в которых прописаны обязательства инвестора и региона по исполнению взятых на себя обязательств. Если для реализации инвестпроекта требуется инфраструктура, муниципалитет может стать третьей стороной в соглашении, – сообщила Марина Петрова.

Депутаты обратили внимание на тот факт, что в законе не прописаны конкретные меры поддержки – например, налоговые и иные льготы. Марина Петрова согласилась с этим замечанием, но напомнила, что закон должен определить основные рамки ведения инвестиционной деятельности, а конкретные меры раскрыты в подзаконных актах и отчасти в уже действующих законах. Главным новшеством закона является как раз инвестиционное соглашение, которое позволит правительству области отслеживать все параметры проекта на всех стадиях его реализации.

Этот вопрос привлек внимание депутата Александра Вепрева, который задал очень уместный вопрос: должны ли будут заключать инвестиционное соглашения компании, у которых уже реализуются проекты? Марина Петрова пояснила, что закон касается только новых проектов, а действующие будут работать в уже согласованных рамках. По оценке министерства, речь идет о том, что запланированные на ближайшие годы инвестиционные проекты позволят создать около 20 тыс. рабочих мест – в том числе в сфере туризма, транспортно-логистических комплексов и т. д.

Председатель Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири Алексей Соболь согласился с необходимостью принятия рамочного закона, однако призвал депутатов вернуться и к более конкретным документам – в первую очередь к разработанному палатой закону об инвестиционном налоговом вычете. Ни у прокуратуры области, ни у правового управления ЗС к закону замечаний нет, а вот Контрольно-счетная палата Иркутской области предлагает внести в закон дополнение, по которому промежуточные отчеты по инвестпроектам поступали бы на рассмотрение КСП. По мнению председателя контрольного органа Ирины Морохоевой, это позволит оценить эффективность инвестиционной политики и даст дополнительную информацию для анализа – в том числе и Законодательному собранию. Депутаты приняли решение рекомендовать сессии принять закон и с учетом замечаний КСП и других структур продолжить работу над документом во втором чтении.

Имущество любит счет

Отчет правительства Иркутской области о распоряжении государственной собственностью Иркутской области за 2021 год представила депутатам министр имущественных отношений Марина Быргазова. Она напомнила депутатам, что на конец прошлого года в реестре областной собственности значилось более 48,6 тыс. различных объектов, в том числе 22 тыс. объектов недвижимого и 20 тыс. движимого имущества, более 5,1 тыс. земельных участков и более 630 юридических лиц. Балансовая стоимость имущества области превышает 222,5 млрд рублей, а кадастровая стоимость областных земельных участков – 44 млрд рублей.

В 2021 году стоимость областного имущества увеличилась за счет приобретения 840 квартир для детей-сирот, а также ввода в эксплуатацию поликлиник, детских садов, фельдшерско-акушерских пунктов, библиотек и других объектов. Пополнился список 50 автобусами для перевозки детей и сотнями единиц медицинского оборудования. На конец 2021 года действовали 502 областных государственных учреждения, что меньше, чем в 2019 (508) и 2020 годах (507). Марина Быргазова напомнила, что такова государственная политика: сокращение количества учреждений при сохранении качества и количества услуг, которые они оказывают жителям области.

Количество органов государственной власти увеличилось со 105 до 106 (было создано новое министерство). Областных унитарных предприятий действует четыре, хотя формально существуют 5; унитарных некоммерческих фондов семь. В течение года было приобретено новое имущество на 16,28 млрд рублей, выбытие имущества оценивается на сумму 3,22 млрд рублей. Министр пояснила, что под выбытием подразумевается небольшое количество списанного (по окончании срока службы) имущества, а большая часть суммы приходится на перераспределенное между различными уровнями власти. В сумме областное имущество оценивается в 151 млрд рублей, что на 7 процентов больше, чем по итогам 2020 года.

Несмотря на то что в целом областные учреждения выполнили план хозяйственной деятельности на 97 процентов (и тем самым повторили собственный результат 2020 года), 14 ОГУ – в основном в лесной отрасли – не вели никакой хозяйственной деятельности. Суммарные доходы областных учреждений за год выросли на 18 млн и составили 119 млн рублей, при этом бюджетные расходы на их содержание выросли на 40 процентов. Как пояснила Марина Быргазова, дороже всего обходится содержание медицинских учреждений и Дорожной службы. Доля площадей объектов недвижимости, которые признаны аварийными и требуют ремонта, увеличилась за год на 6 процентов и достигла 37 процентов от общей площади недвижимости. Тут, правда, стоит сказать, что большая часть аварийного имущества – это объекты БЦБК (более 1 млн квадратных метров), которые до сих пор числятся на балансе региона.

Из пяти областных унитарных предприятий одно («Облкоммунэнергосбыт») признано банкротом и деятельность не вело, а из четырех оставшихся закончили год с прибылью два – «Фармация» (1,1 млн) и посадочная площадка Усть-Илимска (823 тыс. рублей). Предприятие «Облкоммунэнерго» не принесло прибыли, но, по крайней мере, его убытки сокращаются: в 2019 году на 38 процентов, в 2021 году – на 48 процентов. Акционерное общество «Искра», о котором было много споров, в 2021 году ликвидировано, о чем, однако, сейчас многие депутаты уже жалеют.

Суммарные доходы от управления областной собственностью в 2021 году составили 500 млн рублей, в том числе 116 млн рублей получили автономные учреждения, а 384 млн перечислены в бюджет области. По плану приватизации еще 350 млн рублей должны были поступить от продажи областного имущества, но удалось выручить только 87 млн – значительную часть объектов недвижимости и транспорта не удалось продать из-за низкого спроса.

Депутаты и министр обсудили процесс ликвидации областных предприятий и выяснили, что судьба «Облкоммунэнергосбыта» находится в руках суда и конкурсного управляющего, а ликвидация «Искры» должна завершиться 11 июля – остался только долг перед Корпорацией развития Иркутской области (КРИО). Оставшиеся после ликвидации долга земельные участки по Байкальскому и Александровскому трактам полностью уходят в областную казну.

Отходы требуют внимания

Аудитор КСП Юлия Махтина в своем заключении отметила недостаточность средств на капитальные ремонты областной собственности. Замечания по этому поводу подаются в правительство так регулярно, что аудиторы, которые обозначают выделенные на обследования и подготовку к ремонту средства как неэффективные, хотят переквалифицировать эти расходы с большей строгостью. Кроме того, акционерные общества отчисляют в бюджет такую часть прибыли, которая аудиторам кажется недостаточной. По этому поводу есть рекомендация пересмотреть методику расчетов отчислений и прогнозирования прибыли акционерных обществ. Аудиторы обращают внимание на длительные сроки проектирования и ремонта многих памятников архитектуры – достаточно назвать Дом офицеров и Дом Кузнеца, которые многие годы неправильно содержали, а теперь не принимают мер к сохранению и ремонту. Комитет принял решение одобрить отчет и рекомендовать правительству учесть замечания КСП.

В заключительной части заседания комитет принял решение о создании рабочей группы по совершенствованию правового регулирования отдельных вопросов в сфере обращения с отходами производства и потребления. Председатель комитета Николай Труфанов отметил, что в Иркутской области особенно остро стоит вопрос с утилизацией отходов работы предпринимателей, строительного мусора и т. д. Этот вопрос постоянно ставят и жители области, и руководители муниципальных образований. 

Борис Самойлов, «Байкальские вести».

Фото автора.

На фото: На заседании комитета по
собственности и экономической политике

  

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии