Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Очерк о Полевском, или Встречи в «малахитовом царстве»

01 августа, 2022

Премия «Новый сказ», посвященная памяти П.П. Бажова, была учреждена Интернациональным союзом писателей (ИСП) в 2019 году, но имя уральского писателя в мировой литературной сфере оказалось настолько значимым и притягательным, что ныне в оргкомитет премии поступило беспрецедентное количество заявок – свыше трех с половиной тысяч. География претендентов охватила не только бескрайнюю Россию, но и обширное зарубежье, всего свыше двадцати стран. Премия получила статус Евразийской, стало быть Международной, а конкурс премии организован при поддержке администрации Свердловской области и Екатеринбурга. В успехе конкурса имеется безусловная заслуга аппарата ИСП и председателя союзного правления А.Н. Гриценко.

1в.jpg

Байкал – Урал: поехали!

Поездка на литературный Фестиваль памяти П.П. Бажова не входила в мои планы, но мой замечательный куратор Елена Наливина исподволь настраивала меня на десятидневное путешествие по маршруту Байкал – Урал. На опасения в том, выдержит ли мой организм дорожную нагрузку на девятом десятке лет, она резонно посоветовала заручиться согласием энергетического целителя Картошкина, моего соавтора книги «Ноосфера», и в случае его положительного заключения отбросить все сомнения.

Меня, уроженца Урала, и без писательской оказии тянуло на родину, где прошли детские, школьные и студенческие годы. Добро целителем было дано, в срочном порядке оформлена заявка на конкурс имени Бажова, взят билет на поезд Иркутск – Екатеринбург, и – поехали! За окном мелькают поля, селенья, реки и леса, прихорошившиеся в летнем убранстве; местами узнаются запущенные и заросшие «останки» насыпи, сооруженной более века назад под однопутную железную дорогу. Мерный накат колес наводил на размышления о прошлом.

В кабинете Бажова

Для нас, советских школьников, произведения Аркадия Гайдара и Павла Бажова были первым пособием не только по учебной программе школы-семилетки молодого города Свердловска-44, ныне – Новоуральска, но и служили светочем того прекрасного далека, которого так недоставало в трудные послевоенные годы. Этих авторов мы читали много и с удовольствием, проникаясь духом чести, дружбы и добродетели. Вспомнился литературный вечер, посвященный творчеству Бажова, по программе которого мы, ученики средних классов, должны были написать былины. 

Былинные сказители из нас вышли неважные, зато группа оформителей подготовила шикарный иллюстрированный альбом по мотивам бажовских сказов, украшенный металлическим оттиском писателя. Его изображение было «позолочено» пудрой, напиленной с медали отца-фронтовика одного из учеников. Мы, маленькие почитатели большого таланта, тогда еще не знали, что автор любимой «Малахитовой шкатулки» удостоен Сталинской премии. Не знали и того, что всего-то за два года до проведения вечера Павла Петровича не стало в живых. Для нас он оставался живущим на страницах его изумительных сказов.

И вот Екатеринбург, один из крупнейших городов России, стоящий тем не менее на малой реке Исети, точнее, на ее истоке. Столица Урала в очередной раз поразила меня богатырским размахом преобразований. Город раздался, возвысился новостройками, облагородился и помолодел. Местом сбора был назначен Дом писателей, что на улице Пушкина. Участники фестиваля разместились в небольшом уютном кабинете на три окна, в котором когда-то работал сам Бажов, возглавлявший с 1940 года Свердловскую писательскую организацию. Собравшиеся литераторы внутренне подтянулись, ощущая ответственность перед памятью мастера словесности: а все ли они сделали, чтобы приблизиться к требованиям, предъявляемым к претендентам на присуждение премии его имени? Ныне в этом кабинете работает Борис Долинго, широко известный писатель и председатель Екатеринбургского отделения ИСП, достойно продолжающий дело знаменитого предшественника по развитию культуры и просветительству в масштабе Урала и России.

2в.jpg

Наследие Демидовских заводов

Из Екатеринбурга – в Полевской, на родину писателя. Радушию хозяев, казалось, не было предела. Постоянное внимание и заботу участники литературного форума испытывали со стороны руководства Северского завода, управляющего директора Д. Маркова и руководителя службы связи с общественностью А. Федосова. Местом расположения город обязан залежам медных и железных руд, разработка которых началась триста лет назад. Город буквально живет памятью о знаменитом земляке – всюду портреты, плакаты, баннеры и скульптуры героев «Малахитовой шкатулки». На центральной улице – величественный памятник, изготовленный из карельского розового гранита. Неудивительно, что Бажовский фестиваль, собравший литераторов со всех концов России, стал апофеозом признательности великому сказителю.

Двухдневная программа в Полевском была насыщенной и разноплановой. При непосредственном участии главы Полевского округа К.С. Поспелова город подготовился к торжествам, как к грандиозному событию года. Литераторы входили во Дворец культуры металлургов по красной дорожке под аплодисменты горожан, им являли искусство ансамбль песни и пляски, оркестр скрипачей, коллективы художественной самодеятельности.

Первым делом для гостей была организована экскурсия по городу и местам, связанным с именем Бажова. Незабываемые впечатления остались от посещения градообразующего Северского трубного завода, продолжившего давние трудовые традиции медеплавильного и железоделательных заводов. Триста лет Полевской дает стране медь, чугун и цельные трубы! Мало того, в середине XVIII века завод снабжал русскую армию пушками.

Преддверием заводской музейной экспозиции служит Спасо-Преображенская часовня, удивительно изящная конструкция, полностью исполненная из металла. Ее голубизна гармонично сливается с небесной синевой, а золотистые переплетения ажурных фрагментов светло и радостно переливаются в солнечных бликах. Здесь даже закоренелый атеист задумывается о божественном начале мира и бытия. Перед великолепным творением уральских мастеров Эйфелева башня имеет лишь одно преимущество – высоту.

Северская домна, сохранившаяся с середины XIX века в качестве промышленного экспоната со всем ее оборудованием, тоже не оставила посетителей равнодушными. Казалось, процесс выплавки чугуна лишь приостановлен на мгновение, когда сталевар в защитном фартуке и катаных пимах на толстой подшитой подошве замер над желобом для стока расплавленного, обжигающего металла, а по широкому деревянному помосту ломовая лошадь уже доставила очередную телегу, груженную железной рудой. Картина наяву из прошлых лет опорного края державы, где только династия Демидовых владела тремя десятками металлургических заводов.

Затем переполненных впечатлениями писателей, не давая времени опомниться, облачили в оранжевые спецовки металлургов, нахлобучили им на головы защитные каски и привели в километровый цех производства стальных бесшовных труб, применяемых для добычи и транспортировки углеводородов и в других отраслях промышленности. «Страна-бензоколонка», называемая так зарубежными завистниками, не в состоянии обойтись без качественной трубной продукции различного ассортимента. Северский трубный завод пущен в эксплуатацию в начале шестидесятых годов прошлого века, а сегодня это предприятие самых передовых технологий, где потоки заготовок и готовой продукции, раскаленной до температуры 1300 градусов, устремленно и слаженно движутся по конвейерам, словно горячие пирожки в хлебопекарне. Завораживающее зрелище, убедительно демонстрирующее промышленную мощь уральского края.

У Хозяйки Медной горы

В конце XVIII века в Полевском открылась добыча и обработка малахита, полудрагоценного камня зеленых расцветок, в которых рисунки причудливых концентрированных узоров играют голубыми, бирюзовыми, изумрудными оттенками. Встречаются черно-зеленые окрасы. С открытием Гумешевского (Полевской) и Медногорского (Нижний Тагил) месторождений в России начался «малахитовый бум». Крупный экземпляр полевского малахита редкой красоты был нижайше преподнесен Екатерине Великой. Мастера ювелирных дел из податливого камня изготовляли кольца и броши, кулоны и бусы, всего не перечислить. В декоративном творчестве любителей прекрасных изделий радовали вазы, статуэтки и шкатулки. В качестве поделочного материала малахит и сегодня украшает лучшие залы Эрмитажа и других центров культуры мирового значения.

Малахит к тому же издавна считается энергетически сильным камнем, особенно в серебряных оправах, применяется как оберег от недобрых сил, благотворно влияет на духовную и творческую сферу человека. Со временем уральские запасы малахита были исчерпаны, эпоха Хозяйки Медной горы и Данилы-мастера обратилась в легенду. А Павел Бажов, воспевший эту сказочную эпоху, остался единственным и неповторимым сказителем подземной кладовой уникальных уральских сокровищ.

Малахитовое царство широко и красочно представлено в музее «Малахитовая шкатулка», размещенном во Дворце металлургов. В коллекции музея самая большая в мире шкатулка из малахита, наполненная самоцветами, и более сотни изысканных экспонатов камнерезного и иного прикладного искусства. Каждый из них – шедевр народного и профессионального творчества. При входе посетителей встречает Хозяйка Медной горы, а образ Бажова, зорко наблюдающего за пришельцами из новых, неизвестных ему поколений, искусно выполнен в натуральную величину. Он уютно расположился в кресле в уголке музея, приодетый в рубашку-вышиванку под национальный орнамент и придерживающий неизменную трубку во рту.

3-4в.jpg

История с биографией

Думная гора – памятник природы Свердловской области, как же было ее не посетить? Гора высится в четырехстах метрах над уровнем моря, но все-таки неплохо подлатал мой организм Валерий Картошкин, если я следом за молодыми коллегами одолел подъем на памятник природы, с вершины которого открывается великолепный вид на город и далее куда-то в вечность, к горизонту земли. Здесь, у подножия горы, аборигены еще до новой эры добывали медную руду, а на вершине действовало строго охраняемое от соседних племен некое подобие медеплавильного завода. Сюда, на Думную гору, когда-то сбегались полевские мальчишки, а с ними и Павлик Бажов, послушать местного жителя, старого шахтера Василия Хмелинина, который наговаривал им народные премудрости и предания о мистических обитателях Медной горы и других окрестных мест. В сказах Бажова он объявился прототипом дедушки Слышко. Позже народные поверья и обычаи, уральский фольклор стали писателю источником вдохновения в создании образов сборника «Малахитовая шкатулка», действие многих его сказов происходило в полевских местах.

В 1929 году, в десятую годовщину изгнания с Урала колчаковских войск, на Думной горе был воздвигнут памятник героям Гражданской войны. Бажов и сам был убежденным ленинцем и сторонником революционных преобразований. За участие в революции 1905 года он был арестован, а в годы Гражданской войны работал в подполье, затем стал политработником Красной армии, активным организатором партизанского движения под Омском и становления советской власти на Алтае. Дважды находился в плену белых под угрозой неминуемой расправы, избежав ее благодаря счастливым стечениям обстоятельств.

В тридцатых годах журналист Павел Бажов опубликовал несколько статей и книг о боевых подвигах 29-й Камышловской дивизии и трудовой доблести коллектива крупнейшего в Европе Краснокамского целлюлозно-бумажного комбината. Но так случилось, что в ходе политических репрессий командиры дивизии были расстреляны, а часть руководящих и рядовых работников комбината арестована. Бажов был подвергнут гонениям и притеснениям как пособник «врагов народа». Его дважды исключали из партии, членом которой он состоял с 1918 года, лишили должностей, вынудив вместе с большой семьей влачить более чем скромное существование в Камышлове на средства с огорода. Отреченный от политической и служебной деятельности, Павел Петрович обратил свой проницательный взор к вечным ценностям. Под заскорузлым коконом большевистского журналиста уже созрел писатель мирового уровня. Он познал величие свободно парящего духа и стал работать на века.

Из прошлого в будущее

Предварительное оглашение итогов конкурса «Новый сказ» было осуществлено в Полевском, окончательное – в Екатеринбурге, где с приветственными словами выступили заместитель губернатора Свердловской области П.В. Креков и заместитель областного министра культуры С.В. Радченко. Гран-при конкурса с присвоением звания «Мастер литературных шедевров» вручен писателю Виктору Слипенчуку (Москва). Лауреатами ряда премий в разных номинациях стали другие авторы.

Рукопись моего исторического романа «Муравьев-Амурский, преобразователь Востока» была отмечена премией лауреата второй степени. Эту высокую награду я отношу в заслугу прежде всего главного героя произведения, богато одаренного талантами военачальника, управленца и дипломата, раздвинувшего восточные окраины России на громадные территории с широким выходом на Тихий океан. Заслуги графа Н.Н. Муравьева-Амурского перед Россией неоценимы. Находясь на протяжении тринадцати лет в должности генерал-губернатора Восточной Сибири, он не только присоединил лучшие дальневосточные земли, но и неузнаваемо преобразовал дикий пустынный край. Его по праву называли сибирским Петром I. Мне же, как автору, оставалось лишь отразить величие и яркую личность этого выдающегося государственного деятеля.

Удивительно, но Полевской не отпустил меня и в Екатеринбурге. На встрече ведущих писателей ИСП в Уральском федеральном университете у меня завязалось непринужденное общение со студенткой филологического факультета, представившейся Ксенией и оказавшейся родом из Полевского. Она рассказывала, как со школьниками любила проводить время на Думной горе. Традиция подростковых походов на уральский памятник природы продолжает жить с бажовских времен и до наших дней. Уже на первом курсе Ксения задумалась, как и чем наполнить предстоящую профессиональную карьеру, и я делился с ней литературными секретами, оставив сведения и ссылки для ознакомления и изучения по интернету своих двухсот произведений больших и малых форм. Пусть в Полевском появится новый литератор.

Александр Ведров, член Интернационального союза
писателей, лауреат премии имени П.П. Бажова,
специально для «Байкальских вестей». 

На фото: Памятник Павлу Бажову в городе Полевском;

В музее «Малахитовая шкатулка». Александр Ведров
у экспозиции, посвященной Павлу Бажову;

Диплом и призовая статуэтка литературной премии
«Новый сказ» памяти П.П. Бажова

        

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии