Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Одиссея на слоне

03 апреля, 2023

Народной артистки Наталии Королевой

С чего начинается театр? Про вешалку – банальность. Булгаков в «Театральном романе» вспоминает золотого коня, с которым встретился в закулисье МХАТа.  «Я, лишь только увидел коня, – признается Мастер, – как сразу понял и сцену, и все ее мельчайшие тайны». Сразу почуял в себе «сценическую кровь», с которой «ничего не поделаешь».

Мою героиню увлек в театральную фата-моргану маскарадный слон. На новогоднем представлении в Свердловском дворце пионеров, где в театральном кружке занималась ее старшая сестра, нужна была легкая маленькая девочка – прокатиться на короле джунглей. И Наташу, еще дошколенка, впервые выпустили на многолюдную публику. И не прогадали. Даром что девочка сама видела, как под попоной-костюмом прячутся трое старшеклассников. Она как только оседлала подвижную костистую спину, так тотчас ощутила геркулесову силу и всемогущество игры. В ураган аплодисментов и ливень ребячьего смеха нес ее слон – невероятный и неопровержимый, могучий и фантастический, лучше живого! Этот исполинский великан легко, как бабочка, оторвался от прозаической тверди – и полетел во властно манящую даль, в нереальную подлинность театрального колдовства.

1д.jpg

Народная артистка России, ведущая актриса Иркутского академического драматического театра имени Н. П. Охлопкова Наталия Королева 5 апреля отмечает 75-летний юбилей. Свою жизнь на подмостках она отсчитывает обычно со времен театрального училища – путь длиною в 60 лет. Но если считать от того незабвенного и судьбоносного выезда на слоне, с которого уже не суждено было спрыгнуть, от яркого детства во Дворце пионеров, от театра юношеского творчества, которым руководил Леонид Константинович Диковский, седой и аристократичный, ни дать ни взять Станиславский с портрета; от школьных передач и постановок на Свердловском телевидении, путь окажется еще длинней. Много было на этом пути ярких и радостных моментов, немало и нешуточных мук, напряженных исканий, титанических усилий. Ведь, как утверждал Махатма Ганди, слону «нужно в тысячу раз больше пищи, чем муравью, но это не признак неравенства», это просто цена таланта. Верность театральному слону оставалась незыблемой, помогала верить в себя, принимать уроки жизни как дар, как бесценный преображающий опыт.

Вопрос из опросника Пруста:

– Наталия Васильевна, если не собой, кем бы хотелось Вам быть?

Сегодня, на вершине творческого расцвета, актриса признается:

– О, конечно, никем другим, только собой. Думаю иногда: вернуть бы молодость, какой бы дорогой я пошла? Не сомневаюсь, что выбрала бы ту же самую, на которой и трудностей было достаточно, и ошибок немало. И через трудности бы прошла, и ошибки бы вновь повторила. Это мой путь. Мои ошибки, на которых я училась, мой опыт, мой багаж, мой чердак памяти, откуда можно взять много полезного для каждой новой роли. Ведь я – артистка, мне важно проживать разные чувства, накапливать разные мысли. Иначе с чем же я буду выходить на сцену… Чтобы выйти на сцену, всегда надо иметь что-то за душой…

Сколько раз она выходила на сцену, подсчитать, конечно, нельзя. Счет потерян. Ролей за десятилетия служения призванию насчитывается больше двухсот. Амплитуда широчайшая. От мальчиша-плохиша Юры Узюмова в спектакле «Пузырьки» Свердловского ТЮЗа до эпического образа распутинской старухи Анны в осыпанном многими наградами «Последнем сроке» на охлопковской сцене. Богатая вереница: Вероника в «Вечно живых» Розова, Анна Австрийская в «Трех мушкетерах», Анна Керн, Полли Пичем из «Трехгрошовой оперы»,  Александра Муравьева – жена декабриста, Альдонса в «Человеке из Ламанчи», героини Софокла и Шекспира, Жана Кокто и Джона Патрика, Гоголя и Островского, Достоевского и Чехова, возлюбленная Колчака Анна Тимирёва, «аидише мамэ» Голда в «Поминальной молитве» Горина… Столько изумительных характеров, столько неповторимых жизней. Все прошли через ее натруженный нерв, через щедрое сердце. Зачем ей быть кем-то еще? Счастье – действительно быть собой.

Сейчас она опять несет зрителю новую правду о любви и принятии горьких потерь в роли матери Базарова Арины Власьевны в охлопковской премьере «Дети» по бессмертному роману Тургенева.

– Роль совсем малюсенькая. Но мне это нисколько не жмет, – говорит актриса. – Текста немного, а есть что играть. Радость от встречи с сыном, страх расставания, боль огромной утраты. Трепетные хлопоты домашней куропатки, большое, горячее сердце матери.

У большинства героинь Королевой такое горячее сердце.

И снова вспоминается слон. На этот раз из песни Высоцкого. Из той, где владыка Индии подарил ему слона:

«Зачем мне слон?», – спросил я иноверца.

А он сказал; «В слоне большое сердце...»

Тот слон, что умыкнул нашу наездницу из будничности в королевство правдивейших грез, безошибочно выбрал себе седока. В Индии погонщиками слонов становятся в детстве, навыки ремесла передаются из поколения в поколение под строгим секретом, как у факиров. Не обходится и без мистики, без таинств и ритуалов. Говорят укротители со своими слонами на сакральном загадочном языке, которого нам не постичь. Но, благодаря искусству погонщика, мы «можем парить на крыльях этого слона», как говорится в знаменитом диснеевском «Дамбо». Ведь театральный слон не дружит с приземленностью. Он боится мышей, чурается всего мелкого и темного, суетного и пошлого, что может засорить и замутить лучистый эфирный свет рампы. Он идет вперед, не оглядываясь на бешеных мосек, путающихся под ногами на ярмарке тщеславия. Впрочем, наш слон давно оставил позади эту зыбкую территорию самоутверждения и конкуренции, его известной хозяйке уже никому и ничего не нужно доказывать. С нею лавры многочисленных наград, ореол признания. С театром связана жизнь и всех ее близких. Дочь Александра Москвитина – глава дизайнерской службы в иркутской драме. Внук Андрей Стрельцов успешно руководит Иркутским театром кукол «Аистенок». Рядом подрастает будущая артистка – внучка Арина, уже занятая в нескольких охлопковских постановках. Десятки учеников Наталии Васильевны уже стали ее партнерами по сцене, еще многих она «поставит на крыло» в Иркутском театральном училище. В Иркутском академическом Наталия Васильевна играет вот уже сорок лет. На официальном сайте театра, dramteatr.ru, – объемное досье примадонны: целый иконостас ее фестивальных побед, губернаторских премий, ярких публикаций в прессе. Недавно этот внушительный перечень пополнил высший актерский знак качества – национальная премия «Золотая маска», врученная «За выдающийся вклад в театральное искусство России». И все-таки главным воздаянием за свой труд она считает любовь зрителей, их эмоциональный отклик и громкие овации.

2д.jpg

– Загадка, для меня самой не вполне объяснимая, что удается тронуть души людей, взволновать чем-то подлинным и насущным, чем-то сокровенным и заповедным, – делится юбиляр. – Это случилось с моей Голдой из «Поминалочки», с моей Эльзой из чудесной пьесы Ярославы Пулинович, на закате жизни не предавшей свою мечту, свою чистую надежду на счастье. Они запомнятся зрителям и, думаю, в чем-то их изменят, согреют и обогатят. Я вот только за такой театр. Когда от человека к человеку – о судьбе, о душе, о правде жизненной… Это мне в театре дороже всего…

– Наталия Васильевна, Ваше представление о счастье?

– Быть в мире, в ладу с самой собой.

– Ваше представление о несчастье?

– Потеря близких. Не обязательно физическая. Горько не только провожать в последний путь, больно отдаляться, терять душевную связь, так тоже бывает.

– Ваша главная черта?

– Терпение.

– Главный недостаток?

– Вредная я…

– Маргарет Тэтчер заметила: когда женщина проявляет характер, ее называют вредной бабой, когда характер проявляет мужчина, говорят: мировой парень. К каким человеческим порокам у Вас довольно снисхождения?

– К большинству. Сама небезупречна, так что же строго судить других… Слаб человек, щадить его надо, уметь прощать. Божеское это, божеское… Годы меня научили. Но вот с ленью мне очень трудно мириться, как в творчестве, так и в быту.

– С кем из когда-либо живущих на свете людей Вам хотелось бы перемолвиться?

– Сразу на ум пришел Тарковский. Вот сказала, и напрасно. Побоялась бы я с ним встречаться, не посмела бы. Я вообще робею рядом со знаменитостями, немею почему-то. Приезжал к нам Александр Калягин со своим блистательным “Et Cetera”, мой муж Анатолий Андреевич Стрельцов на правах директора свободно с ним общался, шутил, а я прямо цепенела. И на фестивалях, когда случалось приблизиться к известным театральным мэтрам, я всегда старалась быть незаметной. Мне кажется, они великие, а я такая маленькая… Но вот с Пушкиным я бы поговорила по душам. Его, наверное, не испугалась бы. Мне он представляется простым и веселым и, скажу больше, родным.

– Что Вы скажете Богу при встрече?

– … Ох-хо-ох… Прощения попрошу за прегрешения. И конечно, спасибо. В ножки поклонюсь. За всё. За жизнь, долгую и наполненную, за людей, что люблю и что любят меня, за мой бесценный, боготворимый театр. За то, что выбрала этот путь. Что он не кончается. Вот и свой юбилей встретила на гребне, на сцене, с новой ролью. Дай Бог не последней. Вся моя жизнь – игра, весь мой мир – театр. И я бы не желала ничего иного.

Марина Рыбак, специально для «Байкальских вестей».

Фото Анатолия Бызова, Лидии Карауловой.

На фото: Директор охлопковского театра и муж юбиляра
Анатолий Стрельцов, народная артистка России, лауреат
«Золотой маски» Наталия Королева и родной для иркутских
театралов режиссер Геннадий Шапошников;

С президентом российской национальной театральной премии
«Золотая маска» Игорем Костолевским

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии