Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Опять Байден и опять Трамп

13 ноября, 2023

До выборов президента США остался ровно год

Как издавна установлено в Америке, всеобщее голосование за главу государства состоится в первый вторник предпоследнего месяца високосного года (за исключением 1 ноября – в таком случае голосование проводится 8-го), то есть 5 ноября 2024 года. И уже который раз подряд приходится вспомнить расхожий мем о безответственности и легкомыслии американцев: мол, огромная страна, ядерная держава, а не то что за год, а даже в день выборов там не знают, кто станет президентом.

2ь.jpg

От Аляски до Флориды

В каждой шутке есть доля шутки, но случаев, когда победитель на президентских выборах в Америке получил более 60 процентов голосов, то есть победил с большим, заранее очевидным преимуществом, можно пересчитать по пальцам одной руки. Среди тех, кто добился такого результата, был Франклин Рузвельт, – 60,8 процента в 1936 году, когда он баллотировался на второй срок. К слову, ему не удалось превзойти эту планку в трех остальных кампаниях – 1932, 1940 и 1944 годов. И это у президента-рекордсмена, единственного в истории США избранного четыре раза. Затем 60-процентную планку едва перевалили Линдон Джонсон в 1964-м и Ричард Никсон в 1972-м (соответственно 61,1 и 60,7 процента), одолевшие явно неудачных конкурентов Барри Голдуотера и Джорджа Макговерна. На этом список президентов-«шестидесятников», включая более чем столетие всеобщих выборов до Франклина Рузвельта, исчерпан. Даже Рональд Рейган чуть-чуть не дотянул до 60 процентов – в борьбе за второй срок полномочий в 1984 году его поддержали 58,8 процента голосовавших избирателей.

Более того, трижды (в 1888, 2000 и 2016 годах) победитель выборов получил меньше голосов избирателей, чем проигравший, но занял Белый дом благодаря более важной поддержке в коллегии выборщиков. В настоящее время их 538, пропорционально численности населения каждого штата. Иными словами, президентские выборы в Америке не являются прямыми, и главной цифрой, символизирующей достижение победы, является 270 – большинство (50 процентов плюс один голос) в коллегии выборщиков. По этому поводу выпущено немало стрел, однако, с другой стороны, такая система подчеркивает права каждого штата, а в целом наличие в стране реального федерализма.

Почему получается такое расхождение? Во-первых, пропорциональность численности выборщиков все-таки нарушена в пользу малонаселенных штатов. Иначе, к примеру, Аляске или Монтане не достанется ни одного выборщика. Во-вторых (и это главное), в случае даже минимального преимущества одного из кандидатов среди избирателей ему автоматически отходят голоса всех выборщиков от данного штата.

Отсюда еще одна особенность выборов американского президента. Большинство из 50 штатов, а также федеральный округ Колумбия, как правило, каждый раз предпочитают кандидата от одной и той же партии. Скажем, Калифорния или Нью-Йорк почти всегда (за редчайшими исключениями) голосуют за представителя Демократической партии. Напротив, большинство избирателей в Техасе, Луизиане или Алабаме десятилетиями поддерживают кандидата от Республиканской партии. А раз вне зависимости от разрыва в голосах на прямых выборах все выборщики штата поддерживают победителя, то его конкуренту здесь нет смысла особенно «упираться», «сжигать ресурсы», то есть вести полноценную кампанию. 

Таким образом, основные события на местном уровне происходят в 10–12 штатах, которые принято называть колеблющимися. Это Флорида, Пенсильвания, Огайо, Мичиган, Висконсин, Аризона, Невада, Колорадо, Айова, Мэн, Джорджия, Северная Каролина. Именно перевес, которого добился тут Дональд Трамп в 2016 году и его соперник Джо Байден в 2020-м, определил итоги выборов.  

На приз Джимми Картера

Очевидно, Байден и Трамп будут конкурировать второй раз подряд. При этом Трамп станет вторым президентом после Гровера Кливленда, который в конце XIX века сначала провел в Белом доме один срок полномочий, затем проиграл выборы, но через четыре года баллотировался снова. Кливленду (кстати сказать, в отличие от Трампа, не республиканцу, а демократу) удалось «обратно» победить нового хозяина Белого дома Бенджамина Гаррисона и опять возглавить Америку. Поэтому Кливленд – единственный президент в истории США, имеющий сразу два порядковых номера, 22-й и 24-й. Получится ли такое у Трампа? Станет ли 45-й еще и 47-м?   

У Байдена другая номинация. До него только второй президент США Джон Адамс в конце XVIII столетия, а намного позже Ричард Никсон и Джордж Буш-старший смогли возглавить государство, проведя до этого 8 лет (два срока) в должности вице-президента соответственно при Вашингтоне, Эйзенхауэре и Рейгане. Но Адамс и Буш были затем президентами только по 4 года (один срок), а Никсон – чуть меньше полутора (ушел в отставку из-за угрозы импичмента). Байден 8 лет работал вице-президентом при Обаме и если выиграет выборы 2024-го, то оказывается на одном уровне с Никсоном. А проведя в Белом доме второй срок целиком, станет абсолютным рекордсменом в истории США в двоеборье «президент плюс вице-президент»: 4 срока полномочий – в общей сложности 16 лет.         

Еще один нюанс предстоящих выборов – запредельный возраст основных соперников. Тут все рекорды в американской истории давно – еще в 2020 году – побиты, а Байден и Трамп все больше превышают собственные результаты. Так, к моменту выборов Байдену будет почти 82 года (родился 20 ноября 1942-го), Трампу в июне следующего года исполнится 78 лет (родился 14 июня 1946-го). Для сравнения: самым пожилым до нынешнего дуэта был Рональд Рейган – он вступил в президентскую должность за две недели до 70-летия, а завершил второй срок почти в 78 лет. Из ныне живущих экс-президентов США только Джимми Картер, которому сейчас 99 лет (в Белом доме с 1977 по 1981 год), старше Байдена; Клинтон, Буш-младший, Обама и опять же Трамп – младше. Впрочем, среди всех президентов и всех кандидатов в президенты за всю историю США «юный» Трамп уступает только Байдену.      

Ну а все-таки?

В январе стартуют первичные выборы (праймериз) в обеих партиях. Первыми по традиции будут штаты Айова и Нью-Гэмпшир, а затем, к июню, праймериз состоятся по всей стране. Однако уже сейчас с большой долей вероятности Джо Байден (уровень внутрипартийной популярности около 70 процентов) и Дональд Трамп (примерно 60 процентов) по итогам первичных выборов будут официально выдвинуты в президенты на партийных съездах в конце лета. И только тогда предвыборная интрига развернется в полную ширь.

Между тем республиканцам едва ли удастся избавиться от «фактора Трампа», даже если он будет действовать, что называется, от обратного. Иными словами, официальное выдвижение Трампа от Республиканской партии не исключает, хотя и не гарантирует победу. А вот невыдвижение, даже если представить, что он не выиграет череду праймериз, точно приведет к поражению. Трамп с его характером едва ли подчинится партийной дисциплине и пойдет на выборы как независимый кандидат (то есть самовыдвижением). И в таком случае не победит в матче-реванше, но, расколов сторонников «партии слона», отнимет у официального кандидата республиканцев столько голосов, что обязательно возьмет верх кандидат Демпартии (в данном случае Байден). 

Ситуация в «партии осла» не то чтобы зеркальная, но и там в ближайшее время не найти удачную альтернативу Байдену. Несмотря на внушительный возраст, нынешний президент США, в отличие от внутрипартийных конкурентов, имеет относительно равномерную поддержку среди всех основных социальных групп, на которые опирается Демократическая партия. Во-вторых, мощной, размашисто-наступательной харизме Трампа может противостоять только опытнейший, уравновешенный соперник с колоссальным (полувековым) стажем публичной политики. Остальных, как уже показала практика, Трамп, по выражению заокеанской прессы, «передавит, как котят».

В завершение можно вернуться к началу. Сейчас шансы Байдена и Трампа на итоговую победу равны, причем – и в этом тоже парадокс – у каждого это будет второй срок президентства. Цифры многочисленных опросов крутятся вокруг 45 процентов за каждого из конкурентов; оставшиеся 10 процентов еще не определились, но сыграют решающую роль. Как и четыре года назад, большинство неопределившихся, отвечая на второй, уточняющий вопрос «Ну а все-таки?», предпочли Байдена. Однако и в 2016-м (когда Трамп уступил Хиллари Клинтон по голосам избирателей, но выиграл благодаря коллегии выборщиков), и в 2020-м подмечено, что некоторое число избирателей стесняется своих симпатий к Трампу и отвечает неискренне. К тому же возвращение в Белый дом для скандального миллиардера – это не только удовлетворение амбиций, но и, похоже, единственный способ избежать больших сложностей с законом. Так что предвыборный туман рассеется только утром 6 ноября 2024-го. Что и говорить – полнейшая безответственность…           

Юрий Пронин, «Байкальские вести», ИА «Альтаир».

На фото: Президентские выборы 2020 года в США.
Синим цветом отмечены штаты, где большинство избирателей
поддержало Байдена, красным – Трампа. За демократов –
густонаселенные штаты на обоих побережьях, за республиканцев
– в основном «глубинка»: Юг и Средний Запад

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии